100 лет имябожничества

Новости Москвы 
0
276
Время на чтение 5 минут
Ведущие богословы и церковные деятели приняли участие в международной церковно-богословской конференции "Россия - Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления прп. Максима Грека)", состоявшейся 1-4 октября в Москве. Конференция вызвала большой интерес со стороны православных верующих и специалистов по церковной истории. Мы публикуем один из докладов, представленных на конференцию.

Безумное делание: 100 лет имябожничества

Уместно будет начать этот доклад с цитаты из "Путей Русского Богословия" протоиерея Георгия Флоровского, который в свою очередь цитирует Блока:

""Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
и сумрачный германский гений"...


Этот дар "всемирной отзывчивости", во всяком случае, роковой и двусмысленный дар. Повышенная чуткость и отзывчивость очень затрудняет творческое собирание души... Есть в русской душе даже какая-то особенная страсть и притяжение к таким перепутьям и перекресткам. Нет решимости сделать выбор. Нет воли принять ответственность"[1].

На одном из таких перепутий русское Православие оказалось 100 лет назад: в 1907 г. первым изданием вышла книга схимонаха Илариона "На горах Кавказа", вскоре положившая начала лжеучению имябожничества среди русских монахов на Афоне (именно так - имябожничество, а не "имяславие" - названо оно в документах Святителя Тихона и Всероссийского Поместного Собора 1917-18 г.г., и я не вижу причин, почему мы - коль скоро речь идет об именах - должны отступать от этого законным образом зафиксированного имени). Боевым знаменем нового движения стал тезис "Имя Божие есть Сам Бог"; его последователи взялись составлять манифесты и "исповедания веры", предавая проклятию тех, кто отказывался признать их правоту...

А в 1997 году книга "На горах Кавказа" была издана снова, и снова послужила началом нестроений и соблазнов. Вот, например, что вынужден был заявить по этому поводу Высокопреосвященнейший Исидор, митрополит Екатеринодарский и Кубанский[2]:

"1. Книга напечатана без архипастырского благословения. Вместо этого есть указание на "постановление" некоего ученого совета "Русской Православной Академии Богословских наук и Научно-Богословских исследований", что, конечно же, является нарушением общепринятых норм в практике православного книгоиздательства.

2. Публикация текста книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа", которая в начале ХХ века послужила поводом к возникновению пагубного разномыслия в монашеской среде по вопросу природы Имени Божия, не имеет не только объективного богословско-исторического комментария, но снабжена "послесловием от редакции", написанным исключительно в оправдательном по отношению к имябожническому вольномыслию тоне.

3. Мы вынуждены признать, что в целом издание книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа"... представляет собой факт откровенной проповеди учения имяславчества внутри самой Православной Церкви".

Однако дальнейшее развитие событий говорит в пользу суждения о. Георгия Флоровского о нашем недостатке решимости и воли. С тех пор появилось немалое количество книг, брошюр и статей, в той или иной форме пропагандирующих имябожничество. Есть материалы и для "простецов", и для "интеллектуалов". Вдобавок ко всему, свою печальную лепту вносит сюда Интернет, где самозванцы, ряженые в "митрополитов", "протоиереев" и "иеромонахов", упражняются в еретических словопрениях, а малоопытные верующие натыкаются на их бредни и принимают за откровение истины.

Только осенью прошлого года, восемь лет спустя, была переиздана оригинальная брошюра "Имябожнический бунт, или Плоды учения книги "На горах Кавказа""[3]. Правда, благословение Святейшего придает этому изданию необходимый авторитет - и то лишь для тех, кому не будет препятствием мизерный тираж в 3 тыс. экземпляров.

Другое весьма авторитетное издание - "Путь умного делания" - во втором томе посвящает имябожнической ереси более двух страниц, правда, мелким шрифтом в подстрочном примечании[4]. Но и здесь мы обнаруживаем недосказанность, даже робость.

"Эта книга ["На горах Кавказа"]... послужила подводом к богословским спорам, возникшим в 1912 г., и печально известным афонским событиям", - сообщает автор. Каким событиям? Кому известным - если здесь о них ничего не сказано, а послесловие к переизданию "На горах Кавказа" чисто по-советски аккуратно обходит предмет молчанием? А между тем здесь же мы находим свидетельство о прав. Алексии Мечёве: "Рассказывая со слов очевидца о действиях имяславцев там [на Афоне], батюшка страшно негодовал, ужасался и говорил, что не может быть истины в такой злобе и неистовстве". Если такова была реакции праведника, причисленного ныне к лику святых, на "известные события", то каковы же сами события??

К счастью, этот зияющий пробел заполнил преосв. Иларион (Алфеев) в своем недавнем труде "Священная Тайна Церкви"[5]. Вл. Иларион знакомит читателя с "прикровенными" фактами, вполне объясняющими негодование и ужас прав. Алексия Мечёва (речь идет об изгнании из афонского Андреевского скита в январе 1913 г. игумена Иеронима, который не разделял имябожнической ереси):

Свидетельство о. Иеронима:

"...[Булатович], поддерживаемый кричавшими, вскочил на стол, предварительно крикнув: "Ура! Берите!" - причем хотел схватить меня, но его удержали. После этого бывшие с ним бросились избивать находившихся при мне отцов, единодушных со мною. Меня не били и вывели за ворота из скита, предварительно обыскав меня. От страха трое из отцов выскочили из окна из второго этажа и разбили себе ноги; других же, избитых и израненных до крови, в одних подрясниках и без шапок выбросили также за ворота из скита... У нескольких братий, запершихся от страха в своих кельях, взломали двери и избили их до беспамятства".

Свидетельство другого участника "событий":

"В это время братия исполнилась непомерного гнева и бросилась на "ура". Был великий бой с обеих сторон. Сперва кулаками, а потом один другого давай таскать за волосы. Это было чудное зрелище. Внизу руки, ноги, туловища, а вверху виднелась одна шерсть (то есть волоса). И начали вытаскивать (иеронимовцев) из этой кучи по одному человеку в коридор, где братия стояла в две шеренги, получая добычу и провожая (иеронимовцев) кого за волосы, кого под бока и с приговором, кого за что бьют, чтобы он знал. Таким образом провожали до лестницы, а по лестнице спускали, кто как угодил: одни шли вниз головой, другие спускались ногами книзу, а затылком считали ступеньки..." - И т. д., и т. п.

Я призываю вас отнестись к этим документам с полным вниманием и серьезностью, именно потому, что они столь сильно напоминают сценарии сегодняшних "развлекательных" телефильмов. Ведь перед вами те самые монахи, "ангелы в человеческом облике", которые, согласно их собственным теориям, очистили свою душу от страстей и греха посредством "умного делания" и "непрестанного произнесения Сладчайшего Имени Иисусова"...


Итак, по плодам их узнаете их. Можно ли представить себе более красноречивый и точный портрет имябожничества? И можно ли не увидеть здесь грозного предупреждения о характере нынешних хулителей православной истины и разрушителей церковного единства?

Закончим цитатой из того же классического труда о. Георгия Флоровского:

"...Всего болезненнее был этот странный разрыв между богословием и благочестием, между богословской ученостью и молитвенным богомыслием, между богословской школой и церковной жизнью... Разрыв этот был вреден и опасен для обеих сторон. И это так характерно сказалось в недавней "Афонской смуте" (1912-1913 г.г.), в спорах о именах Божиих и о Иисусовой молитве..."[6].

Вывод крайне прост: там, где ложное (или лживое) богословие, там исчезает благочестие, богомыслие и сама церковная жизнь, там "умное делание" Иисусовой молитвы обращается в безумство кулачной расправы и диких суеверий.

О. Георгий Флоровский излагает свои наблюдения в прошедшем времени. Однако, как мы с вами видим, имябожническая ересь, паразитируя на нашей "всемирной отзывчивости", сегодня продолжает угрожать православным верующим России. В наших силах снова перевести ее в прошедшее время, на сей раз окончательно.



[1] Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 500.

[2] Православный голос Кубани. 15.06.2000 г.

[3] Монах Климент. Имябожнический бунт, или Плоды учения книги "На горах Кавказа". М., "К Свету", 2005.

[4] Путь умного делания, т. 2. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. М., "Отчий Дом", с. 676-678.

[5] Еп. Иларион (Алфеев). Священная Тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. Гл. 6.

[6] Прот. Г. Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 502-503.

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2017
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Зосима (Шевчук)
Все статьи Архимандрит Зосима (Шевчук)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11