itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

С Россией на все времена

0
134
Время на чтение 5 минут
Будем надеяться, что политика нашей власти, направленная на демократическое самоопределение Абхазии и Южной Осетии путём всенародного референдума, приведёт к тому, что и Русская Православная Церковь сможет вернуть под свой омофор свои приходы в этих республиках

Итогом грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов, разразившихся в начале девяностых, стало не только провозглашение суверенитета двух бывших грузинских автономий - Южной Осетии и Абхазии. После событий 1989-1992 г.г. общение с Грузинской Православной Церковью, прямо поддержавшей ультранационалистическую политику первого президента Грузии Звиада Гамсахурдия, стало весьма затруднительным. Католикос-патриарх всея Грузии Илия II в 1990 году издал приказ, слова которого абхазы и осетины не забудут никогда: "Отныне убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невиновность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа, - говорится в этом документе. - Занести фамилию и имя убийцы в специальную книгу патриаршества и передавать из поколения в поколение как постыдное и подлежащее осуждению. Чрезвычайный приказ этот принят, дабы в Грузии навеки был изжит тягчайший грех и преступление против Бога и нации - братоубийство".
Храм св. Георгия Победоносца в Беслане

После разрыва церковных связей с Тбилиси православные Южной Осетии и Абхазии выбрали разные пути. Юго-Осетинские верующие неоднократно обращались к Русской Православной Церкви Московского Патриархата с просьбой о принятии под свой омофор. Однако, следуя церковным канонам, РПЦ посчитала невозможным удовлетворить эту просьбу. Тогда Юго-Осетинская Православная Церковь обратилась к Греческой Православной Церкви с просьбой о принятии под её юрисдикцию. 1 февраля 2003 года эта просьба была удовлетворена.

В Сухуми видят выход в восстановлении абхазской Поместной Церкви, существовавшей до конца XVIII века.

Примеров агрессивного национализма Грузии много и помимо пресловутого приказа патриарха Илии II. Иерархи ГПЦ, например, благословляли бандитов "Мхедриони" на геноцид осетинского населения.

Крайний национализм грузин отмечает управляющий Абхазской епархией иерей о. Виссарион - настоящий фронтовой священник. Со времён грузино-абхазской войны 1992-1993 годов у него хранится пробитая пулей скуфья: "Страшно, но крест и это одеяние обязывают!". Священника хорошо знали в абхазских окопах и на позициях. В Абхазии невозможность дальнейшего общения с ГПЦ, пожалуй, осознаётся ещё болезненней, чем в Южной Осетии. "Кто и кому дал право идти на захват чужих земель? - спрашивает о. Виссарион. - Это преступление перед Богом. И после всего, что они (как и в Южной Осетии, "они" - это всегда грузины) творили здесь, кто-то называет абхазов сепаратистами! Представьте, если муж будет постоянно избивать свою жену, не убежит ли она от него?". "Они жили здесь, как в раю, но их раздражала даже наша речь, - говорит священник Сухумского кафедрального собора о. Игнатий. - Их полному благополучию мешали только абхазы. Они бросали цветы под входящие в город танки и кричали: "Наши пришли!". - "Да, если бы местные грузины повели себя так, как приднестровские молдаване - никакой войны бы не было", - добавляет о. Виссарион.

В отличие от Цхинвала, Сухуму удалось наладить отношения с Москвой. По словам о. Виссариона, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II "совершил в отношении Абхазии равноапостольный подвиг". Он ни разу не дал понять, что "абхазский вопрос" создаёт сложности в общении между РПЦ и ГПЦ. Грузинские иерархи, полагает управляющий Абхазской епархией, сами должны попросить Московского Патриарха взять Абхазскую Православную Церковь под свой омофор. "Проблема должна быть решена в духе любви, а не территориальной целостности, - говорит о. Игнатий. - Вместо этого Грузинская Православная Церковь печётся только о своей канонической территории. Церковная иерархия ведёт себя так же, как и грузинские политики. С ними нельзя иметь никаких отношений". "Нам неоднократно предлагали: оставьте Россию, и мы дадим вам всё, - вспоминает о. Виссарион. - Рукоположим в епископы ваших священников, и даже предоставим автокефалию. Но ни один православный в Абхазии никогда на это не согласится. - Лезли к нам и "зарубежники", и папа Римский, - продолжает он, - но я их не пустил, я стоял на своём - будем только с Россией, Россия - наша защитница. Мы стали гражданами России ещё в XVIII веке, и нам самим решать, с кем нам быть. У Алании, на мой взгляд, единственный путь - находить контакт с РПЦ и разрывать отношения с Грузинской Православной Церковью".

По мнению эксперта института стран СНГ, пресс-секретаря Союза православных граждан Кирилла Фролова, не претендующего на выражение официальной позиции Русской Православной Церкви, в Южной Осетии и Абхазии сложилась очень сложная ситуация: "Они действительно не хотят возвращаться в Грузинскую Православную Церковь, - говорит К. Фролов.

- Единственным каноническим шагом в данном случае может стать организация подворий РПЦ в Сухуме и Цхинвале, которые, не нарушая целостности ГПЦ, будут окормлять абхазскую и осетинскую паству и местное духовенство".

Такое решение не является чем-то из ряда вон выходящим. В Москве, например, действует возглавляемое епископом подворье Грузинской Церкви, окормляющее проживающих здесь грузин, и деятельность его не вызывает никаких нареканий. В противном случае положение православных в непризнанных республиках может только осложниться.

"В Южную Осетию уже лезут раскольники всех мастей, вплоть до скандальной "суздальской секты", - подчеркнул Кирилл Фролов. По его мнению, несомненную позитивную роль в разрешении проблемы может сыграть Аланское патриаршье подворье, расположенное в московском храме Рождества Богородицы на Солянке и возглавляемое о. Саурмагом Баззатэ.

70-тысячная Южная Осетия моноконфессиональна. Здесь нет мусульман, католиков, разве что несколько приезжих. Однако тут, как и во многих других местах бывшего Советского Союза, активно действуют не испытывающие недостатка в средствах различные сектанты - пятидесятники, баптисты и Свидетели Иеговы. Все они, кроме последних, подчиняются своим грузинским руководителям и, по словам о. Георгия, "ведут откровенно подрывную деятельность, занимаясь шпионажем в пользу Грузии".

В Цхинвале - четыре действующих храма. В сёлах их ещё шесть. "Другие - в плачевном состоянии, - констатирует о. Георгий. - Духовенства мало. Многие священники не выдержали жизни в страхе насилия со стороны Грузии и подали прошение об отставке. Во время августовских боевых действий прошлого года в крышу построенного в Х веке храма святого равноапостольного царя Константина и Елены попал снаряд. Другие храмы, например, известная с V века церковь, освященная в честь святых жён-мироносиц, также подвергалась ежедневному обстрелу". Отец Георгий уверен, что это были целенаправленные действия грузинской стороны.

В Абхазии действуют около двадцати православных храмов и Новоафонский монастырь. До революции их было 137, причем половина приходов была абхазская, и лишь несколько грузинских находились в Гальском районе. "Абхазы были изгнаны из храмов, но не приняли ислам, - отмечает управляющий Абхазской епархией. - Крест - это оружие, это защита, это - всё. Если нет креста, нет и оружия, нельзя чувствовать себя защищённым".

Сказать, что местные власти очень уж пекутся о Православии, нельзя. "Все кандидаты в президенты Абхазии приходили в церковь, чтобы показать, что они христиане, - рассказывает о. Виссарион. - Но дела их - не христианские. Государство должно вернуть Церкви древний Пицундский храм (сейчас в нём находится орган) и Драндский монастырь, в котором ныне расположена тюрьма".

Многие считают Абхазию мусульманской республикой. Однако, по словам о. Виссариона, здесь "есть некрещёные, а не мусульмане".

Пару лет назад появились сообщения о наличии в республике ваххабитов. "Ваххабитов у нас нет", - говорит управляющий Абхазской епархией. Смысл этих разговоров, по его мнению, в том, чтобы представить Абхазию, вместе с мусульманским Северным Кавказом, - исламским клином, вбитым между православными Россией и Грузией. Но говорить о том, что православие сдаёт свои позиции в регионе, явно преждевременно. Во время войны у о. Петра в Лыхнах крестили и чеченцев, и турок, и азербайджанцев...

http://www.russdom.ru/2006/200611i/20061110.shtml

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Амелина
​​​​​​​Фантом пантюркизма
Кто мешает активной политике России на Кавказе?
15.06.2022
Аналитический доклад «Группы смерти» как угроза национальной безопасности России»
К выходу новой книги Кавказского геополитического клуба
22.05.2017
Россия: между «цветной революцией» и сменой элит. Стране нужны идеология и элитозамещение
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
15.05.2017
Все статьи Яна Амелина
Последние комментарии