С субмариной на "спине"? Это возможно!

0
193
Время на чтение 4 минуты
В сентябре очередная многоцелевая атомная подводная лодка первого поколения, выведенная более полутора десятка лет назад из боевого состава Северного флота, поступила для утилизации на судоремонтный завод "Шквал" Министерства обороны в городе Полярном. А в октябре уже АПЛ второго поколения класса "Виктор" доставили к ее "последнему причалу" на северодвинское предприятие "Звездочка". На первый взгляд в этих сообщениях как будто нет ничего особенного. Только на Севере уже много лет подлодки из так называемого "отстоя" разделываются "на иголки" в Полярном, Снежногорске и Северодвинске. Однако особенность в произошедшем все же была, и немалая: уникален сам способ доставки субмарин в акватории "Шквала" и "Звездочки".
По словам начальника экологической безопасности Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Алевтина Юнака, проект, осуществленный в рамках международной военно-экологической программы "АМЕК" - программы сотрудничества министерств обороны России, США, Норвегии и Великобритании в области охраны окружающей среды в Арктике, стал самым сложным за всю ее десятилетнюю историю. Всем памятен трагический случай, когда в августе 2003 года во время буксировки к месту утилизации затонула атомная подлодка К-159, унесшая на дно Баренцева моря жизни девяти североморцев - членов перегонной команды. Трагедия заставила искать новые методы транспортировки к "последнему причалу" выслуживших свой срок субмарин.
Подготовка к реализации проекта продолжалась три года. Специалисты проработали двадцать пять(!) вариантов транспортировки. В итоге выбрали наиболее безопасный - с использованием судна "Трансшельф" голландской компании "Доквайс". Это судно, кстати, по некоторым сведениям, ранее принадлежавшее... России, уже само по себе уникально. Супертяжеловоз длиной почти сто восемьдесят и шириной сорок метров построен и спущен на воду в январе 1987 года в финском городе Турку и предназначен для транспортировки морских буровых самоподъемных установок. Он может брать на борт груз весом до тридцати пяти тысяч тонн. А чтобы взять себе "на спину" плавучий груз, гигант способен, образно говоря, "присесть": "Трансшельф" набирает в танки забортную воду и с этим балластом погружается, его грузовая палуба площадью 5.100 квадратных метров уходит на многометровую (до 22 метров) глубину под воду. Объект заводится над палубой, судно, откачивая балласт, всплывает и... готово к походу.
В первый раз в сентябре на палубе "Трансшельфа" разместилась многоцелевая атомная подлодка "К-60" проекта 627А (по натовской классификации "Ноябрь"), сама имеющая длину 107 метров при почти восьмиметровой высоте и такой же ширине. Однако более трех тысяч тонн надводного водоизмещения субмарины для уникального судна, как оказалось впоследствии, сущие пустяки.
Четырехсуточную транспортировочную операцию, которую возглавлял начальник вспомогательного флота СФ капитан 1 ранга Михаил Бабин, разделили на три этапа. Вначале предстояло вывести АПЛ от причала в Гремихе в Святоносский залив, где на внешнем рейде стоял "Трансшельф", и погрузить подлодку на его палубу. Затем - перевозка "крупногабаритного груза" в Кольский залив. И последнее - выгрузить лодку "на плав" и отбуксировать ее уже к причалу Полярнинского СРЗ.
В самом начале операции и в конце хорошую морскую подготовку продемонстрировали экипажи буксиров как Северного флота, так и судоремонтного завода. Потому что от их четких и слаженных действий зависела самая, образно говоря, "ювелирная" часть операции: постановка К-60 на палубу "Трансшельфа", а затем и вывод с палубы.
Таким способом, подчеркнем, атомные подводные лодки да еще с не выгруженным из реакторов ядерным топливом не перевозил никто в мире. Поэтому приняли беспрецедентные меры безопасности, ведь атомоход провел в отстое семнадцать лет. Никто из специалистов, разрабатывавших уникальный проект, и участников его реализации на практике не знали, как при транспортировке поведет себя проржавевший корпус АПЛ. Более того, чтобы исключить малейший риск для людей, перевозили и буксировали лодку без так называемой перегонной команды на борту.
Конечно, специалисты конструкторского бюро "Малахит" и 10-го судоремонтного завода корпус АПЛ надежно герметизировали. А обстановку в отсеках отслеживала установленная в них специально разработанная автоматическая контрольная система. Ее датчики в случае появления в прочном корпусе забортной морской воды сообщили бы оператору, где и когда произошла протечка, а главное - с какой скоростью поступает внутрь АПЛ вода. Как сказал уже после завершения операции представитель КБ "Малахит" капитан 1 ранга Андрей Крамаренко, было вполне реальное опасение, что лодка изначально просто не дойдет до судна. Обнаружились сложности и с размещением субмарины на самой палубе "Трансшельфа". Хотя вес у К-60 и небольшой по меркам судна-транспортировщика, корпус у АПЛ проекта 627А достаточно длинный и узкий.
Безусловно, повезло участникам операции и с заполярной погодой. К слову, жесткие требования к высоте волны предъявляла в первую очередь компания "Доквайс" - владелец "Трансшельфа". Поэтому на случай ненастья разработали запасной вариант погрузки АПЛ на внутреннем рейде. Однако воспользоваться им не пришлось. Уникальная операция, не имевшая до этого аналогов в мире, успешно начавшись в Гремихе, так же успешно завершилась в акватории судоремонтного завода в Полярном.
При транспортировке же от Кольского полуострова многоцелевой АПЛ класса "Виктор" на северодвинскую "Звездочку" специалисты столкнулись с проблемами несколько иного рода, нежели при доставке "Ноября" в Полярный. Чтобы разместить на борту "Трансшельфа" подлодку с "круглым" днищем, пришлось строить специальный стапель, похожий на подкилевую дорожку, а погрузку АПЛ проводить в открытом море - у берега не хватало глубины. В Северодвинске говорят, что даже после благополучного завершения эксперимента специалисты "Звездочки" не берутся утверждать, что повторят его вновь.
По словам же сопредседателя программы "АМЕК" от Великобритании военно-морского атташе британского посольства в России капитана 1 ранга Джонатана Тоби Холлоуэя, английские эксперты имеют богатый опыт перевозки кораблей и подводных лодок на баржах. Поэтому применительно к данным случаям из множества вариантов был выбран самый безопасный, хотя и не самый дешевый: только на проведение утилизационных работ по К-60 Норвегия выделила 2,5 миллиона евро. Более того, сейчас на судоремонтном заводе "Нерпа" строятся специальные понтоны для доставки субмарин в места их утилизации. Однако, как отмечает начальник экологической безопасности Вооруженных Сил России генерал-лейтенант Алевтин Юнак, для каждой последующей транспортировки подлодок российские и иностранные специалисты будут подбирать именно тот вариант, который наиболее реален и безопасен в каждом конкретном случае.

http://www.redstar.ru/2006/10/19_10/2_02.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Васильев
Рейдеры от государства
Кто нагревает руки на имуществе РПЦ, которое возвращается государством?
07.08.2011
Идеи Минина живут и побеждают!
К итогам научно-практической конференции "Проблемы увековечивания памяти героев земского народного движения 1611-1612 гг."
27.05.2008
В Мекку по воздуху
Большая группа мусульман Адыгеи и Кубани отправляются в Саудовскую Аравию
04.12.2007
Все статьи Сергей Васильев
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35