Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Его мощи были обретены в нетлении

Ирина  Трифонова, Ижица

23.10.2006


Прп. Трифон, архим. Вятский чудотворец (1612). Память 21 октября …

Из истории почитания преп. Трифона Вятского

21 (8 ст. ст.) октября Русской Православной Церковью празднуется память преподобного Трифона Вятского. Его образ вы увидите в Троицком и Александро-Невском Соборах г. Ижевска, написанным на западной стене, - особым почитанием святой издавна пользуется в Удмуртии. Ведь этот яркий церковно-политический деятель, родившийся в с. Малонемнюжском на реке Мезени Архангельской области, стал основателем первых монастырей в вятской земле, к которой относился и наш край. Постриг (в миру Трофим) принял около 22 лет в Пыскорском монастыре. Оттуда, не поладив с братиею, ушел на р. Мулянку, где встретил пермских остяков - предков удмуртов "и нача им учителну повесть творити" - проповедовать...

В 1580 г. Трифон ушел в Вятские земли, где основал Успенский монастырь в г. Хлынове (Киров), который вскоре стараниями своего игумена, бившего челом русским царям Ивану Грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову, стал богатейшим в крае... А жизнь его настоятеля оказалась тесно переплетенной с виднейшими личностями эпохи. Жил преподобный и на землях, принадлежащих Строгановым, был знаком с представителями этого известного рода. Поздняя его деятельность относится к периоду смутного времени на Руси. Среди повествований об этом периоде есть и три, содержащих упоминание о том, что юный Григорий Отрепьев (лжедмитрий) "остался после отца своего млад зело с материю своею...и по некоем времени случися ему беседа Вятские области града Хлынова Успенского монастыря со игуменом Трифоном, той же игумен Трифон увеща его бытии мнихом. И по совету того игумена пострижеся во иноческий образ и наречеся имя ему Григорей"... Причастность Вятского игумена к столичным событиям Смутного времени остается невыясненной.

Скончался преп. Трифон после трудов, скитаний, гонений на себя со стороны братии и представителей властей в родном монастыре в 1612 или 1613 году.
В 1912-13 гг. в Вятке прошли празднования по поводу 300-летия со дня смерти вятского игумена. Торжества совпали с 300-летием дома Романовых. Очень серьезно к дате подошли светские и церковные научные круги: в 1910 г. был создан юбилейный комитет, Вятской ученой архивной комиссией (ВУАК) велись активные исследования жизни, деятельности и истории почитания преп. Трифона Вятского, для чего, в частности, и был создан специальный Трифоновский церковно-археологический музей. Особенно насыщенной по сбору материала о вятском игумене была деятельность преосвященного Павла, епископа Глазовского, председателя юбилейного комитета, и протоиерея И. М. Осокина, смотрителя Вятского духовного училища, действительного члена ВУАК, члена комитета музея. Последнему принадлежит ряд статей о преп. Трифоне, публикация одной из рукописей жития этого святого, приобретенной, кстати, в 1911 году от старообрядки вдовы Аграфены Семеновой Мыльниковой, проживавшей в починке Вожьяке Сарапульского уезда (на земле Ижевского завода), Якшур-Бодьинской волости. Он же стал одним из первых исследователей истории почитания преп. Трифона Вятского (ТВУАК. Вятка, 1912. Вып I-II). Интересны итоги его исследования, которые мы дополним своими данными.

Дело в том, что документов об официальной канонизации преп. Трифона Вятского нет. Исследователи начала XXв. были склонны считать, что ее и не было. Некоторые связывают этот факт с сомнением церковно-государственных кругов в политической благонадежности Вятского игумена, постригшего Гришку Отрепьева и посещавшего Чудов монастырь в Москве, когда тот был ядром оппозиции Борису Годунову. Так или иначе, но еще в начале XX века преп. Трифон Вятский не чтится общецерковно, его имени даже не было в месяцеслове... Однако местное почитание развивалось быстро. Еще по своей смерти Трифон Вятский оставил духовное завещание братии монастыря, в котором просил: "Бога ради, по моем животе мене грешного не забудите, но поминание творите в литиях и панихидах больших и менших". Панихиды, как и положено по усопшему, совершались очень долгое время (в некоторых местах даже наряду с молебнами в н. XX в.) Позднее начали собирать воспоминания о вятском игумене, не ранее 1663 г. было написано его житие. При этом, видимо, кое-какие автобиографические записи оставил по себе и сам преподобный - в 1601 г. в его келье хранилась рукопись - "житье архимандрита Трифона от рожденье его, и как он летал со ангилом, не видя ни неба, ни земли". Так благоговейная память о почившем стала основой местного почитания его как святого.

В 1684 г. при строительных работах в монастыре мощи игумена были обретены "изсохша в нетлении", 6 лет находились в особой часовне, а затем были сокрыты под спудом во вновь устроенном Успенском Соборе. Тогда же, в XVII в., на гроб игумена было положено его изображение, которое стало и первой его иконой...

Уже в 1710 г. священник Малонемнюжской Воскресенской церкви просил преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важского, дозволить устроить на родине преп. Трифона Вятского часовню и установить в ней список с иконы из Вятского монастыря.

