О возможности возобновления евхаристического общения между Католической Церковью и Православными поместными Церквями

0
152
Нынешнее выступление Папы Римского Бенедикта XVI о возобновлении евхаристического общения между Католической Церковью и Православными поместными Церквями побуждает нас прежде всего ещё и ещё раз сформулировать подход по этому чрезвычайно актуальному и важному для сознания любого ответственного христианина вопросу.

Православный взгляд на возможность евхаристического общения всегда исходит из того, что оно может стать результатом поисков христианского единства, но не инструментом для его достижения. Евхаристическое общение есть плод действительного единомыслия в вере и в строе жизни Церквей, а не то, что можно употреблять как способ достижения такого единомыслия.

Именно поэтому в Православии, в частности в постановлении юбилейного Архиерейского Собора 2000 года "О принципах отношения к инославию", говорится о том, что наша Церковь всегда отвергала так называемый intercommunion, т.е. взаимообщение в таинствах при отсутствии достижения вероучительного единства, который практикуется прежде всего протестантами.

По отношению к самому христианскому единству мы должны, с одной стороны, помнить, что заповедь о единстве - это заповедь, данная нам Христом Спасителем в Евангелии, поэтому мы не можем относиться к достижению христианского единства как к чему-то факультативному, как к чему-то для нас малозначимому и неактуальному. С другой стороны достижение этого единства не может достигаться путём богословских компромиссов или политических манёвров в контексте улучшающихся в определённом смысле православно-католических отношений.

Корректно будет говорить лишь о том, что эта тема вновь поднимается как тема для обсуждения, но никак не о том, что вопрос ожидается к решению в те же примерно сроки как установление евхаристического общения между двумя частями единой Русской Церкви.

На сегодня наблюдается определённое различие в православном и католическом подходе к евхаристическому общению. Католическое право допускает на сегодня возможность католиками причащаться в восточных христианских Церквях, не имеющих общения с Римским Престолом, при наличии определённых условий и при согласии восточной стороны. В нашей Церкви, Русской Православной Церкви, допущение инославных к причастию имело место с конца 60-х годов до 1986 года, когда Священный Синод принял постановление об отмене подобной практики как не нашедшей распространения в церковном народе. Будем иметь в виду, что она подверглась решительной критике со стороны многих православных богословов и монашеских кругов, прежде всего Святой горы Афон.

Так что, подытоживая наше отношение к призыву Бенедикта XVI, мы с радостью видим в нём проявление доброй воли, мы надеемся, что это не просто церковная дипломатия, а выражение мировоззрения современного Римского Понтифика о значимости Православного Востока для единства Вселенской Церкви. Но говорить о том, что путь к евхаристическому общению будет лёгким и что результат будет виден скоро на сегодня нет никаких оснований.

Различия в вере между нами и Католической Церковью не нужно ни преувеличивать, демонизируя католиков, низводя их до уровня нехристиан, как делают иные околоправославные публицисты, ни преуменьшать, как делают филокатолики, выводящие наши различия едва ли не только из исторических предпосылок и разностей национальных менталитетов. На сегодня нас разделяет разность учений о Церкви прежде всего, понятия церковного главенства, соборности, отделяют и некоторые другие темы, связанные с учением о Троице, с учением о спасении, о лице Пресвятой Богородицы. Лишь по достижении принципиального вероучительного единства может быть восстановлено евхаристическое общение.

http://www.st-tatiana.ru/index.html?did=2939
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31