Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православные граффити и мещанская мораль

Яна  Бражникова, Правая.Ru

16.10.2006

Вообще говорить: Не пиши на стенах! - это мещанское мракобесие. Надписи на стенах - архаичная, традиционная практика, которая в postmodernity возродилась в виде граффити. Я думаю, что православные граффити - это еще одно перспективное направление культурной миссии

С легкой руки дьякона Андрея Кураева задумались мы о дальнейшем пути православной рок-миссии: о рейв-миссии, инди-миссии и т.д. и т.п. А между тем и сама эта рок-миссия под большим вопросом: шаг вперед - два назад. Подтверждение невеселым соображениям нашла в репортаже Д. Данилова. Против нее - не только "православная" профессура, не только "неправославные" христианские конфессии или либеральные СМИ, но и банальная мещанская мораль.

Год назад по настоятельной просьбе детей мы купили в лавке подворья Валаамского монастыря странную книгу "Новые правила поведения для воспитанных детей" (изд-во "ЭКСМО", 2005). Книга встала на полку соответственно возле "Что такое хорошо и что такое плохо" Маяковского и "Вредных советов" Остера. Не знаю отчего, но есть у детей особая тяга к такого рода нормативному чтиву. По Остеру старшая дочка научилась читать (именно потому, что мама отказывалась), а брат ее - по "Что такое хорошо..." научился (было такое замечательное издание "Лимбус-пресс", иллюстрированное митьками).

Содержание "Новых правил..." способно поразить воображение. От "не рисуй на обоях", "не прыгай с высоких предметов", "никогда не дразни собак" до "ничего не бойся в самолете" и "одевайся по погоде в месте посадки". Невольно задаешься вопросом о возрасте адресата этих новых правил. Похоже на переводную инструкцию по сборке мебели: "не кладите гвозди в рот", "не пытайтесь сесть на стул до окончания сборки" и т.д. Словом, памятник позднесоветского буржуазного инфантилизма и расчетливости. Однако, детям нравится. Видимо, они испытывают дефицит литературных нравоучений.

На днях с этой книгой вышел конфуз: в разделе "не играй и не прыгай в лифте" на картинке дети обнаружили группу животных (мышь, свинья, козел...), едущих в лифте и царапающих гвоздем на стене "Алиса - это круто...". Внимание детей было привлечено не к факту порчи лифта, а к самому содержанию надписи. "Мама, - спросила дочь, а что, разве "Алису" любят хулиганы? И почему рядом нарисованы пятиконечные звезды? Как же так, ведь "Алиса" - православная группа?" Что поделать: художник книги этого факта не учел, а стилизованные две "А" в слове "Алиса" превратил в обыкновенные красные звездочки - как в советских книжках про октябрят. Видимо, так ему было привычнее.

Вообще говорить: Не пиши на стенах! - это мещанское мракобесие. Надписи на стенах - архаичная, традиционная практика, которая в postmodernity возродилась в виде граффити. Еще Бодрияр писал об исключительной ценности этого визуального жанра. Я думаю, что православные граффити - это еще одно перспективное направление культурной миссии, тем более, что в каждом районе Москвы теперь есть минимум одна студия граффити.

Тысячу раз прав прот. Всеволод Чаплин ("Лоскутки"): Православию ближе постмодернистские малые формы, нежели пафосные формы модерна. "Все возможно верующему": все возможно и так немного удается сделать! Впрочем, читая последний номер журнала "Православная беседа", убеждаюсь, что силой малой веры некоторые горы уже пришли в движение. Мало того, что следом за эмоциональным эзотерическим текстом некоего уважаемого музыкального профессора, критикующего рок как вездесущий танцевальный жанр поп-культуры (?!), следует спокойная статья православного филолога, главного редактора Правой.ru Ильи Бражникова, камня на камне не оставляющая от аргументации первого автора. Статья, кроме всего прочего - надо отдать должное редакции - прекрасно иллюстрирована: хайратые отцы-основатели арт-рока 70-х в их лучшие годы - тоже маленькая революция в рамках этого пуританского издания, и я даже не знаю, как читатели журнала это воспримут. Наверное, будут возмущенные письма в редакцию.

Настоящим теоретическим обоснованием Православного Постмодерна являются уже упомянутые "Лоскутки". Важно не только то, о ЧЕМ пишет о. Всеволод, но и то, КАК он это делает. Текст сам является иллюстрацией собственных тезисов. Самое обнадеживающее в современном Православии - то, что уходит в прошлое морализаторство, модернизм и маргинальщина и приходит молодая Церковь, которая при этом не страдает болезнью молодости и инфантилизмом. Самая худшая перспектива - это возврат назад к пуританству, уводящему Церковь из истории, из современной культуры, из политики в неадекватность и морализаторство. В этом свете очень симптоматичен комментарий в Живом Журнале Бориса Межуева к "актуальной" статье Виктора Милитарева о хоругвеносцах: "Все задачи, которые ставят перед собой этнонационалисты, разрешатся именно усилиями строгих православных консерваторов. Жестко консервативное - такое радикально-пуританское - движение, но при этом православное решит все проблемы в том числе и с мафиями и т.д.".

С этим невозможно согласиться. Православию не нужен никакой радикальный пуританизм, пусть он станет уделом неправославных христиан и уважаемых ветеранов патриотического движения. Короче говоря, вопрос о православных роке, панк-православии и православном граффити - это вопрос ПОЛИТИЧЕСКИЙ.

http://www.pravaya.ru/column/9325



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме