"Церковь может не присутствовать в информационном процессе"

С 30 октября по 2 ноября в Москве пройдет второй фестиваль православных СМИ "Вера и Слово"

0
200
Время на чтение 4 минуты
Награды лучшим журналистам будут вручать министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и другие политические деятели. Сергей Чапнин - исполнительный директор фестиваля и ответственный редактор газеты "Церковный вестник" - побеседовал с нашим корреспондентом об информационном обществе и информационной функции Церкви.

- Есть ли определение информации в богословии?

- Дело в том, что концепции информационного общества не дают однозначного определения. И с точки зрения Церкви, это вопрос не только социологии или философии, но и богословия. Само понятие информации возникло в 30-е годы XX века в среде кибернетиков. Это было математическое определение информации, где все было "да" или "нет", нолик, палочка или единичка. И когда понятие перенесли на все общество, из математики на социологию, новых определений не появилось. А уже кибернетики говорили интересные вещи. Например, Винер говорил, что информация - это не материя и не энергия. И фактически не имеет права на существование материализм, который это отрицает. То есть сами математики стали говорить о какой-то особой духовной сущности, духовном содержании этого понятия. Знаменитый американский кибернетик Шеннон произнес удивительную фразу: "Информация снижает степень неопределенности". Но это не может быть определением.

Михаил Делягин, известный экономист и специалист по глобалистике, перевернул все с ног на голову лет 5-7 назад, сказав, что информация - это способность материи быть определяемой. И тут мы, как богословы, как люди Церкви, должны сказать "стоп". Если информация - это некоторая способность материи, то тогда транслировать Предание, транслировать нашу мистическую, аскетическую и молитвенную традицию мы с помощью информации не можем. Тогда церковная жизнь прекратится. Это нонсенс, это чепуха. Тем не менее со своей стороны мы не даем определения информации. И у нас нет богословских исследований, которые были бы посвящены этой пограничной теме, где встречаются социология, философия и богословие. А это сегодня необходимо. Нам нужно развивать богословие коммуникации, оно существует в западных странах. Есть богословы и исследовательские центры, которые работают над этой проблематикой, у них достаточно интересные результаты.

- Есть ли место благой вести в информационном обществе?

- Слова "информация" мы не встретим ни в Ветхом, ни в Новом Заветах, ни у святых отцов. Случайно ли это? Одно дело - спутник, конкретная вещь, которая улетела в космос, компьютер, это действительно связано с технологиями, а другое дело понятия, которые являются базовыми для определения антропологических или социальных характеристик. Здесь очень важно посмотреть, что есть близкого к информации в том же Священном Писании. И, на мой взгляд, мы сегодня можем это сделать. Эпоха Просвещения долго обсуждала проблему веры и знания и решила, что знание первично, а вера вторична. Сейчас этот просвещенческий энтузиазм прошел, жизнь показала, что к сфере знания относится определенная часть человеческой деятельности, достаточно ограниченная, вера - это категория совершенно другого уровня, сравнивать веру и знание неправильно. Но если выстраивать какие-то линии общественных дискуссий, философского интереса, то можно, безусловно, третьим в этом ряду поставить информацию.

Итак, триада: вера - знание - информация. Для человека верующего познание - это очень важный и глубокий опыт. Наша задача - познать Бога, познать непознаваемое и соединиться с ним. Вся церковная жизнь для этого. Притом что это на самом деле невозможно. Парадоксальная вещь. Можно сказать, что знание - это достоверная информация, а информация - просто поток данных, где все закодировано на да-нет, плюс-минус. Когда мы говорим о знании, мы все-таки даем некую нравственную оценку его содержанию, когда мы говорим об информации - это может быть порок, это может быть насилие, клевета и ложь, специально сконструированный скандал. И это все информация, и это все имеет право быть представленным в СМИ. Но задача СМИ, когда они появлялись, не в том, чтобы говорить, о чем попало. СМИ зарождались в секулярном обществе, в эпоху Просвещения, они обеспечивали пространство для общественного диалога. Когда большинство и меньшинство, государство, экономические структуры, аристократия и армия - все, что составляет общество, - могло вести диалог, высказывать свое мнение, позицию. Прошло некоторое время, и стало ясно, что СМИ настолько развиты, настолько почувствовали силу своей технологии, что поняли: они не могут быть средством обеспечения диалога, а сами являются главными игроками на этой площадке. Они диктуют предпочтения, ценности, моду и так далее. Они навязывают нам то, что считают нужным, полезным, прагматичным или, наоборот, неполезным, но проплаченным. И это главная проблема современных СМИ: из пространства массовой коммуникации практически ушла нравственная составляющая.

- Может ли Церковь вернуть эту составляющую?

- Особая забота Церкви о проповеди в СМИ, о взаимодействии со СМИ как раз продиктована тем, что, кроме Церкви, фактически вернуть этот нравственный компонент в пространство общественного диалога никто не может. Безусловно, во все времена, во всяком обществе - и в рабовладельческом, и в информационном - Церковь свидетельствует о Христе, о благодатной жизни во Христе. И все, что Церковь делает - и благотворительность, и богослужебная жизнь, и церковное искусство, и нынешняя социальная активность, - все это важно настолько, насколько способствует нашей проповеди о Спасителе и жизни вечной. Если способствует, то Церковь может и будет этим заниматься. Если не способствует то, безусловно, Церковь попробует, увидит, что опыт оказался не таким, каким хотелось бы, и уйдет из этой сферы.

Есть много областей в общественной жизни, где Церковь не присутствует. Скажем, хоть есть верующие спортсмены, но Церковь в пространстве спорта не присутствует. Есть верующие экономисты и промышленники, но в производстве Церковь не участвует. Очень может быть, что будут некоторые сферы, скажем, коммуникационные системы, в которых Церковь может не присутствовать - если она сочтет, что проповедь этими средствами крайне ограничена. А при развитии информационных технологий, связанных с компьютерными сетями, я допускаю, что в какой-то момент это произойдет.

Камилла НИГМАТУЛЛИНА

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=255365045
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чапнин
Богословская светопись
29 июля в Москве трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Во время фотосъемки прямо под ним обрушился карниз на 12 этаже сталинского дома на Кутузовском проспекте
01.09.2007
Все статьи Сергей Чапнин
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35