Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Испытание на прочность

Станислав  Минин, НГ-Религии

02.11.2006


Исламский мир продолжает выдвигать требования, которые Запад не готов удовлетворить …

Поздравляя российских мусульман с праздником Ураза-байрам 23 октября, премьер-министр РФ Михаил Фрадков говорил о значении умеренного ислама в деле "укрепления духовности" и "сохранения гражданского мира и согласия в стране". Недопустимость экстремизма стала одним из лейтмотивов праздничных проповедей муфтиев Равиля Гайнутдина (Совет муфтиев России) и Талгата Таджуддина (Центральное духовное управление мусульман России). Тем временем в Европе все чаще говорят и пишут о кризисе "умеренного ислама" на Западе.

В интервью журналу "Шпигель" немецкий политолог сирийского происхождения Бассам Тиби заявил, что "организованные группы" в исламской общине ФРГ препятствуют интеграции мусульман в "принявшее их сообщество" и "пытаются воспитать детей так, как будто те никогда не жили в Европе". Выступая на экстренной встрече руководителей спецслужб и министерств Великобритании, министр внутренних дел Джон Рид отметил привлекательность модели "одинокого экстремиста" для молодых мусульман в стране и необходимость "вести борьбу за их умы и сердца". Экстремизм для Европы - не только угрозы и террор, но и само нежелание мусульман интегрироваться в западное общество.

Запад и исламский мир продолжают испытывать друг друга на прочность устоев и норм. В Великобритании случай бывшей лаборантки начальной школы в Дюсбери (графство Западный Йоркшир) Айши Азми, уволенной за ношение чадры на работе, вызвал общественную дискуссию. 19 октября суд обязал бывших работодателей Азми выплатить ей денежную компенсацию в 1100 фунтов стерлингов за "моральный ущерб", но не признал ее жертвой дискриминации. Ранее на пресс-конференции премьер-министр Великобритании Тони Блэр назвал чадру, которую носят сотни британских мусульманок, "знаком отчуждения". К дискуссии подключился и итальянский коллега Блэра Романо Проди. По его мнению, проблема заключается не в "самой одежде", а в неприемлемой для европейской культуры "закрытости", которую она выражает. Параллельно с "делом о чадре" в Великобритании появился еще один повод поговорить об "ущемлении прав мусульман". Лондонская исламская комиссия по правам человека и Совет мусульман Соединенного Королевства поддержали просьбу ряда мусульманских стран в адрес оргкомитета летней Олимпиады-2012 в Лондоне о переносе сроков Игр. Нынешние сроки (конец июля - начало августа) совпадают со священным для мусульман месяцем Рамадан (в 2012 г. он начнется 21 июля). Строгий пост, который соблюдают в этом месяце приверженцы ислама, якобы поставит мусульманских атлетов в неравные условия со всеми остальными.

Обращение мусульман получило глобальный резонанс. К призыву изменить сроки лондонской Олимпиады присоединился и Совет муфтиев России (СМР). В эфире "Эха Москвы" глава пресс-службы СМР Гульнур Газиева заявила, что в Олимпийских играх участвует до 3 тысяч спортсменов из мусульманских стран, и лишение их этой возможности "в современных условиях не только некорректно и неэтично, но просто провокационно".

В 1980 г. летние Олимпийские игры в Москве также совпали по срокам проведения с Рамаданом, что вовсе не помешало спортсменам из Алжира, Афганистана, Сирии, Ирака, Ливана, Кувейта и Ливии принять в них участие. В 1982 г. на второй день Рамадана (24 июня) алжирские футболисты на чемпионате мира в Испании победили необремененных постом чилийцев. В 80-е мусульманский протест на фоне чисто политических бойкотов Олимпиад (со стороны США, Японии, Китая, Канады и ФРГ - московских Игр в 1980 г., со стороны стран соцлагеря - Игр в Лос-Анджелесе в 1984 г.) выглядел бы выстрелом вхолостую. Сегодня же стремительное размывание межцивилизационных границ и необходимость Запада "считаться" с исламским миром подготовили почву для эффектного протеста.

Эффектного, но едва ли эффективного. Устроители Олимпиады-2012 уже объявили о начале консультаций с мусульманами, но о полном удовлетворении их просьбы речь не идет. Западный мир сверяет каждый свой шаг с часами, а время - деньги. Перенос Олимпийских игр на июнь означает для оргкомитета Игр нежелательную конкуренцию в телеэфире с чемпионатом Европы по футболу. Сдвиг сроков проведения Олимпиады на сентябрь создаст, в частности, трудности с привлечением волонтеров, большую часть которых в период летних каникул составляют студенты.

Конфликт исламского мира и "секулярного Запада" переносится и на сферу межрелигиозных отношений. Парадоксально, но факт: нормы западного светского общества для христианских Церквей оказываются ближе и понятнее, чем страстная религиозность и бескомпромиссность мусульман. "НГР" уже писали об этом в связи с "карикатурной войной" (см. "НГР" N 3 от 15.02.2006 г.).

Взять, например, Римско-Католическую Церковь. С одной стороны, Папа Римский Бенедикт XVI всячески пытается смягчить гнев исламского мира, вызванный "регенсбургской лекцией". 22 октября во время традиционной воскресной проповеди Понтифик поздравил мусульман с окончанием Рамадана и пожелал им "мира и спокойствия".

С другой - глава Конференции католических епископов Италии кардинал Камилло Руини, выступая на закрытии IV Национального церковного конгресса в Вероне, выразил обеспокоенность темпами "религиозного, социального и политического возрождения ислама" и "стремлением мусульман стать главными героями на мировой арене".

Глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс заявил, что не считает ношение британскими мусульманками чадры проблемой. А 10 октября советник архиепископа по взаимоотношениям с другими религиями Кэнон Гай Уилкинсон фактически обвинил правительство страны в "фаворизации" мусульманских общин по сравнению с представителями остальных религий.

Для Запада мусульманин - преимущественно иммигрант, экзаменуемый на готовность принять определенные западные "правила игры". Исламский мир, в свою очередь, постоянно тестирует Запад на последовательную приверженность принципам политкорректности. Такой взаимный экзамен - болезненное следствие процесса глобализации. К сожалению, пока стороны вряд ли готовы поставить друг другу удовлетворительную оценку.

http://religion.ng.ru/facts/2006-11-01/1_test.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме