Богословие комфорта

0
146
Время на чтение 4 минуты
Тот, кто, считая себя православным, не замечает столь ясных слов Писания, противоречащих его схемам, естественно, отказывается и видеть очевидные факты - как то, например, что развитие прогресса привело к обмирщению и отступничеству Запада, так и то, что Православие прекрасно выживало и там, где не было ни цивилизации, ни прогресса

Будучи в Белграде пару недель назад общался там с одним пожилым сербом. Он - профессор Сорбонны, с юности живёт в Париже, а в Сербии был проездом, по делам.

Краткое общение с ним породило у меня столько мыслей, что даже не знаю, с чего начать их излагать. Прежде всего, меня неприятно поразило его обычие мыслить и воспринимать реальность через уже готовые схемы, совершенно игнорируя факты, им противоречащие.

Например, мне рассказали, что свою то ли дипломную, то ли кандидатскую он писал в Ватикане, и посвящена она была святым правителям, прославленным Православной Церковью. Эта работа была издана Ватиканом и особенно отмечена как лучшая в тот год, или что-то вроде того. И вот он пересказывает основной тезис: прославление благочестивых правителей как святых свойственно только Сербской и Русской Православной Церкви, во всех остальных Поместных Церквах этого не было, и в Византии тоже не было, потому что в Сербии и в России это было как результат западного (читай: католического) влияния.

Я ошеломлённо хлопаю глазами и говорю: а как же насчёт св. Константина Великого, св. Феодосия, св. Юстиниана, св. Ирины? Не говоря о том, что и Маврикия некоторые почитали как мученика, и Никифору Фоке на Афоне была составлена служба как святому. Всё это Византийские императоры, прославленные без какого бы то ни было католического влияния! А как же сонм грузинских святых правителей? Два года назад мне и румыны подарили икону их святого правителя... И это лишь то, что я вспомнил, не занимаясь специально этой темой, то есть, - даже не специалиста, а человека обычной эрудиции достаточно, чтобы указать факты, опровергающие главный вывод научной работы!

Можно понять, почему работа, утверждающая влияние католицизма на русское и сербское Православие, пришлась по душе и была опубликована Ватиканом, но я не могу понять исследователя, который, занимаясь этой темой, "не заметил" указанных фактов.

Однако, общаясь с профессором, я начал, к своему изумлению, понимать. Оказывается, среди, по крайней мере, некоторых европейских учёных такая манера подгонять факты под заранее придуманную схему, в чести. По крайней мере, в нашем сравнительно недолгом разговоре я неоднократно замечал это обескураживающе прямолинейное мышление схемами с наивной уверенностью "реальность такова, какой мне её хочется видеть".

Тяжёлое и вместе с тем сильное впечатление.

В Париже он живёт на улице, где совсем рядом находятся храм Русской Православной Церкви Московского Патриархата, и храм Руссукго Экзархата Констатинопольского Патриархата. Ходит во второй, потому что именно там, по его мнению, сохранилось настоящее русское Православие, тогда как в первом - "советское". Спрашиваю, в чём же выражается, по его мнению, эта "советскость"? "Ну, в том, что пение там партесное..." "Но, помилуйте, - отвечаю я, - партесное пение (которое я и сам, к слову сказать, не люблю) появилось отнюдь не в советской России". "Ну да, - с неохотой соглашается профессор. - После Петра Первого". И затем сразу же выдаёт второй пункт: то, что Русский Экзархат - либерально и модернистски продвинут, в отличие от прихода Московского Патриархата. В этом он видит главный смысл Православие - следовать за Цивилизацией и Прогрессом, ибо "без Цивилизации, Прогресса и Разума Православия быть не может".

В этот момент мне снова пришлось ошеломлённо похлопать глазами.

Кристально-чистый пример, когда апология собственного образа жизни превращается в агрессивно-навязчивое "богословие комфорта".

Всем нам свойственно оправдывать себя. Это неизменный соблазн падшего человечества - напомним, что и грехом Адама, окончательно отвергшим его от Бога было не столько нарушение заповеди, сколько нежелание каяться. А самооправдание и есть нежелание каяться, больше ничего. Именно когда Адам стал говорить - "я не виноват, это жена мне подсунула, которую Ты мне дал", - он оказался изверженным из рая.

И в наше время этот соблазн, естественно, никуда не делся. Если честно рассмотреть жизнь каждого из нас, можно найти в ней то, что противоречит Евангелию и святоотеческому учению, противоречит Истине. И отсюда может быть лишь три пути - либо отказаться от всего, что противоречит Истине, или, по крайней мере, начать такой труд, либо, если нет на это сил, смиренно повторять молитву мытаря: "Боже, буди милостив мне грешному", либо - отказаться от Истины во всём том, в чём она противоречит нашим привычкам, взглядам, делам. Провозгласить вторичность Истины по сравнению с тем, что нам хочется думать и считать.

И вот тогда возникает мышление схемами. Изначально ложными схемами. Когда мы начинаем кроить всё, - даже Православие - под наш комфорт и наш образ жизни.

В особенности этот соблазн силён на Западе. Ибо на Западе человек не страдает, он хорошо, комфортно живёт. И поэтому так сложно устоять обольщению мира сего. Так хочется полюбить его - со всеми его дарами, цивилизацией и прогрессом, забывая даже очевидные слова апостола Иакова: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак.4:4), и апостола Иоанна: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Иоан.2:15).

И, тот, кто, считая себя православным, не замечает столь ясных слов Писания, противоречащих его схемам, естественно, отказывается и видеть очевидные факты - как то, например, что развитие прогресса привело к обмирщению и отступничеству Запада, так и то, что Православие прекрасно выживало и там, где не было ни цивилизации, ни прогресса.

Это действительно та страшная стадия прельщения и упорства, о которой свидетельствовал праотец Авраам в притче Господней, говоря, что "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят" (Лк 16:31).

Всё это свидетельствует о слабости западного человека описанного типа. Ибо, отрицая реальность ради умозрительных схем, он становится уязвим перед столкновением с реальностью, отвергая Истину ради оправдания собственного комфорта, он лишается благодатной поддержки свыше, и возлюбя мир, он стал врагом Богу. От этого соблазна никто не застрахован, эта опасность подстерегает не только людей Запада, но и каждого из нас. Как только мы начинаем перекраивать под себя Истину - вместо того, чтобы себя, свои дела и мысли привести в соответствие с Истиной - мы обрекаем себя на неизбежное поражение. Если не в этой жизни, то в будущей.

http://www.pravaya.ru/column/9458
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Максимов
Все статьи Юрий Максимов
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31