itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Наука против мифов

0
333
Время на чтение 6 минут
В последние годы во всем мире - в том числе и в России - идут горячие споры по поводу достоверности эволюционного мировоззрения. Многие ученые самого высокого уровня высказывают свое несогласие с положениями, неосторожно высказанными в свое время английским натуралистом Чарльзом Дарвиным, и встают на позицию креационизма - учения, признающего факт сотворения нашего мира. В то же время в школах, как ни в чем не бывало, продолжается преподавание дарвинизма. В православных же духовных учреждениях ведутся разговоры об эволюции, направленной Божественным Промыслом. Однако подобное учение о направленной эволюции несовместимо с православным мировоззрением. Наш внештатный корреспондент попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию ученого-креациониста, члена редакционного совета альманаха "Сотворение" Александра Сергеевича Хоменкова.

Александр Сергеевич, поясните нашим читателям, что такое научный креационизм и какова история этого движения?

Слово креационизм происходит от латинского creatio - созидание, сотворение. Этим термином в противовес эволюционной гипотезе принято называть учение о сверхъестественном, Божественном сотворении мира. Библейское повествование о Сотворении мира - это и есть креационное учение. Что же касается термина "научный креационизм" - то здесь имеется в виду попытка обоснования представлений о таком сверхъестественном Сотворении мира научным путем...

Несколько десятилетий назад на западе протест против эволюционной доктрины принял организованные формы в виде движения научного креационизма. В 1963 и 1964 гг. в США были созданы Общество креационных исследований и Ассоциация библейской науки. В 1972 г. в Сан Диего был открыт Институт креационных исследований. По данным на 1993 г., в этом институте работало на постоянной или временной основе 25 докторов наук, получивших научные звания в известных светских университетах. Общество креационных исследований на этот год составляло более тысячи членов, проживающих в различных странах мира.

Не свидетельствуют ли эти факты о том, что научный креационизм является чисто западным явлением, выросшим в протестанской среде и чуждым Православию? Об этом, кстати, говорят некоторые православные ученые и журналисты. Насколько совместимо православное мировоззрение с научным креационизмом? Чем научный креационизм может вообще "помочь" православному человеку и его мировоззрению?

Когда речь идет о чисто научных исследованиях, то конфессиональная принадлежность отступает на задний план. К примеру, когда ученый предоставляет научные аргументы по поводу того, что особенности функционирования генетического аппарата не вписываются в дарвиновскую схему происхождения видов, не имеет значения, кто этот ученый по своей конфессиональной принадлежности. Важно другое - насколько предоставленные им аргументы научно обоснованы. Если другой западный ученый публикует книгу, в которой проводит подробный разбор всех известных окаменелостей "обезьяночеловека" и делает обоснованный вывод, что все эти окаменелости относятся либо к вымершим видам обезьян, либо к исчезнувшим с лица Земли "расам" людей, к его выводам нам, православным, также следует прислушаться. За десятилетия своей работы западные ученые-креационисты накопили огромный научный материал, не воспользоваться которым здесь, в России, было бы глупо...

Теперь по поводу того, чем научный креационизм может помочь православному человеку. Если этот православный человек сумеет выйти из стен современной школы по каким-либо причинам не поверив тому, что ему говорили на уроках биологии о происхождении жизни и человека, тогда, возможно, ему научный креационизм и не нужен. Но обычно дети верят тому, что им говорит на уроках биологии учитель. А учитель, если, конечно, он не знаком с трудами ученых-креационистов, безоговорочно дает традиционную эволюционную картину происхождения жизни и человека, в которой нет места Творцу, и называет эту картину единственно научной.

В таком случае в историческом пути околонаучных мифов должна прослеживаться своя определенная логика, свои цели и задачи. Что Вы можете сказать на этот счет?

Я думаю, такую логику можно обнаружить. В характере воздействия околонаучных мифов на жизнь человечества можно выделить два периода - материалистический и пантеистический. И в обоих этих периодах человеку навязывается мысль, что, вот мол, наука, наконец, предоставила тебе истинное мировоззрение, и на основании этого мировоззрения ты должен строить всю свою жизнь, в том числе свое отношение к религии. В России такая инструкция во все времена почему-то воспринимается с особым доверием...

Под знаменем материализма "просвещенное" человечество стало шагать с конца XIX в. вплоть до самого последнего времени. Но в настоящее время этот период, практически, уже закончился, и общественная жизнь постепенно переходит из материалистического в пантеистический период околонаучного мифотворчества.

Для этого пантеистического периода представления о целесообразности живой природы уже допускаются, но они, как правило, строго привязываютсяк пантеистическим представлениям о "боге-природе" - некой разлитой в мироздании безликой силе, направляющей эволюционный процесс в строго заданное русло. Воздействие на Православие со стороны околонаучных мифов в этот период совершенно иное, по сравнению с материалистическим. Здесь речь идет уже не столько о "силовом" его подавлении, сколько о стремлении поместить его в мировоззренческую систему пантеизма. Дескать, продолжайте выполнять свои православные обряды, но понимайте, что вы, при этом, имеете дело не с личностным Богом, но с безликой силой мироздания, и ваша вера является всего лишь одной из форм "подпитки" духовной энергией из безличного резервуара "бога-природы", равнозначная духовному опыту других религий и духовных практик.
Ведь если нет личностного Бога, сотворившего Вселенную "из ничего", то человек остается высшей личностью во Вселенной, и сам определяет, что хорошо, что плохо и какую форму "подпитки" энергией от "бога-природы" ему следует выбрать. Такое мировоззрение является духовной основой различных оккультно-теософских практик, основой неоязычества, и современному "просвещенному" околонаучными мифами человеку христианство преподносится как одна из форм таких практик. При этом - как форма, уступающая по своей силе и эффективности различным "тайным доктринам" Востока.

Но ведь такое пантеистическое мировоззрение далеко не ограничивается российской жизнью?

Да, конечно. Пантеизм вообще есть явление гораздо более масштабное, чем материализм: он глубоко укоренился в духовных традициях целых народов. Поэтому и последствия пантеистического периода околонаучного мифотворчества для человечества имеют более пагубные последствия. Материализм можно считать лишь крайней, упрощенной формой пантеизма.

В настоящее время пантеистическое мировоззрение положено в основу движения "новый век" (new age), стремящегося объединить различные оккультные практики Востока и Запада в одно целое. И неотъемлемой частью этого движения являются представления о направленной некой таинственной силой эволюции, которая теперь переходит из биологической плоскости в духовную. Дескать, в будущем у человека должны эволюционно развиться сверхъестественные способности, благодаря которым он выйдет на качественно более высокий эволюционный уровень, станет обладать уникальными магическими дарованиями. Кстати, подобные идеи расцвели в свое время пышным цветом в нацистской Германии. Новая раса "сверхлюдей", обладающих магическими способностями, согласно бытующим в Третьем Рейхе представлениям, должна была эволюционно развиться из наиболее чистых арийцев.

Парадоксально, но факт. Подобные же представления о направленной некой высшей силой эволюции в настоящее время широко распространены в разных "христианских" конфессиях, в том числе и среди людей, называющих себя православными. В России таких представлений придерживаются известные богословы, которые преподают в духовных семинариях, академиях и в других учебных учреждениях. Наша страна в течение каких-либо ста лет второй раз наступает на одни и те же грабли околонаучного мифотворчества, теперь, правда, уже на их пантеистические зубья.

Происходит ли при принятии современными православными богословами представлений о направленной эволюции отмежевание от связанных с ними пантеистических взглядов и оккультных практик?

Конечно, современные православные богословы пытаются объединить идею о направленной ("теистической" или "теологической") эволюции в одно целое именно с православной догматикой, а не с оккультными доктринами Третьего Рейха или же современного неоязычества. Кому-то удается создать иллюзию подобного объединения лучше, кому-то хуже. Но в любом случае речь идет о попытке синкретически соединить несоединяемое...

В последние годы об этом писали российские богословы - в этом направлении работает миссионерско-просветительский центр "Шестоднев", созданный по благословению нашего Патриарха.

В дополнение к этому я могу лишь обратить внимание на духовный смысл внедрения чуждого учения эволюционизма в православную среду и на его возможные последствия. Представим себе, что в один сосуд налили воду и масло и стали этот сосуд энергично взбалтывать. В результате создается иллюзия соединения двух жидкостей в одно целое. Но это только иллюзия - масло и вода после окончания взбалтывания все равно разделятся. Такой же иллюзией является и результат работы богословов-эволюционистов, направленной на соединение в одно целое эволюционизма и Православия.

Эволюционизм в любом случае останется внутри православной среды чуждым элементом, проводником родной для него стихии пантеизма, оккультных практик и неоязычества. Здесь можно проследить свою логику, очень опасную, связанную с тем, что "теистический" эволюционизм является неотъемлемым компонентом пантеистического мировоззрения. Помните историю с "троянским конем", из-за которого пала Троя? И в данном случае пытаются провести "троянского коня" "теистическо-пантеистического" эволюционизма внутрь церковной ограды и при этом убеждают нас, что так, мол, надо, иначе мы превратимся в маргиналов, отставших от научно-технического прогресса.

Но ведь и в материалистический период околонаучного мифотворчества на православных в нашей стране тоже смотрели, как на маргиналов, отставших от научно-технического прогресса. И никакие компромиссы со стороны Церкви в тот период не смогли бы помочь преодолеть этот предрассудок. Те, кто не побоялся остаться в те времена "маргиналами", сохранили Православие, а над "научными" доводами гонителей Церкви теперь может посмеяться любой мало-мальски образованный человек. Так же следует относиться и к современным околонаучным мифам пантеистического характера. Иначе ведь мы можем превратиться в одну из форм движения "новый век", в его "филиал православного обряда".

Беседовал Алексей Милюков

http://www.christian-spirit.ru/v38/38.(6).htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Хоменков
Разумный замысел во Вселенной
Наука против мифов
19.10.2011
Все статьи Александр Хоменков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40