Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Из воспоминаний об архимандрите Иоанне (Крестьянкине). Часть 1

Евдокия  Позднякова, Православие.Ru

21.11.2006

Мне хотелось, чтобы отец Иоанн все время гладил меня по голове. Но отец Иоанн пытался привести меня к тому, чтобы я принимала решения сама.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
1. По поводу послушания

Я же не была монахиней. Из неверующей среды я сразу оказалась в около-монастырской, в которой в 1980-е годы была очень популярна идея "беспрекословного послушания духовнику". На самом деле понятие "послушания" относится к монашествующим, новоначальным.

Уже позже, а аспирантуре, я столкнулась с ситуацией, похожей на послушание. Это когда к аспиранту прикрепляют профессора. И профессор проводит его между разного рода трудностями, и доводит до того момента, когда аспирант уже имеет собственную ценность и может дальше развиваться в структуре науки уже без чьей-то поддержки, самостоятельно.

В то время, отвечая на мою, мирянки, идею беспрекословного послушании духовнику, отец Иоанн писал: "Духовник не может жить за вас, этого никогда не было и не будет. И не спешите кого-то одного называть своим духовником".

2. По поводу моего духовника

Наш приходской священник ездил к отцу Иоанну. Я попала сначала к отцу Иоанну, а потом уже к тому священнику. Отец Иоанн говорил, что он уже старенький и поэтому быть моим духовником он не может. И поощрял ездить к этому другому священнику.

И вот, в какой-то момент, мой духовник переходит в Зарубежную Церковь.

Передо мной встает проблема: остаться с духовником или остаться в Православной Русской Церкви. Но по существу эта проблема выливается в более резкую: уйти от духовника или уйти из Церкви.

Ведь не принято "бросаться" духовниками, и мне казалось неэтичным оставить его.

Я, конечно, села в поезд и отправилась к отцу Иоанну. Я подумала: что он мне скажет, то и сделаю.

Что он мне сказал? Он ничего мне не сказал из того, что я предполагала. Он сказал: "А ты сама как думаешь? Признаешь ли ты Святейшего Патриарха Святейшим Патриархом?" И больше ничего не сказал и ушел в келью.

Так я в первый раз столкнулась со свободой выбора. Это ужас что!

Я ехала в поезде и всю дорогу не могла ни на что решиться, меня знобило.

Но дело было еще вот в чем. Перед этим, весной или летом, умер святейший Патриарх Пимен. (Это 1990 год.) И на Собор, на котором должны были состояться выборы Патриарха, приехали все архиереи. А весь народ молился, потому что перемена Патриарха могла повлиять - или улучшить, или ухудшить - положение Церкви.

В то время я ходила в храм Иоанна Воина на Якиманке (в Москве), где служил отец Николай Ведерников. К отцу Николаю приехал, и служил там митрополит Антоний Сурожский. И на всенощной владыка Антоний сказал такие слова: "Мы все сейчас молимся о Патриархе. И как же мы должны будем молиться о том, кого сами поставили между молотом и наковальней!"

Поскольку я молилась тоже, то и я почувствовала свою ответственность.

И вот, когда отец Иоанн спросил, признаю ли я Святейшего Патриарха Святейшем Патриархом, мне все же была задана опорная точка для принятия решения.

С печерского поезда я поехала на работу, а с работы - к духовнику. Он открыл дверь и сказал: "Что ты, дружище?" или "Здравствуй, дружок!"

Я смотрю на него, думаю: "Как он прекрасен...". Я залюбовалась сочетанием цветов: как красивы золотые очки... и как они подходят к бордовому цвету подрясника... - и говорю: "Батюшка, я больше к вам ходить не буду".

Он мне мстит. Он тоже отказывается от меня и говорит: "Ну, значит ты как будто ко мне и не ходила..." (Это неправда, я ходила! Нельзя же вычеркнуть из жизни эти годы!)

Отец Иоанн говорил мне: "Не спеши одного называть своим советчиком". Вот уже - не "духовником", а "советчиком".

И еще на мои сетования по поводу отсутствия духовника он сказал: "Учись добру у добрых людей".

Это его благословение стало исполняться буквально. Если мне до того не везло с учителями и учебой, то теперь еще несколько лет пришлось учиться. И я встретила на этом поприще таких людей, о которых даже не могла даже предположить.

Про того священника отец Иоанн так метафорично высказался: "Когда орел высоко летает, у него в какой-то момент на лбу начинает образовываться нарост. И этот нарост мешает ему видеть, и заслоняет собой солнце. А приходит время, и этот нарост сам отпадает и орел по-прежнему видит солнце".

Сама я страдала от этого раскола довольно долго. Но я и мои ровесники были людьми молодыми и перенесли эту травму сравнительно легко. Куда хуже пришлось людям в возрасте - им было сложно что-либо менять.

В конце концов, все получилось по слову отца Иоанна. Прошло лет десять или больше и этот священник принес покаяние и присоединился Патриаршей Церкви.

3

Как-то я встретила человека, который оказался рядом со мной в коридорчике, пока я спрашивала отца Ивана про духовника и Зарубежную Церковь. С ним дело обстояло вот как. Его мать и сестра ходили одновременно со мной к нашему духовнику. В это время этот человек сидел в тюрьме, все за него молились.

И вот, Н. выходит из тюрьмы, едет к духовнику матери и сестры, который молился за него. Тот его принимает хорошо и отправляет в Печеры - на послушание и к отцу Иоанну. Этот Н. живет в монастыре, ходит на полунощницы, все ему нравится.

За тот месяц, что Н. проводит в монастыре, наш духовник меняет направление. И тут приезжаю я.

Я начинаю с таких аккордов: "Ты знаешь, от духовника надо уходить". Естественно, я оказываюсь высмеянной.

После акафиста мы опаздываем, на автобус к таллиннскому поезду, берем такси. Н. на вокзале говорит мне, бросая таксисту деньги: "Это вашей Церкви от вашей Церкви".

Через некоторое время мы где-то встретились, Н. говорит: "А помнишь "от нашей Церкви вашей Церкви"? Знаешь, что мне сказал тогда отец Иоанн? Он показал на группу людей и сказал: "Вон, посмотри, ваши папские нунции приехали"".

Это по поводу рассуждения все было.

4

Меня послал о. Р. к батюшке с одной болящей, чтобы я за ней присматривала. Нас поселили в одной комнате. Я так изнемогла от ее выходок, но самостоятельно не могла отменить благословение и с ней расстаться. Я пошла объясниться к отцу Иоанну, что больше не могу с ней находиться, стала жаловаться ему...

А он мне шепотом говорит: "Тише, тише! люди могут услышать..."

5

Мой муж приехал впервые к батюшке со своим другом, когда им было лет по 19 - такие два парня в сапогах ввалились.

Отец Иоанн сказал: "Пересвет и Ослябя".

Принял их тогда в приемной под лесенкой.

Один из них стал священником - отец Александр Тихонов.

А моему мужу, он тогда работал алтарником и хотел священства, отец Иоанн сказал (дословно не помню, но мысль была такая), что рукополагаться можешь только тогда, когда все твои занятия (или привязанности) будут исчерпаны и потеряют привлекательность. То есть, когда по сравнению с желанием священства, все остальное потеряет свою ценность. (Шкалу ценности такую выстроил.)

Отец Иоанн был совершенно прав, потому что со временем стал проявляться увлекающийся характер моего мужа, которого увлекало все - иконопись, архитектура, церковные древности, и он постоянно горел какими-нибудь идеями, воплощал свои проекты...

Я, конечно, иногда вздыхала, что мой муж не стал священником, но помнила слова отца Иоанна, что "Церкви и алтарники нужны, и звонари нужны, и иконописцы нужны".

Отец Иоанн подарил ему тогда фарфоровый образок с митры, с изображением преподобного Сергия, сказал: "Носи его всегда с собой".

6

Лет 20 назад, когда я хотела писать иконы, отец Иоанн благословил мне заниматься этим делом и сказал: "Пиши, чтобы лики как живые были".

И подарил тогда иконочки - Иоанна Богослова, евангелиста Луки и "Прибавление ума".

Потом, через 10 лет, когда я хотела собрать книжку воспоминаний об отце Рафаиле, сказал похожие на это благословение слова: "Пиши, чтобы был виден лик. А то, как икона: бывает, что все написано, а самого лика не видно".

7. О замужестве

Мне было лет 17, я отцу Иоанну сказала: "Я хочу замуж". (Что может еще сказать девица с советским воспитанием, где была только одна логическая цепочка - кончил школу, надо выйти замуж.)

Он гладил меня ручками по голове и говорил: "Ты - цыпленочек, цветочек. Если бы ты знала: женщина каждый месяц терпит такие боли! И из мужчин кто ее пожалеет?"

По поводу замужества у отца Иоанна была точка зрения такая, что выходить замуж надо лет в 25. Мне казалось, что это слишком поздно. Но потом поняла, что это из человеколюбия только, потому что когда у меня родились дети, то я думала, что жизнь на этом закончилась.

Но это не было твердым правилом: так и никак иначе. Одна моя подружка лет в 19 поехала за благословением. Батюшка тоже ее не благословил - "цыпленочек". Но молодой человек, Костя, поставил ей решительное и жесткое условие - ему нужна была матушка - или выходить замуж, или больше не общаться. Отец Иоанн тогда благословил их брак.

Одной девушке, ей было лет 16, и она спросила батюшку про монастырь.

"Что ты, деточка, детских монастырей еще не открыли".

8

Мы очень часто одно время ездили в Печеры. И вот уже поехали с отцом Лукой и иконописной школой из лавры. Отец Иоанн сказал, что примет учеников иконописной школы у себя в келье и назначил время. Все заходят в келью, и я тоже.

Отец Филарет кричит мне: "А ты куда?" ( Я примелькалась.) - "А я тоже с иконописной школой". - А отец Иоанн так успокаивает отца Филарета, говорит ему: "А мы сейчас спросим отца Луку".

Батюшка всех посадил на диванчик, помазал святым маслом, давал отпить святой воды, а ту воду, которая оставалось, выливал за воротник, так, что под одеждой вода текла до пола. И на полу была вода.

Батюшка всегда был такой любвеобильный, бодрый, он действовал и двигался бодрее и быстрее, чем каждый из нас.

Там, в келье, стояла табуреточка, накрытая белым платочком. Я неловко задела эту салфеточку и отогнулся край, а на табуреточке лежали капельницы, шприцы и лекарства.

Батюшка благословил всех, а потом каждому уделил немного времени.

Когда мы выходили из кельи, отец Иоанн показал Евгению на отца Филарета и сказал: "Смотри - игумен, а полы у меня моет".

Сказал еще ему: "Помни, что есть только два пути" (то есть брак и монашество, и он сам должен выбирать).

Это 1991 год, на Иоанна Богослова, 9 октября.

9. Проповедь

9 октября 1997 года отец Иоанн служил на день ангела. Говорил проповедь: "Апостол Иоанн Богослов в старости уже не мог ходить, его носили под руки" - и тут все люди в храме, глядя на батюшку, заулыбались. "Апостол Иоанн Богослов - апостол любви, в старости говорил только со слезами: "Чадца, любите друг друга"".

10

Как-то раз перед службой видим идущего отца Иоанна и подходим под благословение. А его правую руку крепко держит отец Филарет и не отпускает. Отец Иоанн пытается выдернуть руку, у него ничего не получается, и говорит: "Хочу благословить, а не могу. Вот что называется в монашестве "отсечением своей воли"".

11. О явлениях

Отец Рафаил сказал: "Вы не знаете, как я прельстился? (В 1987 году был описан случай явления Божией Матери в одной газете. Эту газету издавал А. И., и, чтобы его вразумить, отец Рафаил так ситуацию развернул.)

Я говорю отцу Иоанну: "Благодать-то какая! Божия Матерь является!"

Отец Иоанн слушает - бежит мимо.

Я: "Радость-то какая! Божия Матерь является!"

Батюшка ничего не говорит - бежит мимо.

В алтаре, в храме, я его поймал и говорю: "Батюшка, благодать-то какая - Божия Матерь является!"

Он мне: "Вы - православный иеромонах. И, простите, такую чушь порете!"".

12

Одно время мы решили, что отец Иоанн - явление историческое. И решили записывать все его слова. Поскольку вокруг батюшки было всегда много народу, то и записывать решили все слова, обращенные к разным людям.

Отец Иоанн в этот день, увидев нас, сказал: "Пришли совопросники века сего".

Помню, записали слова о планах: "Утром планы похожи на расфуфыренную барышню. А вечером они хуже лохматого медведя".

А это была цитата из высказываний старца Амвросия, я потом в книжке прочитала.

13

Один раз мы приехали в Печеры с одним мальчиком и его мамой. Отец Иоанн сказал ему: "А почему у тебя такое лицо детское? Сколько тебе лет? Тринадцать? Да, в тринадцать лет и должно быть такое лицо... А потом мы так сделаем, что ты в армию не пойдешь".

Все, конечно, забылось. А потом, когда юношу освободили от армии, эти слова батюшкины вспомнились.

14

Одному мальчику, П., было 5 лет, отец Иоанн ему сказал: "Приезжай. Мы тебе сошьем подрясничек и маленькие четочки".

Мальчик приехал, ничего не забыл и спрашивает: "А где четочки, а где подрясник?"

Отец Иоанн тогда подарил ему свои четки.

15

Моя мама тоже съездила в Печеры, хотя долгие годы была противницей религии.

Отец Иоанн принимал тогда по несколько человек сразу. А потом, когда вышли из кельи батюшки и стали вспоминать его слова, оказалось, что каждый запомнил то, что говорилось другому, а не ему. И постепенно восстановилась картина, что было сказано каждому. Самое смешное было, что каждый удивлялся: а разве батюшка такое говорил?

Также маму удивило восприятие проповеди в храме. Тема проповеди была одна, но когда потом, сидя на Святой горке, пытались восстановить, о чем говорилось в проповеди, оказалось, что каждый запомнил только то, что затрагивало именно его. И об одной проповеди складывались совершенно разные суждения, как будто даже ничем в целое не связанные.

В 1998 году был тяжело болен, почти при смерти, иеродиакон Антоний. Его постригли в схиму с именем Андроник, и он выздоровел.

Мы с мамой, когда были в Печерах, помогали отцу Антонию на Святой горке. Мама страдала ревматизмом. Отец Антоний ее спрашивает: "Ты чего хромаешь?" - "Да вот, коленки болят". - "А что помогает?" - "Говорят, помогает крапива".

Дальше мама продолжает: "Иду я по горке, и на дорожке меня поджидает отец Антоний с крапивой в руке. Я с ним поравнялась, а он меня хвать крапивой по коленкам. Я - "Ой, что вы делаете? Больно!" А он смеется. А после этого я про коленки забыла - боль-то прошла.

16

Маме так понравилось в Печерах, что на следующий год она привезла с собой мою старенькую бабушку, чтобы ей все показать. Они даже работали на послушании.

А перед отъездом повела ее благословиться к отцу Иоанну.

И вот, они стояли в коридорчике и ждали, а скоро должен был отходить автобус, они нервничали, бабушка говорила: "Куда ты меня тащишь и зачем? Поехали так, мы везде опоздаем". Но мама была непреклонна, она знала, что они успеют везде и все сложится само собой, но все равно нервничала.

И перед отъездом их принял отец Иоанн. Бабушку расцеловал всю, сказал келейнице, чтобы она нашла ей икону святой Елены. Келейница поискала и сказала, что иконы святой Елены она не может найти и, скорее всего, они кончились, но вот икона великой княгини Ольги. Княгиня Ольга в крещении Елена, и эта икона подойдет.

Отец Иоанн тогда стал искать сам в ящичках и нашел, наконец, икону святой Елены, и подарил бабушке, и, прощаясь, сказал: "Ленушка, будешь Ваню вспоминать".

Причем, даже так: "Ленушка, будешь своего Ванечку вспоминать!" (А "Ленушке" уже лет 70 было.)

Восторга бабушки не было предела.

Когда мы приехали в Москву, ее распирали впечатления от Печер и от отца Иоанна. Она снова и снова пересказывала всем родственникам про "Ванечку". Родственники накинулись на мою маму: "Что ты сделала с матерью?"

И бабушка до самой смерти помнила отца Иоанна - для нее это оставалось прекрасным и светлым впечатлением.

17. "Старец ошибся"

На Рождество 2000 года я рассылала всем своим знакомым поздравления и отправила открытку отцу Иоанну с поздравлением с Новым годом и Рождеством.

Получаю письмо от отца Иоанна. Открываю. Читаю. Это поздравление с Рождеством. И вижу внизу - подпись и дата: 1999 год. А все празднуют двухтысячелетие со дня Рождества Христова.

Я думаю: "Старец ошибся. Наверное, с прошлого года осталось поздравление и мне его положили в конверт".

Прошло два-три дня, и я начинаю рассуждать: "Мы попраздновали Новый год 1 января 2000 года. Потом праздновали Рождество. А потом праздновали Новый год 13 января, тоже 2000 года. По церковному календарю Рождество приходится на отрезок времени между 1 января и 14 января. По календарю - это продолжение 1999 года. Таким образом, Рождество, которое мы праздновали, относится к 1999 году. Следовательно, не старец ошибся".

Вот текст этого поздравления.

"С Рождеством Христовым!

"Христос раждается, славите".

Вновь свет Вифлеемской звезды восходит над миром, отсчитывая возраст Того, Чье рождество возвещает она.

И возлежит Он - Богомладенец Христос - на восстание и падение многих, открывая помышления многих сердец.

Восстанем же, чадца Божии, восстанем, дорогие мои, озаренные Светом Христовой Истины, согретые теплом Христовой любви и утвержденные на стезях Христова Креста, чтобы возобразился в наших душах, в наших сердцах, в наших умах Сам Христос - Спаситель мира!

Дорогие мои, родные!

Поздравляю Вас с Рождеством Христовым и радостным приветствием сретаю вас: "Христос родился, и с нами Бог!"

Ваш смиренный благожелатель и богомолец

А[рхимандрит] И[оанн]

Рождество Христово, 1999 год.

(Продолжение следует.)

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/061121094453



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме