itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Православные граффити и мещанская мораль

0
462
Время на чтение 3 минуты
Вообще говорить: Не пиши на стенах! - это мещанское мракобесие. Надписи на стенах - архаичная, традиционная практика, которая в postmodernity возродилась в виде граффити. Я думаю, что православные граффити - это еще одно перспективное направление культурной миссии

С легкой руки дьякона Андрея Кураева задумались мы о дальнейшем пути православной рок-миссии: о рейв-миссии, инди-миссии и т.д. и т.п. А между тем и сама эта рок-миссия под большим вопросом: шаг вперед - два назад. Подтверждение невеселым соображениям нашла в репортаже Д. Данилова. Против нее - не только "православная" профессура, не только "неправославные" христианские конфессии или либеральные СМИ, но и банальная мещанская мораль.

Год назад по настоятельной просьбе детей мы купили в лавке подворья Валаамского монастыря странную книгу "Новые правила поведения для воспитанных детей" (изд-во "ЭКСМО", 2005). Книга встала на полку соответственно возле "Что такое хорошо и что такое плохо" Маяковского и "Вредных советов" Остера. Не знаю отчего, но есть у детей особая тяга к такого рода нормативному чтиву. По Остеру старшая дочка научилась читать (именно потому, что мама отказывалась), а брат ее - по "Что такое хорошо..." научился (было такое замечательное издание "Лимбус-пресс", иллюстрированное митьками).

Содержание "Новых правил..." способно поразить воображение. От "не рисуй на обоях", "не прыгай с высоких предметов", "никогда не дразни собак" до "ничего не бойся в самолете" и "одевайся по погоде в месте посадки". Невольно задаешься вопросом о возрасте адресата этих новых правил. Похоже на переводную инструкцию по сборке мебели: "не кладите гвозди в рот", "не пытайтесь сесть на стул до окончания сборки" и т.д. Словом, памятник позднесоветского буржуазного инфантилизма и расчетливости. Однако, детям нравится. Видимо, они испытывают дефицит литературных нравоучений.

На днях с этой книгой вышел конфуз: в разделе "не играй и не прыгай в лифте" на картинке дети обнаружили группу животных (мышь, свинья, козел...), едущих в лифте и царапающих гвоздем на стене "Алиса - это круто...". Внимание детей было привлечено не к факту порчи лифта, а к самому содержанию надписи. "Мама, - спросила дочь, а что, разве "Алису" любят хулиганы? И почему рядом нарисованы пятиконечные звезды? Как же так, ведь "Алиса" - православная группа?" Что поделать: художник книги этого факта не учел, а стилизованные две "А" в слове "Алиса" превратил в обыкновенные красные звездочки - как в советских книжках про октябрят. Видимо, так ему было привычнее.

Вообще говорить: Не пиши на стенах! - это мещанское мракобесие. Надписи на стенах - архаичная, традиционная практика, которая в postmodernity возродилась в виде граффити. Еще Бодрияр писал об исключительной ценности этого визуального жанра. Я думаю, что православные граффити - это еще одно перспективное направление культурной миссии, тем более, что в каждом районе Москвы теперь есть минимум одна студия граффити.

Тысячу раз прав прот. Всеволод Чаплин ("Лоскутки"): Православию ближе постмодернистские малые формы, нежели пафосные формы модерна. "Все возможно верующему": все возможно и так немного удается сделать! Впрочем, читая последний номер журнала "Православная беседа", убеждаюсь, что силой малой веры некоторые горы уже пришли в движение. Мало того, что следом за эмоциональным эзотерическим текстом некоего уважаемого музыкального профессора, критикующего рок как вездесущий танцевальный жанр поп-культуры (?!), следует спокойная статья православного филолога, главного редактора Правой.ru Ильи Бражникова, камня на камне не оставляющая от аргументации первого автора. Статья, кроме всего прочего - надо отдать должное редакции - прекрасно иллюстрирована: хайратые отцы-основатели арт-рока 70-х в их лучшие годы - тоже маленькая революция в рамках этого пуританского издания, и я даже не знаю, как читатели журнала это воспримут. Наверное, будут возмущенные письма в редакцию.

Настоящим теоретическим обоснованием Православного Постмодерна являются уже упомянутые "Лоскутки". Важно не только то, о ЧЕМ пишет о. Всеволод, но и то, КАК он это делает. Текст сам является иллюстрацией собственных тезисов. Самое обнадеживающее в современном Православии - то, что уходит в прошлое морализаторство, модернизм и маргинальщина и приходит молодая Церковь, которая при этом не страдает болезнью молодости и инфантилизмом. Самая худшая перспектива - это возврат назад к пуританству, уводящему Церковь из истории, из современной культуры, из политики в неадекватность и морализаторство. В этом свете очень симптоматичен комментарий в Живом Журнале Бориса Межуева к "актуальной" статье Виктора Милитарева о хоругвеносцах: "Все задачи, которые ставят перед собой этнонационалисты, разрешатся именно усилиями строгих православных консерваторов. Жестко консервативное - такое радикально-пуританское - движение, но при этом православное решит все проблемы в том числе и с мафиями и т.д.".

С этим невозможно согласиться. Православию не нужен никакой радикальный пуританизм, пусть он станет уделом неправославных христиан и уважаемых ветеранов патриотического движения. Короче говоря, вопрос о православных роке, панк-православии и православном граффити - это вопрос ПОЛИТИЧЕСКИЙ.

http://www.pravaya.ru/column/9325
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Яна Бражникова
Все статьи Яна Бражникова
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21