Между тем именно среди иностранных и иногородних спектаклей было что посмотреть. Программу "большой формы" открыла шоу-спектаклем "Арамии" лауреат уже двух "Витязей" болгарская труппа "Нешанал арт" и её худрук Нешка Робева. В прошлом вице-чемпионка мира по художественной гимнастике, а ныне европейски известный хореограф, Робева удивительным образом сочетает в спектакле элементы гимнастики и болгарских национальных танцев. "Арамии" погружают зрителей в мир старинных легенд и национальных верований, в которых благородные разбойники творят мир на земле. Танцы молодой труппы полны экспрессии и зажигательности, в дни жестоких этнических разборок на планете они взывают к миру, согласию и пониманию.
С драматическими спектаклями дело обстояло немного сложнее. На фестивальной научно-практической конференции "Духовные традиции славянского театра" шёл разговор именно о том, по каким критериям следует отбирать спектакли на форум. Не секрет, что на предыдущих смотрах судили порой по формальному признаку: достаточно было, как говорится, отметиться постановкой по классике. Иногда не важно, какого уровня. Памятуя о девизе фестиваля "За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека", участники задались вопросом, а возможно ли ведение "неугодного" театрального дела по Промыслу Божьему. В качестве ответа Бурляев привёл в пример знаменитый моноспектакль Алисы Фрейндлих "Оскар и розовая дама", в котором смертельно больной мальчик обращается с письмами к Богу, и добавил, что творчество любого крупного художника всегда неизменно пронизано христианскими мотивами.
"Душа человека богаче, чем хочет её представить современный театр, - сказал худрук Омского драматического театра "Галёрка" Владимир Витько. - Если у тела могут быть сотни движений, то у души их космос. И открывать их можно бесконечно, ставя, к примеру, пьесы Вампилова, в которых заключены все 12 заповедей Христа. А доктор богословия Михаил Дунаев подтвердил, что беда современного театра - во внеэтическом подходе к изображению действительности, в то время как этическое и эстетическое должны быть уравновешены.
Духовная традиция сильна там, где режиссёр умеет донести до публики мысль автора. Всё очень просто, и никаких модернизаций не нужно. В этом смысле показательна постановка "Власти тьмы" Льва Толстого Владимирской облдрамой, которая именуется сегодня "Театральный комплекс". Вот уж, казалось бы, где можно было порезвиться - и блуд бесконечный, и детоубийство, ну а покаяние можно очень по-разному изобразить. В постановке же Владимира Кузнецова главной мыслью звучат слова старика Акима: "Бог-то! Бог-то! Он во!" Он везде, и от взора его не укроется "птичка", которая "коготком увязла" в грехах своих. Мысль эта зримо воплощена сценографом и автором костюмов Павлом Дорошенко. Всё действие происходит на фоне огромного - во весь задник - лика Спасителя, на котором во время узловых мизансцен ярко высвечиваются глаза. От них никуда не укрыться. Как просто и насколько точно угадан нерв толстовской драмы, "беспощадной правдой" которой восхищались современники Толстого и по которой мечтал снять кино Сергей Герасимов.
Спектакль этот, показанный на Камерной сцене, можно считать эталонным для форума, провозглашающего столь высокие идеалы. Как и искренний, тёплый, удивительно точный по интонациям спектакль Владимира Злобина "Ты кто? Я знаю тебя" по рассказам Андрея Платонова в Кировском театре кукол. В этом спектакле тоже есть сокровенность - гениальный Платонов угадан в нём, иначе бы ничего не свершилось. Сколько радости доставили бы писателю куклы, вырезанные из дерева О. Торбеевым! Настоящие скульптурки - образы, адекватные словесным скульптурам автора. Они живут отдельной от актёров жизнью в детском спектакле, и ведёт их к осознанию простых истин, как и всех нас, зрителей, маленький мальчик Никита в замечательном исполнении Владимира Хлопова.
Поразил зрителей и моноспектакль Нины Добриковой "На переправе". От имени старухи исполнительница общается со зрителями, как с попутчиками на пароме. И в звенящей тишине зала постигаем мы те же истины, что и на толстовском, и на платоновском спектаклях. Вообще-то так и хочется сказать, что успех фестивальной "камерной сцены" неслучаен, хочется сделать вывод, что люди устали от "громких" представлений, камерные спектакли им любы больше, потому что космос человеческой души только там и открывается в полной мере.
А примером откровенной неудачи стал, к сожалению, спектакль Республиканского театра белорусской драматургии (Минск) "Путь в Царьград" по трагикомедии сербского поэта Зорана Костича. Пьеса посвящена проблемам взаимоотношения славян с Западной Европой в эпоху глобализации, когда многомудрые суды в волевом порядке решают судьбы целых народов, решая, выдать им пропуск в век ХХI или нет. Сергей Ковальчик поставил пьесу в жанре эстрадно-буффонадного представления, в котором из-за грохота литавр в буквальном смысле не слышно слов. А слова в этом спектакле должны были стать самым главным, Зоран Костич, как никто, близок в своих мыслях к Фёдору Тютчеву с его обращением "К славянам". И как знать, если снять этот вульгарный антураж и эстрадные штампы и придать пьесе больше камерности, мысль автора об объединении славян будет услышана? А пока звоны "Царьграда" и содержание его существуют на отдельных планетах.
О многих спектаклях можно было бы написать, очевидно одно: в целом они составляют слишком пёструю картину и программа ещё слишком грешит формализмом. А ещё тем самым "внеэтическим подходом" к изображению действительности, а чаще просто банальным прочтением авторов. Как тут не произнести сакраментальное "лучше меньше, да лучше"? И когда "Витязь" преодолеет эти препоны, у него есть шанс стать уникальным театральным фестивалем, на котором "и один будет в поле воин", и "космос движений души" будет услышан.
Главные лауреаты IV международного театрального форума "Золотой Витязь"
НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. БОЛЬШАЯ ФОРМА""Золотой Витязь" - "Мёртвые души" Московского театра им. Вл. Маяковского (режиссёр С. Арцибашев)
"Серебряный Витязь" - режиссёр Б. Морозов за спектакли "Гамлет" и "Давным-давно" в Центральном театре Российской армии и "Горе от ума" в Белгородском драматическом театре им. М. С. Щепкина
"Бронзовый Витязь" - "Лето Господне" Омского драматического театра "Галёрка" (режиссёры А. Русинов и Н. Русакова)
НОМИНАЦИЯ "ДРАМА. МАЛАЯ ФОРМА"
"Золотой Витязь" - "Белые ночи" театра "Мастерская Петра Фоменко" (режиссёр Н. Дручек)
"Золотой Витязь" - "На переправе" автора и исполнителя Н. Добриковой
"Серебряный Витязь" - "Живи и помни" МХТ им. Чехова (режиссёр В. Петров)
"Бронзовый Витязь" - "Чморик" Драматического театра Тихоокеанского флота (режиссёр С. Мальцев)
Золотой медали им. Н.С. Мордвинова "За выдающийся вклад в театральное искусство" удостоены Юрий Соломин, Владимир Зельдин и Людмила Касаткина
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg462006/Polosy/11_3.htm