Вятский Успенский монастырь стал центром почитания преп. Трифона Вятского. Отсюда шли по епархии крестные ходы. Среди икон крестного хода в документах упоминается и икона преп. Трифона Вятского, впервые, по данным протоиер. И. Осокина, под 1820 г...

Готовясь к 300-летию памяти преп. Трифона Вятского, Павел, епископ Глазовский, выяснял, в каких местах, кроме Вятской епархии, почитается этот святой. Оказалось, что именно в тех местах, где бывал преподобный - с. Малонемнюжском и соседней с ним деревни Архангельской епархии и четырех селах Пермской епархии - на реках Чусовой и Муллянке. Причем из рапорта Преосвященному Павлу от причта с. Нижнее Муллы следовало, что никаких сведений среди местного населения о преп. Трифоне Вятском не сохранилось, и он не почитался в этих местах, где даже икон его не было. И только протоиерей И. Осокин, в 1902 и 1903 гг. приезжавший в Нижнее Муллы на места подвигов преподобного, установил здесь его почитание. При содействии местного крестьянина Георгия Каменских на берегу р. Муллянки, где была найдена пещерка, отождествленная протоиереем И. Осокиным с землянкой преп. Трифона Вятского, была устроена часовня, рядом находился источник...

"Трифоновский" источник почитался и близ сел Успенского и Нижнее-Чусовские городки Пермской епархии.

Что касается Вятской епархии, то преп. Трифон Вятский также почитался не повсеместно. "Собранные сведения, - писал протоиерей И. Осокин в 1911 г., - показали, (что) в 326 церквах Вятской епархии память преп. Трифона совсем не почитается, хотя в некоторых из них имя его, а также имя блаж. Прокопия (Вятского) произносится на отпустах церковных служб. Если общее число церквей епархии... 890..., то нужно признать, что 36% церквей Вятской епархии еще не чтут своего местного святого". Данные протоиерея И. Осокина говорят также о том, что на территории Глазовского уезда память преп. Трифона Вятского чтили в 30 церквах, не почитали в 16. По Сарапульскому уезду эти цифры соответственно 73 и 67. Как видим, на севере современной Удмуртии почитание этого местного святого было более развито. Это, конечно, связано с тем, что на р. Чепце прочно бытовало предание, зафиксированное впервые Г. Е. Верещагиным в 80-е гг. XIX в., о пребывании здесь самого преп. Трифона Вятского. Согласно этому преданию, у реки была каменоломня, которую и посетил преподобный. Застал он здесь мужиков, которые не могли добыть крупный камень. Святой сказал им, что завтра с Божией помощью камень добудут. Так и вышло, а на месте, где был камень, забил родник... Однако преп. Трифона Вятского вместо благодарности мужики ругали, не веря его святости. Тогда преподобный скатил в реку камень да и уплыл на нем...

В 1887 г. здесь, при починке Каменное Заделье у источника, была устроена часовня "деревянная на каменном фундаменте" 4 на 4 сажени в 7 окон. В ней помещались большой крест, иконы Спасителя, Божией Матери и преп. Трифона. А в 1913 г. (очевидно, в связи с 300-летним юбилеем) была выстроена деревянная церковь с одним престолом во имя преп. Трифона Вятского. Тогда празднества перенесены были в храм. При часовне же молебны служились в Духов день и на Успение.

Кроме того, часовня, в которой особо чтили память преп. Трифона 8 октября, находилась в починке Унтем прихода Иоанно-Богословской церкви с. Игры Глазовского уезда.

Поворот в истории почитания преп. Трифона Вятского произошел в связи со следующими событиями 1901 года. 29 июня в Синоде был заслушан доклад Преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, который изучал агиографию. Он был обеспокоен тем, что "в календари и месяцесловы, издания частных лиц, а равно в научныя и назидательныя сочинения... вносятся нередко имена местно чтимых русских святых не канонизованных, каковыя имена, по неведению, могут быть даны новокрещаемым и за сим таковым святым могут быть совершаемы... молебны, тогда как на месте упокоения их совершаются только панихиды, или даже и панихид не совершается...". Синод, в свою очередь, желая прояснить положение с местночтимыми святыми, 10 августа 1901 г. предписал епархиальным архиереям представить данные о почитании неканонизированных святых. Поэтому 27 сентября Вятская духовная консистория направила по благочинным округам циркулярные указы о том же. Таким образом, выяснилось, что неканонизированного преп. Трифона Вятского почитают в 1 округе Вятского уезда, 1, 2, 4, 6 округах Глазовского, 2, 3 Уржумского, 2 округе Нолинского и 1, 4, 5 Яранского уезда. Местами в этих округах почитаются также неканонизированные преп. Прокопий, Вятский Чудотворец и Симеон Верхотурский. Синод, принявший к сведению эти данные, в 1903 году издал "Верный месяцеслов всех русских святых", где впервые официально под 8 октября значилось "Преставление преподобного архимандрита Трифона Вятского в 1612 году". Служба и акафист преподобному впервые были изданы стараниями юбилейного комитета к 8 октября 1912 г.

Лит. о преп. Трифоне Вятском см. в Трудах Вятской ученой архивной комиссии за 1912 г. Вып. I-II. Вятка

http://izhiza.ru/santa-udmurt/trifon2006.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме