Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Нам в Белгороде виднее, куда направить свои силы

Николай  Перестенко, Татьянин день / Мы в России и Зарубежье

08.11.2006

Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно.

Основной Закон ФРГ (п. 3, ст. 7)

Вопрос о том, вводить или не вводить уроки православной культуры в Белгороде, ставился давно. Года четыре назад, когда я как раз оканчивал школу, помню, в классе даже обсуждалась эта тема. "Быть или не быть?" и "Надо или не надо?". Мнения у всех были разные - как среди нас, старшеклассников, так и среди наших учителей. Особенно запомнилась мне тогда одна фраза: "Но только попов в рясах нам ещё здесь не хватало!"

Но вот прошло несколько лет, и теперь уже во всех белгородских школах в расписании уроков появился новый и обязательный предмет - "Православная культура". Думаю, вряд ли можно найти сегодня в православной среде, да и не только в ней, человека, который бы не слышал об этом нововведении в Белгородской и ряде других областей. Репортажи "с места событий" прошли по всем центральным телеканалам, большинство печатных изданий посветили этой теме не одну газетную полосу.

Начало сентября мне как раз довелось провести дома, в Белгороде. Посмотрев репортаж по белгородскому телевидению о первых днях преподавания православной культуры (1) и прочитав пару статей на эту же тему в региональных газетах (2), я решил поподробнее разузнать о новой школьной дисциплине и отправился в гости в одно из лучших учреждений среднего образования Белгорода - лицей N 32. Мой собеседник - директор лицея, депутат Совета депутатов г. Белгорода Николай Васильевич Перестенко.

- Николай Васильевич, как в вашем лицее началось преподавание нового предмета?

- Для нас этот предмет не стал новым, так как "Православная культура" у нас уже преподавалась как факультативный предмет в течение двух лет. Инициатива его изучения тогда исходила от родителей. Помимо классных часов дети, родители и учителя неоднократно ездили с экскурсиями по храмам и заповедным местам нашего Белогорья. С нового учебного года (2006/2007 учебный год - В. Е.) обязательный учебный предмет "Православная культура" введен в качестве регионального компонента базисного учебного плана со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю. Предмет является культурологическим. Учащиеся получают знания о православии в историко- культурном и информационном аспектах. О том, что учебный процесс сопровождается совершением религиозных обрядов, речи не идет. В нашем лицее мы провели большую подготовку перед введением этого предмета: библиотека пополнилась новым учебно-методическим комплексом (3), был создан кабинет православной культуры.

- А как был решен вопрос с учительскими кадрами?

- Четыре учителя нашей школы прошли курсы по методике преподавания "Православной культуры" в Региональном институте повышения квалификации учителей. В других школах города к преподаванию также привлечены выпускники социально-теологического факультета Белгородского государственного университета.

- Не секрет, что у нового предмета есть как сторонники, так и противники. Как среди родителей, так и среди учителей.

- Верно. Но у любого нововведения есть сторонники и противники и оно всегда сопряжено с определенными трудностями. Наш коллектив тоже неоднократно обсуждал вопросы, связанные с введением этого предмета. Мы специально приглашали на педагогические советы и встречи с родителями священнослужителей, задавали им вопросы и всегда получали на них ответы. И знаете, сегодня уже большинство педагогов и родителей одобряет эту инициативу. Хотя, должен отметить, явного сопротивления со стороны родителей в отношении "Православной культуры" не было изначально. К тому же мы не запрещаем родителям присутствовать на уроках православной культуры и смотреть, что изучают их дети.

- Николай Васильевич, а с какой целью, как Вы думаете, были введены уроки?

- Знаете, сама жизнь подвела нас к принятию такого решения, а даже точнее... бездуховность. Уроки православной культуры - это, прежде всего, уроки нравственности, доброты и красоты. Мы осознали, что они нам нужны. Наши коллеги из других регионов порой спрашивают нас, как нам удалось это сделать. На что я отвечаю, что мы сами инициировали процесс и сделали свой выбор. Мы видим, что на разных уровнях идет много споров насчет нововведения. Но знаете, нам здесь, в Белгороде, виднее, куда направить свои силы.



После беседы с директором лицея мне предложили побывать на уроке православной культуры в 6 классе.

В классе православной культуры очень уютно. Чувствуется местный колорит: на одной стене - лик покровителя Святого Белогорья епископа Иосафа, Чудотворца, на другой - большая карта Белгородской области, вокруг которой развешаны фотографии и изображения из белгородской храмовой архитектуры. Над доской - слова из Евангелия от Иоанна: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой" (13:35). Начинается урок. Тема: "Принятие решения князем Владимиром о крещении Руси". Один из первых вопросов учителя: "Какой предмет мы с вами изучаем?" Появляется, что называется, "лес рук", и один ученик дает ответ: "У нас урок православной культуры, а не православия". "А почему?" - интересуется дальше учитель. "Потому что православие, - мальчишка замялся, но не растерялся, -... оно в церкви". Урок проходит очень живо и как-то очень по-доброму. Имея уже знания из курса истории, ребята активно участвуют в дискуссии, зачитывают отрывки из Повести временных лет и говорят о том, как славянам было трудно отказаться от язычества, потому что... "и у нас еще на Масленицу в парке разжигают костер". Видно, что на этот урок дети пришли явно не из-под палки. Их нельзя заставить притворяться, и нельзя притворяться перед ними. Еще они не боятся говорить то, что, как они чувствуют, правильно. Под конец урока меня поражает ответ одного мальчишки на вопрос о значении принятия христианства на Руси: "Если на этой земле есть вера, значит на ней есть и сила".

Из лицея я уходил и вспоминал беседу четырехлетней давности в своем классе. Тогда мы говорили о том, что может быть в будущем. Сейчас все бурно спорят о том, что имеет место сегодня. Вопросов остается много. Ясно лишь то, что пришло время находить на эти вопросы ответы.

Не будучи религиоведом и школьным методистом, я не могу говорить о том, как можно давать знания о религии в светской школе.

Хочу сказать о другом. У школьного нововведения много организационных трудностей, умалчивать о них было бы нечестно. Но, увидев искреннее желание детей знать и постигать, я понял, что куда более нечестно - не давать им возможности получить те элементарные знания, которые определяют всех нас как носителей национальной культуры. Главная проблема, а скорее даже беда, связанная с введением религиозно-ориентированного предмета, - это страх религиозного незнания. Страх признаться - мы не знаем того, что 100 лет назад знал любой гимназист, а сегодня знает любой образованный европеец (причем, далеко не обязательно верующий!) - до сих пор сидит во многих из нас.

Еще очень важно не самоустраняться от назревшей проблемы. Суметь найти решение гораздо сложнее, чем перекидывать вопросы из одного ведомства в другое и запугивать всех раскачиванием межконфессиональной лодки.

В прошлом веке мы чуть не перестали транслировать из поколения в поколение те религиозные знания, на которых испокон веков зиждилась жизнь наших предков. Может быть, пора начать исправлять свои ошибки?

1. Выпуск новостей телерадиокомпании "Белгород" в 17 ч. 20 мин. от 11.09.2006 г.

2. см. например, статью "С православие в будущее", газета "Белгородские известия" N 152 от 15.09.2006г.

3. Учебно-методический комплекс для средней школы "Православная культура" - экспериментальное учебное пособие для 5-11 классов, ИнфоФонд, Ульяновск, 2006 г.

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=2974



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме