Листом красиво дерево, а одеждою тело

0
172
Время на чтение 9 минут
Я долго не могла решиться приступить к этой теме, мешали привычные отговорки, что православным вообще негоже думать о внешнем виде.

Внешний вид - пустое?

А потом вспомнила одну знакомую, назовем ее Н. Дело было лет 13 назад, в ту пору я была типичным "вдушевером", т.е. со времен крещения в церкви уже лет пять как не показывалась. В нашем квартале как раз открылась после реставрации старинная церковь и у меня все чаще и чаще начало появляться желание туда пойти. И тут на детской площадке мы познакомились с Н. и стали часто гулять вместе, благо наши дети, и старшие, и младшие, были ровесниками.

Думаю, похожих на Н. женщин встречали все и не раз - застиранная бесформенная юбка, стоптанные туфли со сбитыми каблуками, небрежно повязанный платок и выбивающиеся из-под него пряди грязных нечесаных волос.

Поначалу мне ее было очень жаль - семья малообеспеченная, дети маленькие, свекровь нездорова, где уж тут за собой следить? Однако годы шли, дети подрастали, муж Н. регулярно приносил из церкви мешки с гуманитарной помощью, многое отдавали ей соседи, в том числе и весьма небедные, а воз все оставался там же.

Когда мы пытались поговорить с Н., что-то ей посоветовать, она отгораживалась "Добротолюбием" и, глядя куда-то поверх голов, повторяла одну и ту же фразу, что внешний вид - это все пустое, а главное - духовная жизнь. Дело кончилось тем, что мамаши на детской площадке дружно решили, что православные все на голову больные, а наши мужья начали не в шутку опасаться, что мы уподобимся Н. Надо ли удивляться, что в те годы никто из нас до церкви так и не дошел?

Православная униформа

К сожалению, есть у нас у всех одна общая беда - отсутствие культуры одежды. Причин тому много - и нищие советские годы, когда носили не то, что стоило бы надевать согласно ситуации, а что сумели "достать" (терпеть не могу это слово), и прерванная культурная традиция, и засилие низкопробных сериалов "из красивой жизни" на телевидении. В итоге мы утеряли традиции и вкус, воспитывавшиеся в семьях и передававшиеся из поколения в поколение, зато приобрели фразы о том, что говорить об одежде недостойно мыслящего человека, а в особенности христианина.

И получилась парадоксальная вещь. Церковь - это ведь дом Божий на земле. Мы украшаем этот дом, потому что Царь заслуживает всего самого лучшего. Мы обряжаем иконы в драгоценные оклады, мы приглашаем художников расписать стены храмов, мы возжигаем свечи из самого чистого воска и воскуряем самые лучшие благовония. Мы стараемся, чтобы духовенство было облачено в самые красивые парчовые ризы, чтобы чудо Евхаристии было самым прекрасным Царским Пиром... И мы приходим на это пир замарашками, потому что считаем, что наш собственный внешний вид совершенно не важен, что это дело даже не второ-, а десятистепенное. Между прочим, в дореволюционном русском языке было интересное выражение "кобеднишная одежда", и означало оно самый лучший наряд, который надевался только для похода в церковь, к обедне.

В своем неофитском энтузиазме, вознося второстепенное выше вечного, мы порой облачаемся в подчеркнутую "православную униформу" вроде бедной Н., так и не понявшей, что для всех нас она сыграла роль антимиссионера, на долгие годы оттолкнув от церкви по меньшей мере десяток человек.

Именно поэтому я решила все-таки поделиться своими мыслями по поводу того, как стоит одеваться современной православной женщине.

Основных правил, собственно, четыре - аккуратность, чистота, простота и экономия.

Думаю, с этим согласятся все.

На мой взгляд, гардероб ни в коем случае не должен быть дорогим. Как этого достигнуть - путей несколько. Меня, например, выручает то, что я шью сама.

Несколько проверенных выкроек, ткани, купленные по "самой-самой-самой последней" уценке по цене 10 - 15% от первоначальной стоимости - и очередной костюм обходится в сущие копейки. Еще для меня большим подспорьем всегда были магазины "секонд хенд" и распродажи. Как ни странно, в этих магазинах часто можно найти вещи хорошего качества по невероятно низким ценам. Когда-то давно я работала на фирме, где существовал достаточно жесткий дресс-код - в течение недели ни один элемент гардероба не должен был повторяться. Соответственно, у меня было по меньшей мере пять (по-моему, даже больше) комплектов одежды, состоявших из юбки, жакета, блузки и туфель, купленных в этих самых магазинах. Самый дорогой комплект стоил в переводе на российские деньги... 500 рублей, а прослужили они мне несколько лет.

За годы церковной жизни в России, Канаде и Америке мне доводилось видеть множество самых разных женщин, совершавших, к сожалению, одни и те же ошибки. Мне кажется, об этих ошибках стоит поговорить, чтобы не служить невольным соблазном своим ближним. Порой мы просто не задумываемся о том, что, вовсе того не желая, смущаем находящихся рядом людей и создаем о себе весьма странное впечатление, которое не столько привлекает, сколько отталкивает неверующих или колеблющихся.

На ошибках учимся

Итак, на что стоит обратить внимание. Для начала, есть некоторые стили одежды, которых, собираясь в церковь, лучше избегать целиком и полностью. А именно: спортивный, пляжный, фольклорный и эротический. Эти стили хороши в соответствующей обстановке, а вот в церкви футболки, парео, блестки, гипюровые блузки и обтягивающие кофточки и юбки смотрятся неуместно. Кстати, мало кто знает, что босоножки с открытыми пальцами и всевозможные шлепанцы также относятся к пляжной одежде.

Вообще, золотое правило гласит - чем скромнее и консервативнее, тем лучше. Мягкие приглушенные тона гораздо более уместны, чем яркие и сочные. И причина этого проста. Вне зависимости от нашего желания глаз человеческий автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям.

Лучше всего, чтобы одежда была комфортной, не мешала двигаться и совершать поклоны. Вопреки традиции я вовсе не являюсь сторонницей длинных юбок. Причина проста - такую юбку нужно уметь носить. Нашим прабабушкам было проще - это был их естественный стиль одежды, они с малолетства от мам и бабушек набирались премудрости как ходить, как подбирать подол, пробираясь по грязи, поэтому и выглядели всегда аккуратными. Нам же все приходится осваивать на собственном горьком опыте, вытягивая подолы, обрывая подпушку, заляпываясь по уши грязью, тыкаясь в пол носом при попытке встать с земного поклона.

Нам говорят - одевайтесь в длинное, и при этом никто не объясняет, что длинная юбка совершенно не смотрится с хозяйственными сумками и спортивными рюкзаками, что ходить в ней нужно мелкой семенящей походкой, а не крупными шагами вечно спешащей жительницы мегаполиса, что на лестнице юбку нужно приподнимать, иначе дело чревато травмами, порванными или вытянутыми краями и неотстирывающейся грязью по всему подолу, что делая в длинной юбке земной поклон, нужно не забыть слегка подтянуть ее вверх, иначе потом будет очень трудно встать. Короче, мороки с ней очень много, а шансов выглядеть неаккуратно или нелепо еще больше.

На мой взгляд, единственный критерий, которому должна отвечать юбка, - это длина ниже колена. Насколько ниже, какого цвета и покроя, из какой ткани - это все дело хозяйское с учетом нескольких нюансов. Легкие летние юбки зимой смотрятся не очень хорошо, если есть возможность, лучше оставить их все-таки до теплой погоды. Вечерние юбки также лучше отложить для соответствующих случаев, в церкви они выглядят не лучшим образом. Длинные разрезы, открывающие ногу значительно выше колена, в церковном обиходе тоже не приняты. Как ни крути, это все-таки не слишком скромный вид. Хорошо бы, чтобы юбки не были обтягивающими или слишком прозрачными, и чтобы верхняя часть одежды (блузка, жакет, жилет) была достаточно длинной, иначе мы рискуем, совершая поклоны, сильно сконфузить тех, кто стоит сзади нас. Правило тут таково - чем уже юбка, тем длиннее должен быть "верх".

Не так давно на моих глазах случились две не очень приятные истории. В первом случае девушка пришла летом на литургию в белой тонкой юбке до полу. Купила свечи, подошла к иконе у солеи, положила поясной поклон и под юбкой четко пропечатались фасон и расцветка весьма эротических трусиков. Честно говоря, мне и моим спутникам в тот момент стало весьма неловко. Во втором случае очень скромная девушка, всегда одевающаяся по-уставному, пришла в храм в недлинной блузке, надетой навыпуск. Тоже положила поклон, блузка задралась вверх, выставив на всеобщее обозрение резинки трусов и колгот. И девушка, и невольные свидетели этой сцены испытали большой конфуз. Мне кажется, имеет смысл проверить свой гардероб на наличие таких вот "предательских" вещей, и если что-то найдется, просто не надевать их в храм, так и нам самим спокойнее будет, и других людей мы ненароком не смутим.

Еще стоит по возможности избегать одежды с надписями на иностранных языках. Причин тому две. Во-первых, существуют крупные мировые Дома Моды, украшающие изделия своим логотипом. Продукция таких Домов стоит весьма дорого и демонстрировать ее в церкви не очень этично по отношению к гораздо менее обеспеченным людям. Подделки же под известные марки обычно исполняются небрежно, с плохим качеством. Такие вещи не очень-то красят своих обладательниц.

Во-вторых, надписи на одежде бывают порой весьма двусмысленного, а то и откровенно пошлого толка. Не понимая, что написано на блузке, сумке или платке, мы рискуем поставить себя в смешное или затруднительное положение. Знакомые как-то раз рассказали о молодой девушке, с трудом отбившейся от толпы уличных подростков. Как выяснилось позже, на блузке у нее красовалась испанская надпись, свидетельствующая о ее пристрастии к групповому сексу. Девочка, кстати, была вполне тихая и домашняя и понятия не имела, что там написано, ей просто понравился цвет блузки.

Короче говоря, мое мнение таково - одежда должна быть аккуратной, скромной и комфортной, чтобы не мешать молиться на достаточно долгих службах. У меня, например, ситуация достаточно парадоксальная - я могу часами ходить на высокой шпильке, а от плоской обуви уже через полчаса не знаю куда деваться от болящих ног и спины. Такое вот не часто встречающееся строение ступни, что поделаешь. Кто-то предпочитает плоскую обувь, кто-то маленький каблучок - все это прекрасно. Главное, чтобы сапоги и туфли были начищены, набойки на каблуках прибиты и чтобы обувь не стучала по церковному полу. Все-таки передвигаться в храме мы должны неслышно, не мешая молиться другим людям.

Платки или шляпки?

Православным женщинам принято покрывать голову, хотя многие продолжают спорить с этим постулатом. На мой взгляд, дискутировать здесь негоже, надо просто смириться и подчиниться церковным правилам. Другое дело, что мне непонятно, почему в качестве эталона нам предлагают ориентироваться исключительно на деревенскую культуру. До революции в России наряду с деревенской существовала и культура городская, допускавшая не только платки, но и шали, шляпы, шапочки, береты. На нашем приходе все эти виды головных уборов допустимы, что мне очень нравится. Если честно, платки идут далеко не всем и плохо смотрятся со многими видами одежды, например, с жакетами. На мой взгляд, лучше пусть головной убор сочетается со всей одеждой по стилю и цвету, чем режет глаз своей неуместностью. Знакомую барышню восьми лет от роду приводят в храм чаще всего в нарядном платье в черно-белую клетку. Перед причастием мама повязывает ей голову полосатым бело-малиновым платком, отчего симпатичная девчушка на глазах превращается в нелепую дурнушку. Другая барышня, чуть моложе, приходит в церковь в симпатичной шапочке, подходящей по цвету к ее сарафану и нарядной блузке. От одного взгляда на нее настроение становится праздничным.

Что касается сумок, в идеале, хорошо бы спортивный рюкзак все-таки оставить для занятий спортом. И еще неплохо бы иметь в арсенале две сумки - темную для зимы и светлую для лета. Фасон, размер, цвет, стоимость - это все дело личного вкуса и возможностей. Единственное, чего все-таки стоит избегать - это обилия блестящей фурнитуры, стразов (искусственных камней) и висячих брелоков и цепочек. Разукрашенная подобным образом сумка редко кого украшает, а в сочетании со скромным нарядом выглядит весьма нелепо. Кстати, помимо сумок существуют еще и весьма аккуратные рюкзачки, с которыми мне лично стоять в церкви гораздо удобнее, чем с сумками - и руки свободны, и вес распределен более равномерно.

Непрестанно радуйтесь!

Немаловажную роль играет и цвет. В суете нашей жизни мы почему-то частенько забываем, что православие - это религия радости! Как бы ни было тяжело в жизни, какие бы нас ни посещали утраты, мы же знаем, что Христос победил смерть, мы помним, как говорили наши великие святые - "Радость моя!", "Непрестанно радуйтесь!". А мы... мы, почему-то гораздо больше хмуримся и скорбим и частенько норовим обрядиться в траурные одежды. И получается, что люди, не знающие православия, видят в нас совсем другое - религию горя, тьму, а не свет. А ведь даже плач наш о грехах - радостотворный, несущий мир, радость, тишину. А какая же радость в трауре?

Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета.

Часто на приходах встречается еще и такая традиция - стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться - сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился - каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала - все внимание было занято совсем другими вещами. В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И... получила упрек за то, что оттенок не тот. Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде "неуставного" цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной.

По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать - соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.

И последнее - собираясь в церковь, лучше избегать духов и помады, даже гигиенической. Пусть в храме пахнет только воском и ладаном, а на иконах не остается отпечатков намазанных губ. Если день ветреный и холодный и губы приходится смазывать для защиты, давайте не будем забывать, войдя в храм, вытирать их бумажной салфеткой. До сих пор не могу забыть, как в прошлом году в Великую Пятницу было грустно видеть алый отпечаток, появившийся на белоснежном воздухе буквально сразу же после выноса Плащаницы.

http://www.pravmir.ru/article_1464.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Федорова
Благословленный преподобным Иовом Почаевским
К 135-летию со дня рождения архиепископа Виталия (Максименко)
22.08.2008
Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о православии
Доклад на секции "Информационные технологии, Интернет и мультимедиа на службе Церкви и религиозного образования" на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях "Православные ценности и современное образование"
01.02.2008
Все статьи Татьяна Федорова
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35