Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Бросок тигра"

Олег  Горупай, Красная звезда

Южная Осетия / 28.11.2006

Вероятно, уже давно настало время воспринимать если не самого президента Саакашвили, то, по крайней мере, его политических покровителей и советников людьми вполне адекватными, владеющими современными политтехнологиями и способными реализовать их на практике в любой момент. Несмотря на то, что многие заявления грузинского лидера по-прежнему воспринимаются нами с определенной долей иронии и ничего кроме улыбки не вызывают, сегодня можно говорить о том, что практические действия команды "революции роз" приносят Саакашвили реальные плоды. Именно эти действия заставляют нас серьезно задуматься, и задуматься прежде всего над перспективами урегулирования грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов.

"Ястреб" улетел, но гнездо осталось


Перемещение министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили на должность министра экономического развития и его последующий уход из правительства на "вольные хлеба" ни в коей мере не говорит о том, что Тбилиси окончательно отказался от силового решения проблемы Цхинвали и Сухуми. Новый глава оборонного ведомства Грузии Давид Кезерашвили уже заявил о том, что недоброжелатели Грузии не должны испытывать никаких иллюзий по поводу ухода Ираклия Окруашвили, так как главной целью Грузии является восстановление своей территориальной целостности. Кроме того, Тбилиси по-прежнему отказывается подписать соглашение с Южной Осетией о невозможности применения силы при решении существующих проблем.
По всей видимости, Окруашвили просто принесли в жертву, дабы отвлечь внимание от истинных устремлений Тбилиси.
Различные источники приводят разные данные о вооруженных силах Грузии. Приведем лишь один из них, который, по нашему мнению, наиболее близок к реальности. Общая численность силовых структур от 29 до 31 тыс. человек. Бюджет министерства обороны на 2006 год - 614 млн. лари (341 млн. долл. США). На вооружении грузинской армии, по данным за 2006 год, состоит: 106 танков Т-72, 40 танков Т-55, 55 БМП-2, 40 БМП-1, 70 БТР-70/80, 50 МТ-ЛБ, 60 122-мм Д-30, 35 САУ "Гвоздика" и др., 20 установок "Град" и RM-70. ВВС насчитывают 9 штурмовиков Су-25 (4 модернизированных "Мимино"), 4 учебных самолета L-159 "Alca", 9 Ми-24, 8 UH-1H "Ирокез", 2 Ми-14, 20 Ми-8. Силы морской обороны насчитывают до 20 катеров советской, американской, немецкой, румынской, греческой и турецкой постройки. Наиболее мощными боевыми единицами являются 2 ракетных катера - "Тбилиси" и "Диоскурия". Первый - это катер советского проекта 206МР, полученный в 1999 г. от Украины. "Диоскурия" получена в 2004 из Греции, это катер французской постройки начала 1970-х годов типа "Комбатант-2". Еще один катер, "Батуми", получен также от Украины.
При Окруашвили Грузия резко увеличила численный состав своей армии. Если в 2005 году в ней насчитывалось 29.700 штыков, то к середине 2006 года под ружье уже поставлены 31.878 военнослужащих. Успешно реализована программа пополнения военного резерва (до 100 тыс. человек). В 2005 году грузинское военное ведомство приобрело и заключило контракты на поставку 24 танков; 97 бронемашин различных типов; 95 артиллерийских систем; около 100 тыс. единиц различного автоматического стрелкового оружия; 4 учебно-боевых самолета; 4 штурмовика Су-25; 4 фронтовых истребителя МиГ-23; 5 вертолетов; свыше 60 млн. единиц различных боеприпасов. Основными поставщиками данного вооружения и военной техники в Грузию являются Болгария, Чехия, Македония, Украина, Сербия, Албания, Венгрия и Румыния. Кроме того, начато строительство двух новых аэродромов и модернизация объектов инфраструктуры на авиационной базе Марнеули. При посредничестве различных фирм и корпораций США, Израиля, Японии и Турции осуществляется совершенствование системы связи танков, доводка штурмовиков Су-25 до Су-25 КМ "Скорпион", оснащение катеров береговой охраны морскими радарами корабельного базирования.

Межнациональный тупик


Громогласные заявления Саакашвили о нежелании применять силу в вопросе решения проблемы территориальной целостности страны можно воспринимать по-разному. Однако обратим внимание лишь на факты, свидетельствующие о том, как грузинский президент относится к выполнению собственных обещаний и не только по отношению к осетинам и абхазам.
Вернув под юрисдикцию Тбилиси Аджарию, Саакашвили неоднократно заявлял о том, что статус автономии будет не только сохранен, но и максимально расширен. Также он утверждал, что не станет подвергаться преследованию и бывший лидер Аджарии Аслан Абашидзе. Сегодня от автономного статуса региона практически ничего не осталось, и, по сути, председатель правительства автономии Леван Варшаломидзе единолично решает все насущные вопросы, мало считаясь с существующим верховным советом Аджарии. Городской же суд Батуми начал 17 ноября рассмотрение уголовного дела в отношении Аслана Абашидзе. Он обвиняется генпрокуратурой Грузии в злоупотреблении служебным положением и растрате более 98 млн. лари (56 млн. долларов) государственных средств.
Недовольны Саакашвили и в азербайджанонаселенных регионах страны. Во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию Саакашвили во всеуслышание обещал, что азербайджанцам в регионе Квемо-Картли будут обеспечены равные с титульной нацией условия для проживания. Но этого не произошло. В этом году азербайджанцы уже пикетировали офис Саакашвили в Тбилиси с требованиями справедливого перераспределения земель среди всех жителей Квемо-Картли. Они также потребовали принятия решения о восстановлении тюркских названий деревень, которые были "грузинизированы" при Гамсахурдиа, и чтобы азербайджанцы были шире представлены в районных администрациях губернии. В ходе разрешения межэтнических коллизий представители азербайджанской общины обозначили следующие претензии к грузинской власти: кадровая дискриминация азербайджанцев, отсутствие для них карьерных перспектив в Грузии; дискриминация при выделении земельных участков; закрытие азербайджанских школ; злоупотребления грузинских пограничников и таможенников.
В Самцхе-Джавахетии, населенной преимущественно армянами, ситуации еще серьезнее. В настоящее время Тбилиси, опасаясь возникновения здесь нового очага национальной напряженности и роста сепаратистских настроений, проводит политику национальной ассимиляции местного населения. Под предлогом малоземелья в Джавахетию переселяют сванов. Здесь правительство Саакашвили действует по следующим направлениям:
- замена руководителей в местных исполнительных органах власти на лояльных представителей Тбилиси, в том числе и армянской национальности;
- ведение всей официальной документации органов исполнительной власти региона исключительно на грузинском языке;
- создание социально-экономических преференций для грузин, которые решили переехать в Джавахетию;
- укрепление местных силовых структур. В отличие от других внутренних районов Грузии здесь есть местная жандармерия;
- широкие обещания щедрой финансовой помощи региону.
- создание жестких таможенных барьеров на пути приграничной торговли с Арменией и ограничение поступления в регион экономической помощи.
Как мы видим, помимо Южной Осетии и Абхазии у официального Тбилиси существует проблема "сепаратизма" и в некоторых других областях страны. В настоящее время перед командой Саакашвили остро стоит вопрос не допустить расползания данной проблемы в общегосударственном масштабе, так как есть еще Сванетия и Менгрелия, не слишком-то благосклонно относящиеся к режиму Саакашвили. Тбилиси сегодня необходимо во что бы то ни стало подтвердить свою способность справиться с этой "бедой", а для этого необходимо в назидание другим привести в столицу "на аркане" непокорную Южную Осетию.

"Пятая колонна"


Как утверждают некоторые политологи, при подготовке проведения альтернативных выборов в Южной Осетии обсуждалась возможность участия в них и Ираклия Окруашвили, как уроженца Южной Осетии. Однако в Грузии все-таки решили поставить на группу осетин из числа опальных цхинвальских чиновников, которых в свое время те же тбилисские политики называли сепаратистами.
Таким образом, параллельно с подготовкой к военному решению грузино-осетинской проблемы, которым занималось министерство обороны во главе с Окруашвили, власти Грузии, на этот раз по линии подконтрольных Мерабишвили специальных служб, вели разработку второго - менее радикального, но более трудоемкого сценария. Перспективы данного сценария заключаются в создании в Южной Осетии классической "пятой колонны". Речь идет о проекте "Верхняя Абхазия - Нижняя Южная Осетия" (напомним, что Кодорское ущелье переименовано Саакашвили в "Верхнюю Абхазию" и по аналогии "альтернативное" правительство можно именовать правительством "Нижней Южной Осетии"). Как некоторые считают, данный проект перевесил грубый военный путь решения этнических конфликтов, лоббируемый экс-министром обороны Грузии Ираклием Окруашвили. Создание "пятой колонны" вовсе не означает, что Тбилиси отказался от силового варианта. Кто может гарантировать, что у "альтернативного" правительства в самое ближайшее время не появятся собственные вооруженные формирования (при чьей помощи, вероятно, уточнять не требуется), которые со временем не вступят в открытое противостояние с подразделениями армии РЮО. В связи с этим можно предположить, что именно тогда у Тбилиси и появится реальный шанс воспользоваться своей военной машиной для предотвращения риска возникновения "гражданской войны" между осетинами и теперь уже под "благовидным" предлогом приступить к осуществлению плана "Бросок тигра", который, как утверждается, намеревались применить еще весной.

Великий соблазн


Данная версия представляется не такой уж и сомнительной. Саакашвили прекрасно понимает, что стратегический союзник - США вряд ли даст добро на силовой вариант развития событий, так как Америке по большому счету нет дела до урегулирования конфликтов в Грузии. Вашингтон, вероятно, устраивает наличие "горячих точек" в непосредственной близости от границ России. Именно эти проблемные точки Америка может использовать в качестве рычага давления на позиции Москвы как гаранта сохранения мира и стабильности в конфликтных зонах. Очевидно, что Саакашвили это не устраивает, так как вопрос возвращения "мятежных" территорий может растянуться на неопределенную перспективу, а грузинского президента уже поджимает предвыборный цейтнот. Тем более что экономические успехи правительства страны призрачны, положение народа если и улучшилось, то очень незначительно.
В обществе распространяется разочарование нынешним руководством Грузии, связанное с тем, что многие успехи нынешней власти достигаются авторитарными, нежели демократическими методами.
По мнению председателя Государственной Думы России Константина Косачева, Саакашвили и его окружение все-таки могут попытаться осуществить молниеносную войну, блицкриг. А объектом приложения сил в данном случае может быть только Южная Осетия, поскольку ситуация там кардинальным образом отличается от ситуации в Абхазии. Южная Осетия малочисленна по составу населения, у нее значительно слабее вооруженные силы, экономика, она изолирована от каких-либо внешних контактов за исключением Рокского туннеля, соединяющего Южную Осетию с территорией России. Так что соблазн очень велик.
Нет сомнения в том, что при любом раскладе сил Россия заинтересована в мирном урегулировании межнациональных конфликтов на территории Грузии. Ведь ни для кого не секрет, что боевые действия в Южной Осетии или Абхазии - это бикфордов шнур, тянущийся на Северный Кавказ. Очевидно и то, что термин "замороженные" конфликты, позволяющий отсрочить вопрос их решения на максимально возможную перспективу, теряет свою актуальность. Пока в Грузии верховодит режим Саакашвили, этого уже не будет. Не стоит уповать и на то, что Америка справится со своим ставленником и не допустит применения грузинским руководством силы по отношению к Южной Осетии и Абхазии, ведь по большому счету интересы Вашингтона и Тбилиси во многих аспектах совпадают.
В складывающихся условиях гарантия невозобновления боевых действий в зонах грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов может быть только одна - последовательная политика России по отношению к своему южному соседу. Причем политика жесткая, превентивная, опережающая возможные действия Саакашвили. Как свидетельствовали события последних двух месяцев, только такой язык общения доступен для восприятия грузинским лидером.

http://www.redstar.ru/2006/11/28_11/3_05.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме