Его мощи были обретены в нетлении

Прп. Трифон, архим. Вятский чудотворец (1612). Память 21 октября

Новости Москвы 
0
542
Время на чтение 6 минут

Из истории почитания преп. Трифона Вятского

21 (8 ст. ст.) октября Русской Православной Церковью празднуется память преподобного Трифона Вятского. Его образ вы увидите в Троицком и Александро-Невском Соборах г. Ижевска, написанным на западной стене, - особым почитанием святой издавна пользуется в Удмуртии. Ведь этот яркий церковно-политический деятель, родившийся в с. Малонемнюжском на реке Мезени Архангельской области, стал основателем первых монастырей в вятской земле, к которой относился и наш край. Постриг (в миру Трофим) принял около 22 лет в Пыскорском монастыре. Оттуда, не поладив с братиею, ушел на р. Мулянку, где встретил пермских остяков - предков удмуртов "и нача им учителну повесть творити" - проповедовать...

В 1580 г. Трифон ушел в Вятские земли, где основал Успенский монастырь в г. Хлынове (Киров), который вскоре стараниями своего игумена, бившего челом русским царям Ивану Грозному, Феодору Иоанновичу и Борису Годунову, стал богатейшим в крае... А жизнь его настоятеля оказалась тесно переплетенной с виднейшими личностями эпохи. Жил преподобный и на землях, принадлежащих Строгановым, был знаком с представителями этого известного рода. Поздняя его деятельность относится к периоду смутного времени на Руси. Среди повествований об этом периоде есть и три, содержащих упоминание о том, что юный Григорий Отрепьев (лжедмитрий) "остался после отца своего млад зело с материю своею...и по некоем времени случися ему беседа Вятские области града Хлынова Успенского монастыря со игуменом Трифоном, той же игумен Трифон увеща его бытии мнихом. И по совету того игумена пострижеся во иноческий образ и наречеся имя ему Григорей"... Причастность Вятского игумена к столичным событиям Смутного времени остается невыясненной.

Скончался преп. Трифон после трудов, скитаний, гонений на себя со стороны братии и представителей властей в родном монастыре в 1612 или 1613 году.
В 1912-13 гг. в Вятке прошли празднования по поводу 300-летия со дня смерти вятского игумена. Торжества совпали с 300-летием дома Романовых. Очень серьезно к дате подошли светские и церковные научные круги: в 1910 г. был создан юбилейный комитет, Вятской ученой архивной комиссией (ВУАК) велись активные исследования жизни, деятельности и истории почитания преп. Трифона Вятского, для чего, в частности, и был создан специальный Трифоновский церковно-археологический музей. Особенно насыщенной по сбору материала о вятском игумене была деятельность преосвященного Павла, епископа Глазовского, председателя юбилейного комитета, и протоиерея И. М. Осокина, смотрителя Вятского духовного училища, действительного члена ВУАК, члена комитета музея. Последнему принадлежит ряд статей о преп. Трифоне, публикация одной из рукописей жития этого святого, приобретенной, кстати, в 1911 году от старообрядки вдовы Аграфены Семеновой Мыльниковой, проживавшей в починке Вожьяке Сарапульского уезда (на земле Ижевского завода), Якшур-Бодьинской волости. Он же стал одним из первых исследователей истории почитания преп. Трифона Вятского (ТВУАК. Вятка, 1912. Вып I-II). Интересны итоги его исследования, которые мы дополним своими данными.

Дело в том, что документов об официальной канонизации преп. Трифона Вятского нет. Исследователи начала XXв. были склонны считать, что ее и не было. Некоторые связывают этот факт с сомнением церковно-государственных кругов в политической благонадежности Вятского игумена, постригшего Гришку Отрепьева и посещавшего Чудов монастырь в Москве, когда тот был ядром оппозиции Борису Годунову. Так или иначе, но еще в начале XX века преп. Трифон Вятский не чтится общецерковно, его имени даже не было в месяцеслове... Однако местное почитание развивалось быстро. Еще по своей смерти Трифон Вятский оставил духовное завещание братии монастыря, в котором просил: "Бога ради, по моем животе мене грешного не забудите, но поминание творите в литиях и панихидах больших и менших". Панихиды, как и положено по усопшему, совершались очень долгое время (в некоторых местах даже наряду с молебнами в н. XX в.) Позднее начали собирать воспоминания о вятском игумене, не ранее 1663 г. было написано его житие. При этом, видимо, кое-какие автобиографические записи оставил по себе и сам преподобный - в 1601 г. в его келье хранилась рукопись - "житье архимандрита Трифона от рожденье его, и как он летал со ангилом, не видя ни неба, ни земли". Так благоговейная память о почившем стала основой местного почитания его как святого.

В 1684 г. при строительных работах в монастыре мощи игумена были обретены "изсохша в нетлении", 6 лет находились в особой часовне, а затем были сокрыты под спудом во вновь устроенном Успенском Соборе. Тогда же, в XVII в., на гроб игумена было положено его изображение, которое стало и первой его иконой...

Уже в 1710 г. священник Малонемнюжской Воскресенской церкви просил преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важского, дозволить устроить на родине преп. Трифона Вятского часовню и установить в ней список с иконы из Вятского монастыря.

Вятский Успенский монастырь стал центром почитания преп. Трифона Вятского. Отсюда шли по епархии крестные ходы. Среди икон крестного хода в документах упоминается и икона преп. Трифона Вятского, впервые, по данным протоиер. И. Осокина, под 1820 г...

Готовясь к 300-летию памяти преп. Трифона Вятского, Павел, епископ Глазовский, выяснял, в каких местах, кроме Вятской епархии, почитается этот святой. Оказалось, что именно в тех местах, где бывал преподобный - с. Малонемнюжском и соседней с ним деревни Архангельской епархии и четырех селах Пермской епархии - на реках Чусовой и Муллянке. Причем из рапорта Преосвященному Павлу от причта с. Нижнее Муллы следовало, что никаких сведений среди местного населения о преп. Трифоне Вятском не сохранилось, и он не почитался в этих местах, где даже икон его не было. И только протоиерей И. Осокин, в 1902 и 1903 гг. приезжавший в Нижнее Муллы на места подвигов преподобного, установил здесь его почитание. При содействии местного крестьянина Георгия Каменских на берегу р. Муллянки, где была найдена пещерка, отождествленная протоиереем И. Осокиным с землянкой преп. Трифона Вятского, была устроена часовня, рядом находился источник...

"Трифоновский" источник почитался и близ сел Успенского и Нижнее-Чусовские городки Пермской епархии.

Что касается Вятской епархии, то преп. Трифон Вятский также почитался не повсеместно. "Собранные сведения, - писал протоиерей И. Осокин в 1911 г., - показали, (что) в 326 церквах Вятской епархии память преп. Трифона совсем не почитается, хотя в некоторых из них имя его, а также имя блаж. Прокопия (Вятского) произносится на отпустах церковных служб. Если общее число церквей епархии... 890..., то нужно признать, что 36% церквей Вятской епархии еще не чтут своего местного святого". Данные протоиерея И. Осокина говорят также о том, что на территории Глазовского уезда память преп. Трифона Вятского чтили в 30 церквах, не почитали в 16. По Сарапульскому уезду эти цифры соответственно 73 и 67. Как видим, на севере современной Удмуртии почитание этого местного святого было более развито. Это, конечно, связано с тем, что на р. Чепце прочно бытовало предание, зафиксированное впервые Г. Е. Верещагиным в 80-е гг. XIX в., о пребывании здесь самого преп. Трифона Вятского. Согласно этому преданию, у реки была каменоломня, которую и посетил преподобный. Застал он здесь мужиков, которые не могли добыть крупный камень. Святой сказал им, что завтра с Божией помощью камень добудут. Так и вышло, а на месте, где был камень, забил родник... Однако преп. Трифона Вятского вместо благодарности мужики ругали, не веря его святости. Тогда преподобный скатил в реку камень да и уплыл на нем...

В 1887 г. здесь, при починке Каменное Заделье у источника, была устроена часовня "деревянная на каменном фундаменте" 4 на 4 сажени в 7 окон. В ней помещались большой крест, иконы Спасителя, Божией Матери и преп. Трифона. А в 1913 г. (очевидно, в связи с 300-летним юбилеем) была выстроена деревянная церковь с одним престолом во имя преп. Трифона Вятского. Тогда празднества перенесены были в храм. При часовне же молебны служились в Духов день и на Успение.

Кроме того, часовня, в которой особо чтили память преп. Трифона 8 октября, находилась в починке Унтем прихода Иоанно-Богословской церкви с. Игры Глазовского уезда.

Поворот в истории почитания преп. Трифона Вятского произошел в связи со следующими событиями 1901 года. 29 июня в Синоде был заслушан доклад Преосвященного Сергия, архиепископа Владимирского, который изучал агиографию. Он был обеспокоен тем, что "в календари и месяцесловы, издания частных лиц, а равно в научныя и назидательныя сочинения... вносятся нередко имена местно чтимых русских святых не канонизованных, каковыя имена, по неведению, могут быть даны новокрещаемым и за сим таковым святым могут быть совершаемы... молебны, тогда как на месте упокоения их совершаются только панихиды, или даже и панихид не совершается...". Синод, в свою очередь, желая прояснить положение с местночтимыми святыми, 10 августа 1901 г. предписал епархиальным архиереям представить данные о почитании неканонизированных святых. Поэтому 27 сентября Вятская духовная консистория направила по благочинным округам циркулярные указы о том же. Таким образом, выяснилось, что неканонизированного преп. Трифона Вятского почитают в 1 округе Вятского уезда, 1, 2, 4, 6 округах Глазовского, 2, 3 Уржумского, 2 округе Нолинского и 1, 4, 5 Яранского уезда. Местами в этих округах почитаются также неканонизированные преп. Прокопий, Вятский Чудотворец и Симеон Верхотурский. Синод, принявший к сведению эти данные, в 1903 году издал "Верный месяцеслов всех русских святых", где впервые официально под 8 октября значилось "Преставление преподобного архимандрита Трифона Вятского в 1612 году". Служба и акафист преподобному впервые были изданы стараниями юбилейного комитета к 8 октября 1912 г.

Лит. о преп. Трифоне Вятском см. в Трудах Вятской ученой архивной комиссии за 1912 г. Вып. I-II. Вятка

http://izhiza.ru/santa-udmurt/trifon2006.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии