Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Ислам выйдет на политическое поле

Олег  Кусов, МиК - маркетинг и консалтинг

24.11.2006

У "православной Москвы" появится "мусульманский противовес": Духовное управление мусульман Нижегородской области выступило с идеями о том, как обустроить Россию в духе ислама.

Ислам в прошлые времена спас многие малочисленные народы России от полной ассимиляции, утверждают представители духовенства. Но в наши дни, когда возобладала концепция построения православного государства, в России пора спасать сам ислам. Эта мысль лежит в основе документа под названием "Манифест. Сценарий политического представительства уммы во властных кругах Российской Федерации". Манифест разработан в Духовном управлении мусульман Нижегородской области.

Острую критику вызвали такие предложения, как введение квотирования мест за представителями исламской религии в органах власти всех уровней, учреждение "мусульманского" поста вице-президента России, частичная легитимизация шариата в местах компактного проживания мусульман по всей стране. Не осталась без внимания и глава документа "Единство мусульман с точки зрения шариата". Смысл ее сводится к тому, что "правитель, которого подразумевают хадисы Пророка, в условиях немусульманского общества - этот имам, религиозный лидер общины, потому что только его действия можно оценивать как соответствующие или противоречащие нормам шариата; к православному же царю или президенту эти нормы отнести невозможно". Критики манифеста истолковали эту фразу, как намерение мусульман оттеснить государственную власть на второй план, повысить значение мулл и имамов.

Ответственный редактор манифеста ректор Нижегородского исламского комитета и руководитель аппарата Духовного управления мусульман области Дамир-Хазрат Мухетдинов считает, что критики отнеслись к манифесту предвзято. На его взгляд, манифест - это всего лишь попытка мусульман принять участие в дискуссии на тему обустройства российского общества, но не политическая программа Духовного управления.

- Мусульманам трудно понять светскую власть. Например, прошедшим летом более 10 тысяч наших братьев собрались со всей России на земле предков - Булгаре - для того, чтобы отметить 1084 годовщину принятия ислама Волжской Булгарией, - рассказывает Мухетдинов. - Федеральные чиновники проигнорировали праздник, финансовую поддержку не оказали. Более того, на следующий день в Нижнем Новгороде светские власти, отмечая День России, послали мусульманам своеобразный "привет". Частью театрализованного представления на главной площади столицы Приволжского федерального округа стал захват корабля террористами в арабских национальных головных уборах. Естественно, многие стали проводить параллели с нами, поскольку в Нижегородской области нет арабов. Показательно, что даже глава Духовного управления мусульман области Умар-Хазрат Идрисов наблюдал праздничное представление по телевизору - в день России его не пригласили на трибуну, на которой находились полномочный представитель президента в округе, губернатор, архиепископ Нижегородский и Арзамаский. Видимо, побоялись реакции на такой "спектакль". После пытались оправдаться: среди арабов, мол, тоже христиане есть, мы не мусульман имели в виду.

Димир-Хазрат Мухетдинов обращает внимание, что даже в атеистическое советское время в областном центре функционировали татарские (с элементами ислама) средние школы и детские сады. Сегодня в Нижнем Новгороде ничего этого нет. Татарское население области ежегодно сокращается на тысячу человек, что может привести к исчезновению коренного для этих мест этноса. По словам мусульманского деятеля, исламофобия утверждается в обществе, и подвержены ей, прежде всего, чиновники. К тому же в России действует закон о церковной собственности, монастырских хозяйствах. В Государственной думе открыто говорят о лоббировании интересов православия.

- Почему в таких условиях нельзя вести квотирование для мусульманских депутатов в парламенте? - задается вопросом Мухетдинов.

У оппонентов мусульманского манифеста своя логика: разрушение единого государства начинается с малых проявлений сепаратизма, разрушение светского государства - с незаметным наступлением духовных лидеров на конституционные основы. Бывший заместитель министра иностранных дел России, политолог Федор Шелов-Коведяев считает, что идеи нижегородского манифеста выражают в основном интересы духовных лидеров, а не простых мусульман. На его взгляд, попытка перейти к теократическим формам правления даже на части территории светского государства выглядит по меньше мере странно.

- В манифесте содержится призыв к узакониванию неравенства, - говорит Шелов-Коведяев. - Квотные представительства в парламенте - это попытка сегрегации, путь в апартеид. Мусульмане могут стать жертвой самоограничения, когда их политикам законодательно будет запрещено занимать более определенного числа мест во властных структурах, несмотря на то, что способных войти в них может быть гораздо больше. В парламенте должны работать квалифицированные политики независимо от национальности и веры. Главное, что они должны пользоваться доверием, в том числе и мусульман.

Федор Шелов-Коведяев не исключает, что среди причин, побудивших нижегородских мусульманских лидеров к громким "шариатским" инициативам, есть и имущественные. По его данным, ряд зданий в Нижнем Новгороде, еще в XIX веке принадлежащих мусульманам, ныне занимают светские учреждения. Мусульмане уже ставили вопрос о "возвращении имущества", которое они, по их словам, намерены использовать в благотворительных целях. Но положительного ответа пока не получили.

Есть и другое объяснение активной деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области. Некоторые эксперты, связывают ее с общественно-политическими процессами в соседнем Татарстане. В Казани, на их взгляд, наблюдается попытка утверждения идеи образования мусульманского центра России, которому не чужда идея духовной независимости от "православной Москвы". Нижегородские мусульмане-татары подыгрывать своим собратьям, напоминая светской власти об имеющихся в их руках рычагах воздействия на российскую часть мусульманской уммы.

http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=31204




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме