Хотя о восстановлении единства двух частей расколотой революцией Церкви было заявлено еще в мае 2004 года, во время визита в Москву первоиерарха Русской Православной церкви за границей митрополита Лавра (Скурлы), на разработку "Акта о каноническом общении" ушло два с половиной года. Комиссии, созданные в РПЦ и РПЦЗ, восемь раз встречались в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кельне.
В наконец-то разработанном "Акте", который должны в будущем году подписать патриарх Алексий II и митрополит Лавр, говорится о том, что все церковные документы прошлых лет, "препятствовавшие полноте канонического общения", теперь признаются недействительными. Это означает, что 80-летний период "обмена любезностями" позади. Священноначалие РПЦ до недавнего времени именовало "зарубежников" не иначе как раскольниками, а те, в свою очередь, упрекали Московскую патриархию в сотрудничестве с богоборческой властью. Кроме того, отменены запрещения, которые Московская патриархия налагала на священников, переходивших в "зарубежную" юрисдикцию, и заявления о непризнании законности избрания патриархов Московских и всея Руси, делавшиеся Зарубежной церковью.
Пожалуй, главным результатом этих переговоров стало принятие на последней встрече решения о том, что прихожане РПЦ и РПЦЗ теперь могут причащаться и венчаться в храмах обеих Церквей. Это, конечно, важно. Но совместных богослужений до момента подписания "Акта" не будет. А когда его подпишут, Синоды РПЦ и РПЦЗ решат в декабре.
Зарубежная церковь, говорится в документе, останется самоуправляемой. Все решения ее главенство будет принимать на основании своего устава. Однако им придется согласовывать с Москвой избрание новых архиереев.
Наибольший интерес представляет, впрочем, не сам "Акт", а приложение к нему. В конце 80-х - начале 90-х многие священники РПЦ стали переходить в подчинение "зарубежникам", что вызывало понятное недовольство Московской патриархии: речь шла не только об оттоке паствы, но и об утрате имущества. Опять-таки в оборот вошло слово "раскол". Теперь Зарубежная церковь всех этих людей "сдала" РПЦ. В приложении к "Акту" говорится о пятилетнем периоде, в течение которого приходы РПЦЗ в России будут управляться специально избранным епископом, постепенно переходя в подчинение местных архиереев.
Читая "Акт", нельзя не задаться вопросом: кто в выигрыше, кто в проигрыше? Наиболее точный ответ - не патриарх Алексий II и не митрополит Лавр, а президент Владимир Путин. Именно он сыграл в деле воссоединения ключевую роль, когда во время визита в США пригласил митрополита Лавра в Россию. Разумеется, тот не мог отклонить приглашение, тем более что в РПЦЗ в тот момент образовалась достаточно сильная "промосковская" группировка. Воссоединение РПЦ и РПЦЗ для российской власти - еще один знак того, что кровавый ХХ век остался позади. О революции и Гражданской войне можно забыть. Однако здравомыслящие верующие и в России, и в зарубежье недоумевают: как забыть, если покаяния, о котором столько говорилось в годы "перестройки", так и не произошло?
http://www.newizv.ru/news/2006-11-02/57381/