itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Матушка вода"

Новости Москвы 
0
237
Время на чтение 7 минут
Альбом "Матушка Вода" вышел в 2006 году на лейбле Monolit Records. Это замечательный образец русского православного творчества, с крепкими сибирскими корнями. Его простота, задушевность и лиричность сочетаются с современными аранжировками.

С.К. Когда появился музыкальный проект "Матушка Вода"?

И.Р. В 2002 году.

С.К. Что послужило толчком к его развитию?

И.Р. Собственно, музыкантом я себя никогда не считал, а вот стихи писал всегда. В альбом вошли даже песни на стихи, сочиненные мною в 17 лет. Я решил их оставить, они меня устраивают по внутреннему содержанию и актуально звучат сейчас. Хотя тогда я еще не был крещен, читал все подряд - от оптинских старцев до Дао-дэ-цзина. И никогда не думал, что вообще буду заниматься музыкальным проектом. Я жил своей жизнью. Но стихи приходили, складывались сами собой, и при этом спонтанно.

С.К. Но все же, с чего все началось?

И.Р. У меня была любимая книжка - "Рассказы странника своему духовному отцу", про Иисусову молитву. В детстве я просто бредил этой книгой, но потом первые впечатления стерлись, прежняя острота ушла. Потом я крестился, лет в 26-27. Крещение хотя и сопровождалось неким внутренним переживанием, но собственно воцерковления не произошло. В церковь ходил редко и в таинствах практически не участвовал.

Но однажды, в тридцатилетнем возрасте, я очень тяжело болел. После больницы в слабом болезненном состоянии пришел в Знаменский храм. Там шла служба, пел хор.

Я вдруг, в каком-то озарении ощутил, что вместе с людьми поют ангелы, и это меня потрясло. И все церковное стало естественным. Я просто понял, что в каждом русском человеке есть глубина православия.

В результате стихи у меня стали несколько иными. Меньше чем через год я встретил человека, который сказал: "Давай запишем альбом, у меня в Москве есть знакомый известный музыкант". Я к тому времени просто на гитаре поигрывал, поэтому сказал: "Да я не профессиональный музыкант и петь толком не умею". - "А ты попробуй".

Я наиграл на кассету. Он послушал и сделал вывод: "Если приедешь в Москву, в студии можно из этого сделать неплохие песни". Мы работали полтора года, потому что я жил в Тюмени, приходилось много ездить, прежде чем нашли стержневую песню - "Матушка Вода". Ведь мало просто сказать, надо так это сделать, чтобы людям хотелось слушать. Когда эта песня сложилась, стало понятно, в каком направлении нужно двигаться, и тексты пришли сами. Мы записали альбом. Хотя времени прошло много.

С.К. То есть все пошло от желания показать красоту православия?

И.Р. Красоту православия и русской души. Поэтому в работе возникли особый национальный колорит и музыкальный строй. Мы даже инструменты старались использовать русские национальные, потому что когда русский человек слышит жалейку, у него уже теплеет душа.

Мой духовник не сразу меня благословил на это дело. У него было недоверие к современной музыке. Но как-то летом он ехал на поезде с молодым иереем, они разговорились и стали спорить на тему:

"А может ли рок-музыка привести человека ко Христу?". Батюшка молодой ему говорит: "Да я сам был крутым рокером с длиннющими волосами, такие аккорды на гитаре брал!" А к Христу он пришел, услышав песню Кинчева, которая была изложена на понятном ему языке рок-музыки.

После этого духовник сказал: "Я препятствовать тебе не буду". А сейчас он всячески поддерживает меня. Для нас обоих это был сложный процесс, постепенное понимание.

С.К. А если посмотреть на окружающую русскую музыку, есть то, что за душу берет?

И.Р. В песне меня больше трогает слово, а жанр музыки вторичен. Скажем, матушка Людмила Кононова практически без сопровождения поет, там гитару еле слышно, главное - слова. Или иеромонах Роман, и у него гитары не слышно, но его интересно слушать. И есть священник Олег Скобля. Пророк Давид тоже был псалмопевец. Не зря же есть у человека желание петь Богу.

С.К. То есть главная лакмусовая бумажка творчества - сам человек? Тогда интересно узнать, на какую аудиторию рассчитан альбом?

И.Р. Я не предполагаю, что он будет востребован миллионами. И не настроен делать это специально для тех, кто уже воцерковлен. Мне хочется говорить с людьми, которые хотят об этом слышать, но в доступной для них форме. Могу привести такой интересный пример. В Америке в православном греческом монастыре я встречался с одним болгарином, он музыкант. Он рассказал, что поехал работать в Америку, а в результате оказался в монастыре, и ему здесь хорошо. Я говорю:

- Я тоже музыкой занимаюсь.

- Какой?

Я объяснил. Он говорит:

- Понятно, это как у Высоцкого.

- Друг, откуда ты Высоцкого знаешь, ты же в Болгарии живешь?

- Да ты что, от Высоцкого вся Болгария в восторге. Мы его уважаем как человека христианского, который говорит так, что всем людям понятно. Мы его слушаем, наши родители слушают, и наши дети слушать будут.

И я задумался: почему они его так любят? Нельзя ведь сказать, что Высоцкий - христианский певец. Но что-то, видно, в нем такое, что созвучно этим людям.

С.К. Какие отзывы на альбом "Матушка Вода"?

И.Р. Мой диск прослушали многие. Некоторые говорят: мне это не нравится. И слава богу - не может всем одинаково нравиться. Люди - они разные. Но хотелось бы, конечно, достучаться до молодого поколения.

С.К. Я слышал, готовится уже второй диск.

О чем он будет?

И.Р. Он будет более жестким. В нем присутствуют тексты о духовном сражении. В первом альбоме - красота, торжество православия, радость. А покаяние пришло уже позже. Сейчас уже, наверное, надо плакать и печалиться о себе, сражаться со своими грехами, не переставая радоваться о Боге.

С.К. Обязательно песня христианина должна говорить о Боге, о церкви, о покаянии?

И.Р. Можно говорить о простых обыденных русских вещах. Они за тысячу лет все по существу наполнены Богом.

С.К. Нужно ли вообще заниматься современной русской культурой?

И.Р. Нужно. Это болевой момент и самый главный вопрос, который мы должны каждый для себя решить. У нас какая культура сейчас в России?

С.К. Языческая.

И.Р. Весьма языческая. А если никто не будет созидать современную христианскую культуру, то она и не появится.

С.К. На каком языке надо разговарить с современным человеком о вере?

И.Р. Для меня мерилом было внутреннее ощущение правильности того, что я делаю, и благословение в лице моего духовника.

Я убежден, что должна быть и музыка современная, православная просто по посылу внутреннему, и кино. Людей насильно не загонишь сразу в храм, они к этому приходят сами. А духовные семена должны присутствовать в любых сферах. Не посеешь семечка - и не взойдет ничего. С одной стороны, любому автору хочется вынести на суд публики свое детище и понять, насколько это востребованно, правильно. С другой стороны, для меня существует понимание, что за каждое слово дашь ответ на Страшном суде. Но не делать ничего, может быть, еще хуже.

С.К. Как альбом восприняли Ваши близкие?

И.Р. Что-то им нравится, что-то нет. Но это нормально. Мне бы не хотелось делать что-то, что не понравилось бы моим детям, жене, родителям. Я дорожу их мнением.

И при этом понимаю, что ничего особо значительного не совершил. Но когда вижу, что находится сейчас на музыкальном поле России, мне хочется, чтобы там присутствовала и моя музыка. Это некая ниша современной русской песни, которая использует традиционные русские инструменты, лирический образ и тексты, которые говорят русскому человеку о том, что его волнует. Так радует, когда среди хип-хопа и рэпа находишь драгоценные живые песни!

С.К. Когда Вы создавали альбом, были какие-нибудь любопытные моменты?

И.Р. Период, когда мы записывали альбом, и особенно когда снимали видеоклип, можно охарактеризовать двумя словами: постоянное чудо. Казалось, все восставало против нас, но потом чудесным образом ситуация разрешалось. Столько было маленьких и больших чудес - не перечесть. Скажем, поехали мы в Абалакский монастырь, расставили аппаратуру, но оказалось, что из-за облаков снимать невозможно. Я говорю: "Слушайте, друзья, а мы благословения-то не взяли". Мы поехали к отцу Зосиме, получили благословение и вернулись. Прошел час или чуть больше. Небо полностью очистилось, и мы спокойно отсняли эпизод. Таких моментов было много. Для меня это было неким проявлением промысла Божия.

Получилось так, что я и опыт молитвенный получил именно в процессе работы над альбомом. Ничего не получалось само. Все проходило через скорби, через покаянную мольбу. Оглядываясь назад, я понимаю, что таких песен я не спою больше никогда, а следующие будут совсем другими.

С.К. Молитвенный настрой у Вас с чем связан?

И.Р. Что-то стоящее сказать без молитвы невозможно. Толчком к пониманию этого стала встреча с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном во время паломничества в Соловецкий монастырь. Песня ему понравилась, и он благословил это дело. Поддержали меня и в Московском Сретенском монастыре. У них прекрасная студия, они в музыке православной разбираются.

Не так давно была любопытная передача, вел ее Юрий Шевчук. Он снимал интервью с монахами в Оптиной пустыни и в числе прочих задал вопрос: что делать нам, рокерам, правильным ли делом мы занимаемся? Видно, это очень волновало его. Один монах ответил ему: "Друг мой, и музыка, и искусство должны быть о Христе, о том, что людям едино на потребу. Если музыка об этом говорит, значит, она нужна".

С.К. Современный мир шоу-бизнеса, мир музыкантов религиозен или безбожен?

И.Р. Все "как бы крещеные", "как бы православные". Но мало кто ходит в храм, участвует в таинствах. А в процессе создания альбома получилось так, что человек, который снимал клип, впервые за долгие годы надел крест и пошел в храм. Понял, что без молитвы как бы он ни бился, ничего не получается. И для меня это важно.

С.К. Альбом получился востребованным?

И.Р. В творчестве никогда заранее не знаешь, что получится на выходе. Я не думал, что музыка будет распространяться по всей России и на Украине, и за рубежом, и в русской диаспоре в Израиле. Песню "Матушка Вода" мы дали на несколько радиостанций, ее крутили кто сколько мог, а станции "Россия" и "Маяк" ставили на Пасху. Теперь песня живет своей жизнью. На нашем сайте www.ivanrosa.ru идет активное обсуждение песен альбома. Недавно вот благодарили православные байкеры (есть и такие). Есть интересные отзывы и полемика в он-лайновом журнале из Сибири "Русская неделя" (www.russned.ru). Если будет более-менее активная ротация альбома, много людей его услышат, появится много разных мнений. Мы не знаем, как слово наше отзовется. Надеюсь, каждый получит нужное ему.

О песнях из нового альбома можно узнать на сайте www.ivanrosa.ru, а диски приобретайте в магазине Сретенского монастыря или через интернет-магазин www.russned.ru.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2071
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иван Роса
Все статьи Иван Роса
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии