Уходили праздники...

0
168
Время на чтение 4 минуты
Нам дан уникальный шанс укоренить в российском календаре единственный (пока) праздник, который бы нерасторжимо сочетал гражданский пафос и сакральный смысл. И в наших силах сделать всё, чтобы обыватель не воспринимал этот действительно великую дату как натянутую замену дню 7 ноября.

Я очень ревностно и трепетно отношусь ко всему, что связано с так называемой "Эпохой Застоя". Как-никак, именно на этот период пришлись лучшие годы моего действительно счастливого детства, именно тогда я прошёл через Таинство Крещения (самое первое отчётливое детское впечатление). Так или иначе, Советскую Атлантиду я буду чтить всегда. Моё отношение к ней можно сравнить с кодексом чести юного японского самурая Тацу, который до глубокой старости охранял остров, на котором ему приказало нести пост командование ещё во время Великой Отечественной Войны.

Календарный цикл гражданских праздников тоже с детства воспринимался мной как нечто незыблемое. До сих пор из памяти не выветрился тот факт, что 8 февраля положено отмечать День Юного Героя-антифашиста, а День Победы я котирую почти так же высоко, как и Новый Год. Следом в списке личных предпочтений всегда шло 7 ноября. Праздник ассоциировался с первым снегом, несмело подмерзающими лужами и как бы психологически подготавливал сознание к переключению на зимний режим.

Несмотря на то, что прошлогодняя отмена тожеств в честь Октябрьской революции никак не могла меня порадовать, учреждённый вместо них День народного Единства, я сразу принял всем сердцем. Произошло это по двум причинам. Во-первых, 4 ноября чествуют Казанскую Икону Богородицы, в день которой 21 июля я появился на свет, а, во-вторых, этот праздник совпадает ещё и с Днём памяти Семи Отроков Эфесских, один из которых покровительствует моим именинам 17 августа.

Само собой, праздник 4 ноября имеет под собой глубокие традиции и в отрыве от перечисленных индивидуальных факторов, чего нельзя сказать о 7 ноября. Последний так и не оставил после себя особых обычаев и песен. Единственное, что приходит на ум - уныло саркастичный "Ангел Всенародного Похмелья" Бориса Гребенщикова:

Уже прошло седьмое ноября,
Утихли звуки шумного веселья.
Но что-то движется кругами, все вокруг там, где стою я;
Должно быть, ангел сенародного похмелья.

Крыла висят, как мокрые усы,
И веет чем-то кисло и тоскливо.
Но громко бьют на главной башне позолоченные часы,
И граждане страны желают пива.

Бывает так, что нечего сказать,
Действительность бескрыла и помята.
И невозможно сделать шаг или хотя бы просто встать,
И все мы беззащитны, как котята;

И рвется враг подсыпать в водку яд,
Разрушить нам застолье и постелье.
Но кто-то вьется над страной, благословляя всех подряд -
Хранит нас ангел всенародного похмелья.


Подлинный всенародный праздник призван обновлять внутренние ресурсы человека и придавать ему силы. Здесь же мы видим обратное. Нездорово организованное веселье лишает людей последней опоры и окончательно укореняет их в координатах пагубных привязанностей ("застолье и постелье"). Примечательно, что даже попытки вызволить тех, кто погряз в этой трясине, воспринимаются в штыки. И совсем недалеко до криминала и смертоубийств, мрачно запечатленных московской группой "Банда Четырёх" "Уходили праздники":

Уходили праздники
Земляные холмики
Были мы проказники
Стали - уголовники.

Были на виду у всех
Нынче - не замечены
Очень были дерзкие
Стали - покалечены...

А вспомним композицию "Калинова Моста" с безрадостным лейтмотивом "Праздники прошли - нас поймали будни". Она, кстати, была написана осенью 1983 года, что косвенно доказывает недовольство музыкантов "красным" днём осеннего календаря. Об особенности торжеств советской эпохи с безжалостностью блестящего диагноста говорит православный писатель Владимир Крупин в повести "Крестный ход": "Все первомайские и октябрьские демонстрации, все августовские шаманства - это крестные ходы в перевернутом виде. Краткое, официальное, насильственное веселье, продолжаемое допингом концертов и выпивок, могло только опустошить и вызвать ощущение потерянности. Праздники, не освященные духовным смыслом, всегда обманывали. Их могли взбадривать премией, грамотами, дешевой распродажей, но чувство горечи всё равно настигало".

Бодрость 4 ноября - иного плана и высшего порядка. В этом году накануне праздника на вечернем богослужении читался евангельский рассказ о посещении Девой Марией (имеющей во чреве Богомладенца) будущей матери Иоанна Предтечи Елисаветы. Ту же кроткую радость от незримо присутствующего в мiре Сына Божьего можем испытывать и мы. В самый День праздника я созерцал в трапезной Храма Иоанна Богослова в подмосковном селе Красное редкую икону "Целование Святой Праведной Елисаветы". Мать Пророка с благоговением прильнула к щеке Девы Марии. Во взгляде Елисаветы не читается ничего, кроме высшего наслаждения и неуёмного желания испытывать только это чувство. Есть особый знак в том, что именно этот сюжет был избран для украшения деревенской трапезной. "Наслаждение естественно сопровождает вкушение приятной пищи; но у тех, которые принимают её с благодарными к Богу чувствами, наслаждение теряет характер чувственности, одухотворяется и освящается... Возношение при сем ума и сердца к Богу делает самую сладость как бы отрешённою обезвещественную", - пишет Феофан Затворник.

О такой же перекодировке чувственного в богоугодное применительно к 4 ноября говорит и Александр Дугин. Рассуждая о том, как следует отмечать День народного Единства, философ замечает, что в эту дату с утра нужно обязательно быть на литургии, а потом вернуться домой и совершенно легально выпить. Эпитет легально здесь отнюдь не случаен: Дугин знает толк в мистической филологии. Речь здесь не только о предостережении не пить в общественных местах, нарушая закон. Праздничное винопитие не должно вводить в соблазн семью, давая, скажем, лишний повод супруге для переживаний. Оно призвано укреплять силы для противостояния внешним и внутренним врагам и оставлять человека чистым перед лицом Бога. Тогда и разочарования не будут сопровождать День народного Единства.

Нам дан уникальный шанс укоренить в российском календаре единственный (пока) праздник, который бы нерасторжимо сочетал гражданский пафос и сакральный смысл. И в наших силах сделать всё, чтобы обыватель не воспринимал этот действительно великую дату как натянутую замену дню 7 ноября. Иначе неминуема профанация, подобная той, какую описала на днях в своём "Живом Журнале" одна девушка, цитирующая абсолютно реальный диалог следующего плана:

- А в понедельник у нас выходной?- Да.- А что за праздник-то ?- Тот, который раньше был седьмого ноября, а теперь четвертого.- Они его что, по старому стилю пересчитали?

http://www.pravaya.ru/column/9629
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Ступников
Все статьи Денис Ступников
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29