Интернет дает нам безграничные возможности для проповеди

0
122
Время на чтение 6 минут
Интервью Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, для второго издания справочника-путеводителя "Православный Интернет". Справочник готовится к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (автор-составитель Ксения Лученко)

- Ваше Преосвященство, один из самых заметных для общества и Церкви шагов, который Вы предприняли, вступив на Саратовскую кафедру - создание интернет-портала "Православие и современность". Чем объясняется сегодня необходимость столь активного присутствия православных в Интернете?

- В первую очередь, это исполнение благословения Святейшего Патриарха, который, обращаясь к духовенству, постоянно говорит о том, что нам - Церкви - необходимо как можно активнее вести свою проповедь в миру, используя для этого все самые современные средства, в том числе и Интернет. Присутствие в сети - это действительно уникальная возможность обратиться к постоянно растущей и наиболее активной части нашего общества - ведь, по всем данным, две трети пользователей Интернета - это молодые работающие люди с высшим образованием. Интернет в прямом смысле дает нам безграничные возможности для проповеди: 40% посетителей нашего портала - зарубежные пользователи, 60% - из различных регионов России.

- В чем состоит концепция Вашего портала? По содержанию и стилистике он похож на сайт Московского Сретенского монастыря "Православие.ру". Какие отличия заставляют читателя обращаться к Вашему порталу, на чем Вы делаете акцент?

- Создавая свой сайт (в течение первого года своего существования он функционировал просто как официальный сайт Саратовской епархии), мы знали только то, что он должен быть: а) интересным, б) информативным. Прежде всего, мы рассчитывали на людей, которые живут в нашем регионе. Хотелось дать им возможность почти в режиме реального времени узнавать обо всех событиях, которые происходят в жизни епархии.

Но, кроме того, мы всегда осознавали, что не менее важно дать людям представление о церковной жизни вообще. Ведь современному человеку по многим причинам очень трудно прийти в Церковь. Часто его первым шагом к храму становится вопрос, заданный через Интернет. Раздел "Вопрос священнику" появился на нашем сайте одним из первых, сейчас ежедневно по электронной почте к нам поступает до трех десятков вопросов, часто от людей, которые оказались в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Ежемесячно регистрируется не менее 110 000 просмотров страниц этого раздела. Это - свидетельство того, что люди, говоря современным языком, испытывают "информационный голод": стараясь разобраться в своей собственной жизни, они пытаются найти ответы на свои вопросы в Церкви, и мы не имеем права отнестись к ним холодно, формально.

Мы всегда старались также, чтобы на нашем сайте присутствовали аналитические материалы, публицистика, обзоры прессы - все то, что заставляет человека думать, сравнивать и уже сознательно выбирать для себя путь воцерковления, путь православного христианина. В конечном итоге именно это помогло нам выйти за рамки епархиального сайта и провести его преобразование в информационно-аналитический портал "Православие и современность".

- В последнее время много говорят о нехватке в православном Интернете (и вообще в православных СМИ) серьезной, качественной аналитики по острым, актуальным вопросам. Получается, что почти вся аналитика на церковные и церковно-общественные темы попадает в информационное пространство из недоброжелательных по отношению к Церкви источников. Какие факторы, на Ваш взгляд, затрудняют развитие этого направления информационной деятельности?

- Я не совсем согласен с таким мнением. Я, например, встречаю в Интернете достаточно много хорошей и качественной аналитики по актуальным вопросам современной церковной и общественной жизни. Первое место, конечно, занимает по ртал "Православие.ру", который очень активно работает в этом плане. Качественные изменения с точки зрения и стиля, и содержания произошли на официальном сайте Московской Патриархии "Патриархия.ру".

Однако действия наших недоброжелателей действительно иногда более заметны. На мой взгляд, причина этому только одна - мощная финансовая поддержка. Ведь не сам собой, не на пустом месте взял и открылся, скажем, портал "Кредо.ру"? Он возник усилиями тех политиков, которые заинтересованы в ослаблении, раздроблении, уничижении Русской Православной Церкви, для которых нестерпимо ее влияние в обществе. Разработчики подобных порталов (кстати, их немного: в основном, встречаются одни и те же 5-8 имен) трудятся с утра до вечера только в одном направлении и получают за это немалые деньги, в то время как большинство православных сайтов - дело рук энтузиастов-бессребреников, желающих просто поделиться людьми радостью своей веры.

Для Церкви информационная работа все-таки пока не может считаться основной. У каждой епархии, каждого прихода, монастыря, у каждой духовной школы - огромное поле деятельности. Сегодня и священники, и активные миряне, которые трудятся на церковном поприще- это люди, которые буквально не имеют свободной минуты, делая по нескольку десятков дел одновременно. Именно такое - неравнодушное - отношение к своему служению и привело к тому, что мы сегодня называем возрождением Русской Церкви.

- Интернет оказывает серьезное влияние на философию общения, несет ли он в связи с этим угрозы религиозной идентичности? Или все прогнозы исследователей об изменении моделей коммуникации в современном обществе и, отчасти, в Церкви, не оправдались?

- Когда в Интернет приходит человек с уже установившимся мировоззрением, угроза для него не столь высока. Однако если пользователь - молодой человек с неустойчивыми представлениями о себе и мире, и информацию обо всем на свете, начиная от бытовых товаров и заканчивая онтологическими вопросами, он получает из Интернета, возникает угроза утраты не только религиозной, но и любой другой идентичности - культурной, национальной и т.д. Это очень опасно. Конечно же, Интернет не должен становиться тем миром, в котором человек пребывает постоянно.

- Для большинства пользователей Интернет - это, прежде всего, способ получения новостей в режиме реального времени. Постоянное присутствие верующего человека в пространстве электронных СМИ, громадный поток новостей, распространяемых ежедневно, - не угроза ли это личной жизни, в том числе и духовной?

- Полагаю, что для верующего человека, как, впрочем, и для любого другого, постоянное присутствие в пространстве электронных СМИ отнюдь не является насущной необходимостью. Повторяю: безусловно, это угроза - и личной, и тем более, духовной жизни, которая требует сосредоточенности.

И погружение в "виртуальную реальность", и постоянно работающий телевизор - все это разные формы одной и той же зависимости. Информация стала одним из основных товаров, одним из "продуктов потребления", а, как известно, чем более ненужным является товар,тем более сил и средств тратится на его раскрутку. Да, это одна из угроз так называемой информационной цивилизации. Но таких опасностей сейчас очень и очень много, и современному человеку необходимо научиться им противостоять.

- Существуют устоявшиеся выражения "виртуальный мир", "виртуальная реальность". Приемлемы ли эти выражения с богословской точки зрения?

- Роль Церкви - свидетельствовать миру о единственной и самой реальной реальности - бытии Божием. Любое удаление от нее - гибельно.

- Нужны ли Церкви документы, регламентирующие ее информационную и, шире, коммуникативную деятельность? Если да, то какие, на Ваш взгляд, богословские и практические положения должны быть в них отражены? Есть ли необходимость регламентировать использование новых коммуникационных технологий? Например, официально констатировать невозможность исповеди по Интернету?

- Возможно, со временем такая необходимость появится, и встанет вопрос об общецерковной концепции использования новых коммуникационных технологий. Однако те "религиозные" сайты, которые предлагают ту же исповедь по Интернету и содержат множество других недостойных вещей (экстремистские высказывания, осуждение священноначалия, призывы к расколу) - на самом деле не имеют никакого отношения к Православной Церкви. Будут ли руководствоваться "новыми" документами те, кто сегодня полностью игнорирует каноны и Устав Церкви? Не уверен.

Вернемся к Вашему примеру. Возможна ли исповедь по Интернету - церковному человеку понятно: однозначно, нет, так же, как невозможны "дистанционное" причастие или венчание. Но для многих наших современников, даже искренне интересующихся церковной жизнью, характерно привычное желание получить, ничего не отдавая взамен. Так, в Церкви им хотелось бы "получить благодать", но к духовной работе, труду над собой они не готовы. Им хотелось бы "облегчить совесть", но избежав при этом стыда за совершенные поступки без которого невозможно истинное покаяние. Это и приводит к тому, что вместо храма человек заходит на сайт с весьма сомнительным содержанием...

Бороться с этим можно только одним способом - развивая просветительскую деятельность Церкви. Новоначальным для работы в Интернете можно посоветовать тот же принцип, который используется при выборе книг для чтения: посещать только те сайты, которые работают по благословению Святейшего Патриарха или правящего архиерея.

- В последнее время в связи с развитием различных интернет-сообществ появились случаи неадекватного поведения некоторых клириков в Интернете. Своими резкими, сделанными без учета аудитории высказываниями они вводят в смущение людей внешних и затрудняют проповедь в Интернете для православных. Есть примеры прещений, наложенных на таких клириков правящим архиереем именно за поведение в Интернете. Можно ли, на Ваш взгляд, отрегулировать эту проблему?

- Я думаю, в каждом случае эта проблема должна решаться правящим архиереем. Потому что Интернет - это некая трибуна, обращение к внешней аудитории. Священник, позволяющий себе неадекватное поведение в Интернете, так же неправ, как тот, кто ведет себя подобным образом в храме, проповедуя с церковного амвона, в теле- или радиоэфире. Архиерей обязан реагировать на это, вести все ту же воспитательную и просветительскую работу среди духовенства. Но, к сожалению, урегулировать эту проблему быстро, раз и навсегда, не получится.

- Как Вы оцениваете перспективы развития православного сегмента Интернета?

- Безусловно, он будет развиваться. Церковь должна присутствовать в Интернете настолько активно, насколько у нее для этого хватает собственных сил. Это абсолютный императив нашего времени.

http://www.eparhia-saratov.ru/cgi-bin/print.cgi/txts/arhierei/speechs/sp_2006/10_09.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Все статьи Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)
Последние комментарии