itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О разнице между родом и полом

Англиканская церковь запрещает говорить о Боге в мужском роде. Чтобы мужья не били своих жен

0
1059
Время на чтение 5 минут
Если мы говорим "он" о каком-то предмете или понятии, например о "молоте", "поводе", "хохоте", "доме", то мы тем самым отнюдь не оскорбляем женский пол. Ибо род и пол - разные вещи. Аналогично слова женского рода "идея", "мысль", "философия", "абстракция", "аналогия", "цивилизация" не суть оскорбление представителей мужского пола.

В английском языке отсутствует система грамматического рода. Хотя остались некоторые его следы: к роду отсылают в анафорической форме, прибегая к местоимениям he, she, it. Но даже в английском различают - по крайней мере когда-то образованные люди различали - gender в смысле пола, от gender в смысле грамматического рода. Точно так же, как русские различают "пол" в смысле каждого из двух генетически и физиологически противопоставленных мужчин и женщин, самцов и самок, от "пола" в смысле нижнего настила, по которому ходят в помещении. В словарях современного английского слово-употребления даже можно найти такое определение слова gender: "Род (gender) - чисто грамматический термин. Говорить о людях или тварях мужского или женского рода в значении мужского или женского пола является либо шуткой (допустимой или нет в зависимости от контекста), либо грубой ошибкой". Интересно, что скажут на это поклонники так называемых гендерных исследований...

В тех случаях, когда мы употребляем соответствующий род для обозначения конкретной мужской или женской характеристики человека, животного или какого-нибудь органа, грамматики говорят о роде естественном. Однако не всегда мы прибегаем к естественному роду. Например, в немецком языке das Weib (женщина), das Maedchen (девочка) - среднего рода. В латинском - мужской орган женского рода (mentula), а женский - мужского (cunnus).

Не место здесь выяснять, почему некоторые существительные в одном языке мужского, в другом женского, в третьем среднего рода и почему так сложилось. Достаточно сказать, что лингвисты (согласен, не все) считают процесс присвоения существительными того или иного грамматического рода абсолютно произвольным. Иными словами, грамматический род - условность, и со временем мы научились к нему относиться отвлеченно, абстрагированно, как к чисто формальной категории.

Но действительно ли научились? И к чему весь этот разговор о грамматическом роде и особенностях английского языка?

Дело в том, что 3 октября мы узнали из газет Times, Daily Telegraph, Daily Mail и других средств массовой информации о появлении нового документа Англиканской церкви для епископов и священников под названием "Отвечая домашнему насилию. Руководство о пастырской ответственности". Судя по фрагментам, приведенных в печати, документ, выпущенный с санкции архиепископа Кентерберийского Роуана Уилльямсона, содержит довольно много разумных установок. Однако, как сообщает Daily Mail, "Руководство о пастырской ответственности" призывает представителей духовенства пересмотреть некоторые формулировки, обычно употребляемые в проповедях, а также убрать из религиозных гимнов любые приметы мужского угнетения, ибо "некритическое употребление мужских образов" - к примеру, говорить о Боге в мужском роде (He) или называть Его Господом (The Lord) - может быть истолковано как оправдание насилия над женщинами. При этом руководство ссылается на слова известной американской феминистки Мери Дэли "If God is male, than the male is God". Цитату оставляю в оригинале, ибо не поднимается рука перевести этот нонсенс на русский язык. Daily Mail резюмирует содержание документа в первой же фразе статьи: "Вчера лидеры англиканской церкви предупредили, что ссылки на Бога с помощью местоимения "Он" побуждают мужчин бить своих жен".

Действительно, когда-то папа Иоанн Павел II назвал Бога Отцом и Матерью. Но это не было данью феминизму или политкорректности, это было нечто гораздо более глубокое, о чем здесь не место говорить. Верно также, что с XII века Бога-Отца стали изображать в христианских церквах Западной Европы в виде старца. Тем не менее в традиции иудаизма и в христианском богословии Господь Бог давно потерял антропоморфные черты. Все мы - те, кому преподаны азы религиозного образования, - знаем об этом со школьной скамьи.

Я не берусь судить о самом документе Англиканской церкви по сообщениям в средствах массовой информации. Возможно, что изложение в Daily Mail несколько утрированно и театрально. Но феномен, о котором идет речь в статье, мне знаком уже давно. Доходит до того, что нам предлагают цензурированные феминистские или "нейтральные" версии Библии, в которых Он назван Она или Оно. Какое уважение при этом может сохраняться - я уже не говорю к Священному Писанию, - к историческому документу?.. С одной стороны, исследователи-библисты прилагают огромные усилия к тому, чтобы переводы Священного Писания с древнееврейского и древнегреческого как можно более соответствовали оригиналу, с другой - невежды всячески пытаются снабдить нас искаженными текстами.

Способность абстрагироваться, о которой я говорил выше, - великое достижение человеческого ума и человеческой цивилизации. Приверженцы политкорректных теорий, предлагающие называть Бога в женском роде, ничем не отличаются от наших примитивных предков и от некоторых наших простодушных современников, которые переносят на Бога физиологические свойства, присущие человеку. Они столь же примитивны, хотя сами при этом считают себя прогрессистами (а нас ретроградами). Они не понимают, что их превратные установки отбрасывают нас в наших представлениях о божестве и даже о грамматических родах назад - к пещерному антропоморфизму.

КСТАТИ

ВОИНСТВУЮЩАЯ ПОЛИТКОРРЕКТНОСТЬ

- В одном из протестантских молельных домов в Америке на Пасху вывесили плакат, изображающий большую бабочку, на нем было написано: "Он воскрес". Пасхальными символами американцы считают цыплят и кроликов, а не кресты и иконы.

- Около 2 миллионов долларов было затрачено на "изгнание шовинизма" из Евангелия. Более 70 процентов внесенных в библейские ветхозаветные тексты правок не имеют к "половой проблеме" ни малейшего отношения.

- В Бостоне рождественскую елку переименовали в праздничную. В 2003 году администрация университета Индианы приняла решение убрать из здания рождественскую ель, поскольку установка религиозных символов в общественном месте является неприемлемой. Аналогичные случаи были в штатах Айова и Мичиган, где власти решили, что публичное празднование Рождества нарушает Конституцию. А в штате Канзас в школу не был допущен Санта-Клаус.

- Мэр Денвера решил украсить здание мэрии не традиционной светящейся надписью "Merry Christmas!" ("Веселого Рождества!"), а нейтральной "Happy Holidays!" ("Счастливого праздника!"). Глава городской администрации посчитал, что таким образом будет оказано уважение к неверующим, а также к иудеям и мусульманам.

- В Нью-Йорке католики и иудеи борются сейчас с праздником Крисмука, соединяющим христианское Рождество (Christmas) и иудейскую Хануку (Chanukah). Крисмука должна праздноваться с начала Хануки и до Рождества по новому стилю. Идея объединить два праздника принадлежит предпринимателю Рону Гомпертцу и его жене Мишель. Он также создал и главного персонажа Крисмука, который предстает в образе Санта-Клауса с пейсами.

- Члены специальной комиссии Англиканской церкви, работающей над новой редакцией молитвенника, приняли решение отказаться от упоминания "трех мудрых мужей", волхвов (three wise men), в текстах рождественских молитв. Как полагают современные английские богословы, никто не знает, были ли волхвы действительно мужчинами. Они предложили заменить слово "мужи" на слово "маги", которое используется в греческом тексте Евангелия.

- В 2002 году в Великобритании появилась инструкция для Санта-Клауса. Она регламентирует общение Санта-Клаусов с детьми. Ведь веселый бородач - это все-таки взрослый мужчина, который без зазрения совести общается с малышами. А вдруг под личиной сказочного деда скрывается педофил? Поэтому инструкция запрещает Санта-Клаусу сажать детей на колени, а малышам не разрешается целовать доброго старика. Современный Санта-Клаус должен ограничиваться только рукопожатиями и воздушными поцелуями.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=255113283
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии