itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Нам в Белгороде виднее, куда направить свои силы

0
279
Время на чтение 5 минут
Преподавание религии в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательно.

Основной Закон ФРГ (п. 3, ст. 7)

Вопрос о том, вводить или не вводить уроки православной культуры в Белгороде, ставился давно. Года четыре назад, когда я как раз оканчивал школу, помню, в классе даже обсуждалась эта тема. "Быть или не быть?" и "Надо или не надо?". Мнения у всех были разные - как среди нас, старшеклассников, так и среди наших учителей. Особенно запомнилась мне тогда одна фраза: "Но только попов в рясах нам ещё здесь не хватало!"

Но вот прошло несколько лет, и теперь уже во всех белгородских школах в расписании уроков появился новый и обязательный предмет - "Православная культура". Думаю, вряд ли можно найти сегодня в православной среде, да и не только в ней, человека, который бы не слышал об этом нововведении в Белгородской и ряде других областей. Репортажи "с места событий" прошли по всем центральным телеканалам, большинство печатных изданий посветили этой теме не одну газетную полосу.

Начало сентября мне как раз довелось провести дома, в Белгороде. Посмотрев репортаж по белгородскому телевидению о первых днях преподавания православной культуры (1) и прочитав пару статей на эту же тему в региональных газетах (2), я решил поподробнее разузнать о новой школьной дисциплине и отправился в гости в одно из лучших учреждений среднего образования Белгорода - лицей N 32. Мой собеседник - директор лицея, депутат Совета депутатов г. Белгорода Николай Васильевич Перестенко.

- Николай Васильевич, как в вашем лицее началось преподавание нового предмета?

- Для нас этот предмет не стал новым, так как "Православная культура" у нас уже преподавалась как факультативный предмет в течение двух лет. Инициатива его изучения тогда исходила от родителей. Помимо классных часов дети, родители и учителя неоднократно ездили с экскурсиями по храмам и заповедным местам нашего Белогорья. С нового учебного года (2006/2007 учебный год - В. Е.) обязательный учебный предмет "Православная культура" введен в качестве регионального компонента базисного учебного плана со 2 по 11 классы в объеме 1 часа в неделю. Предмет является культурологическим. Учащиеся получают знания о православии в историко- культурном и информационном аспектах. О том, что учебный процесс сопровождается совершением религиозных обрядов, речи не идет. В нашем лицее мы провели большую подготовку перед введением этого предмета: библиотека пополнилась новым учебно-методическим комплексом (3), был создан кабинет православной культуры.

- А как был решен вопрос с учительскими кадрами?

- Четыре учителя нашей школы прошли курсы по методике преподавания "Православной культуры" в Региональном институте повышения квалификации учителей. В других школах города к преподаванию также привлечены выпускники социально-теологического факультета Белгородского государственного университета.

- Не секрет, что у нового предмета есть как сторонники, так и противники. Как среди родителей, так и среди учителей.

- Верно. Но у любого нововведения есть сторонники и противники и оно всегда сопряжено с определенными трудностями. Наш коллектив тоже неоднократно обсуждал вопросы, связанные с введением этого предмета. Мы специально приглашали на педагогические советы и встречи с родителями священнослужителей, задавали им вопросы и всегда получали на них ответы. И знаете, сегодня уже большинство педагогов и родителей одобряет эту инициативу. Хотя, должен отметить, явного сопротивления со стороны родителей в отношении "Православной культуры" не было изначально. К тому же мы не запрещаем родителям присутствовать на уроках православной культуры и смотреть, что изучают их дети.

- Николай Васильевич, а с какой целью, как Вы думаете, были введены уроки?

- Знаете, сама жизнь подвела нас к принятию такого решения, а даже точнее... бездуховность. Уроки православной культуры - это, прежде всего, уроки нравственности, доброты и красоты. Мы осознали, что они нам нужны. Наши коллеги из других регионов порой спрашивают нас, как нам удалось это сделать. На что я отвечаю, что мы сами инициировали процесс и сделали свой выбор. Мы видим, что на разных уровнях идет много споров насчет нововведения. Но знаете, нам здесь, в Белгороде, виднее, куда направить свои силы.



После беседы с директором лицея мне предложили побывать на уроке православной культуры в 6 классе.

В классе православной культуры очень уютно. Чувствуется местный колорит: на одной стене - лик покровителя Святого Белогорья епископа Иосафа, Чудотворца, на другой - большая карта Белгородской области, вокруг которой развешаны фотографии и изображения из белгородской храмовой архитектуры. Над доской - слова из Евангелия от Иоанна: "Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой" (13:35). Начинается урок. Тема: "Принятие решения князем Владимиром о крещении Руси". Один из первых вопросов учителя: "Какой предмет мы с вами изучаем?" Появляется, что называется, "лес рук", и один ученик дает ответ: "У нас урок православной культуры, а не православия". "А почему?" - интересуется дальше учитель. "Потому что православие, - мальчишка замялся, но не растерялся, -... оно в церкви". Урок проходит очень живо и как-то очень по-доброму. Имея уже знания из курса истории, ребята активно участвуют в дискуссии, зачитывают отрывки из Повести временных лет и говорят о том, как славянам было трудно отказаться от язычества, потому что... "и у нас еще на Масленицу в парке разжигают костер". Видно, что на этот урок дети пришли явно не из-под палки. Их нельзя заставить притворяться, и нельзя притворяться перед ними. Еще они не боятся говорить то, что, как они чувствуют, правильно. Под конец урока меня поражает ответ одного мальчишки на вопрос о значении принятия христианства на Руси: "Если на этой земле есть вера, значит на ней есть и сила".

Из лицея я уходил и вспоминал беседу четырехлетней давности в своем классе. Тогда мы говорили о том, что может быть в будущем. Сейчас все бурно спорят о том, что имеет место сегодня. Вопросов остается много. Ясно лишь то, что пришло время находить на эти вопросы ответы.

Не будучи религиоведом и школьным методистом, я не могу говорить о том, как можно давать знания о религии в светской школе.

Хочу сказать о другом. У школьного нововведения много организационных трудностей, умалчивать о них было бы нечестно. Но, увидев искреннее желание детей знать и постигать, я понял, что куда более нечестно - не давать им возможности получить те элементарные знания, которые определяют всех нас как носителей национальной культуры. Главная проблема, а скорее даже беда, связанная с введением религиозно-ориентированного предмета, - это страх религиозного незнания. Страх признаться - мы не знаем того, что 100 лет назад знал любой гимназист, а сегодня знает любой образованный европеец (причем, далеко не обязательно верующий!) - до сих пор сидит во многих из нас.

Еще очень важно не самоустраняться от назревшей проблемы. Суметь найти решение гораздо сложнее, чем перекидывать вопросы из одного ведомства в другое и запугивать всех раскачиванием межконфессиональной лодки.

В прошлом веке мы чуть не перестали транслировать из поколения в поколение те религиозные знания, на которых испокон веков зиждилась жизнь наших предков. Может быть, пора начать исправлять свои ошибки?

1. Выпуск новостей телерадиокомпании "Белгород" в 17 ч. 20 мин. от 11.09.2006 г.

2. см. например, статью "С православие в будущее", газета "Белгородские известия" N 152 от 15.09.2006г.

3. Учебно-методический комплекс для средней школы "Православная культура" - экспериментальное учебное пособие для 5-11 классов, ИнфоФонд, Ульяновск, 2006 г.

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=2974
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии