Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Жемчужина Беотии: монастырь Осиос Лукас

Алексей  Надеждин, Православие.Ru

13.10.2006

Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) является одновременно крупным духовным центром, история которого насчитывает более 1000 лет, и одним из наиболее выдающихся памятников византийского зодчества и изобразительного искусства. Он расположен на западных склонах горы Геликон, в живописной холмистой местности между Беотией и Фокидой. В древности на соседнем холме находился город Стирий, а на том месте, где сейчас монастырь, был храм Деметры.

Преподобный Лука (Стириот)

Преподобный Лука (Стириот)
Преподобный Лука (Стириот)
Монастырь был основан преподобным Лукой в Х веке.

Святой Лука происходил с острова Эгина, однако его родителям пришлось бежать сначала в прибрежную Фокиду, а затем и внутрь страны, спасаясь от набегов сарацин. Святой Лука, третий из семи детей Стефана и Евфросинии, родился в 896 году в окрестностях Дельф. С детства он проявлял склонность к подвижнической жизни и уже в возрасте 14 лет покинул дом, чтобы несколько позднее принять постриг в Афинах. На протяжении нескольких лет он подвизался в Фокиде, на месте нынешнего местечка Яннимаки, где была церковь святых бессребреников Космы и Дамиана. Там же святой принял великую схиму. Много лет святой Лука провел в скитаниях, спасаясь от набегов варваров. Он жил в окрестностях Коринфа, возвращался в Яннимаки, провел по нескольку лет в местности Калами к востоку от острова Антикитира, затем на острове Ампелон.

Наконец в 946 году преподобный Лука поселился на том месте, где впоследствии был основан монастырь его имени. Святой Лука вел суровую отшельническую жизнь, отличаясь строгим благочестием. Уже при жизни он был прославлен чудотворениями, которые умножились после его блаженной кончины. Огромную славу святому принесло его пророчество, высказанное в 942 году, о возвращении под власть Константинополя острова Крит - и действительно, через десять лет после смерти преподобного Луки византийский император Никифор Фока освободил остров от сарацин.

Постепенно вокруг скромной кельи с маленькой церковью стали собираться другие монахи, имена некоторых из них (Григорий, Панкратий, Феодосий) дошли до нас. Поддержку святому оказывали и столичные вельможи, занимавшие высокие посты в Константинополе, и сам император. С их помощью святой начал строительство церкви св. Варвары, но не успел увидеть воплощение своего замысла. Святой Лука скончался в 953 году, за несколько месяцев до этого предсказав свою кончину. Ему было 56 лет. Ученики погребли преподобного Луку в его келье. Общину возглавил монах Филофей, близкими соратниками которого были и другие ученики святого.

После того, как сбылось пророчество преподобного об освобождении Крита, почитание его памяти многократно возросло. Нет сомнений, что церковь св. Варвары и кафедральный собор (кафоликон) были построены на богатые пожертвования из столицы империи. Так в отдаленной византийской провинции возник новый крупный духовный центр.

Жизнь монастыря через века

Строительство монастыря приходится на конец Х - начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи.

К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь был отдан католическим монахам-храмовникам. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил монастырь и лишил его главного сокровища - мощей преподобного Луки (они находились на протяжении веков в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). Монастырь был вновь разграблен франками в 1312 году. Греческим православным монахам удалось впоследствии вновь водвориться в монастыре, но он потерял свое былое величие на долгие века франкского, а затем и турецкого владычества.

Некоторые разрушения претерпел монастырь и в 1780 году, когда известный клефт[1] Андрицос Верусис выдержал в обители вместе с 95 соратниками осаду трехтысячного турецкого отряда и сумел вырваться невредимым.

Наконец, 26 марта 1821 года епископ Салонский Исаия вместе со сподвижниками поднял в монастыре знамя восстания против турецкого ига, и обитель на долгие годы войны стала опорным пунктом греческих отрядов в Беотии и Фокиде.

Главным событием новейшей истории монастыря стало возвращение мощей святого Луки из Венеции в 1986 году. Тысячи верующих ежегодно стекаются в монастырь, чтобы поклониться святому.

С 1990 года монастырь св. Луки входит в реестр памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Сейчас монастырь является одновременно центром паломничества и туризма. В обители регулярно совершаются богослужения.

Монастырские здания

Комплекс монастыря в целом хорошо сохранился, в особенности это касается кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (первоначально была посвящены св. Варваре). Также хорошо сохранилась крипта[2] кафоликона с фресками, трапезная, башня-звонница и остатки древних келий. В наше время посетители попадают в монастырь через южные ворота, тогда как исторически главный вход находился в северо-восточной части комплекса. Также дошли до нас "вордонарий", где содержался монастырский скот, и "фотанама" - квадратное строение, где постоянно поддерживался огонь. Монастырь в древности располагал оборонительными сооружениями, водопроводом и цистерной для сбора питьевой воды, так что мог выдержать длительную осаду, что в Х веке было актуально для этой области.

Древнейшая из сохранившихся церквей в монастыре - св. Варвары, ныне посвященная Пресвятой Богородице. Это здание было завершено два года спустя после смерти св. Луки, в 955 году, на деньги фиванского стратига, помогавшего строительству обители. Сейчас это здание оказалось встроенным в кафоликон. Здесь сохранилось несколько фресок XI-XII веков, а также очень известная фреска Х века, изображающая судью Израильского Иисуса Навина.

Хорошо сохранилась крипта под кафоликоном, выстроенная в форме креста. Первоначально крипта служила местом захоронения мощей святого Луки, однако в наше время там находится только пустая рака, в то время как мощи святого положены в верхнем храме. Сравнительно недавно были освобождены от слоя штукатурки и отреставрированы фрески крипты, датируемые началом XI века. В сводах потолка изображены апостолы и преподобные, а также монахи монастыря и его настоятель, ктитор храма Филофей.

Сам кафоликон построен около 1012 года. Храм выстроен в крестово-купольной системе, обычной для византийского церковного зодчества того времени. Его внешний вид характеризуется нарядной разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построен с использованием в качестве материала остатков античного храма Деметры, находившегося на этом месте. Но при этом основной акцент сделан не на внешний вид, а на внутреннее убранство храма.

В плане храм представляет крест с тремя нефами в центральной части и нартексом[3] в притворе. В центре возвышается очень большой девятиметровый купол, в круглом тимпане которого - 16 небольших световых окон. Тяжесть купола, распределенную через так называемые паруса, принимают на себя четыре мощных столба, упирающихся в пол в глубине храма так, что наблюдатель под куполом не видит их огромной толщины и получает впечатление, что невесомый купол как бы парит в воздухе. Мозаики, выполненные на золотом фоне, отражают каждый луч света, попадающий в храм из-под купола и из окон первого этажа и гинеконита (место для женщин) усиливая впечатление легкости всей конструкции. Помимо знаменитых мозаик, храм украшен также фресками в галерее второго этажа (гинеконите).

Последнее крупное строение монастыря - трапезная. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, она была повреждена бомбардировками и восстановлена в последние годы. Это большое двухэтажное здание, помимо трапезной, включавшее в древности ряд монастырских служб. В здании были найдены несколько фресок. Сейчас там находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

Мозаики кафоликона

Мозаики главного храма монастыря являются одним из наиболее выдающихся образцов византийского монументального искусства во всем мире. Мозаики созданы константинопольскими мастерами, их отличает четкая система иконографии, неповторимый стиль, тонкость исполнения и в то же время строгость композиции.

Монастырь святого Луки был одновременно царским, то есть находился под покровительством императоров, и сельским, удаленным от главных центров империи. Оба этих обстоятельства наложили свой отпечаток на схему расположения мозаик и выбор сюжетов. Нет сомнений, что создание такого памятника в провинции говорит о высочайшем уважении, которое питали императоры к основателю обители - святому Луке. Впечатляет и огромная площадь мозаик - в сущности, они занимают все внутреннее пространство церкви, видимое с уровня пола. О провинциальном аспекте мозаичного убранства говорит, прежде всего, монашеская строгость и даже суровость изображений (композиции нартекса выдержаны в несколько более свободном стиле), относительная скупость цветов, строжайшая симметрия.

Как отмечает в своей работе "Мозаики византийских храмов" известный немецкий исследователь Отто Демус, "из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси".

Монастырский характер видится и в том, что основной акцент сделан на образы святых монахов, многие из которых являются местночтимыми. Например, образы основателя обители Луки Стириота, святых Луки Гурникиота и Никона Метаноита занимают видные места, которые в других архитектурных памятниках обычно отводились отцам Церкви.

Кроме того, в композиции мозаик отражены тонкие богословские переклички, рассчитанные на образованного и внимательного зрителя. Так, на одном из сводов рядом с Христом изображен Иаков, брат Господень, а на противоположном своде Христу предстоит пророк Захария. Эта композиция говорит, таким образом, о ветхозаветной Церкви и новозаветной, сменившей ее, указывая на преемственность христианства в отношении Ветхого Завета.

Среди мозаик храма только пять евангельских сцен: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение в парусах под тимпаном[4] купола, а также Пятидесятница в малом куполе над алтарем. В абсиде[5] представлена фигура Богоматери с Младенцем, сидящей на троне. В полунишах изображены отцы Церкви - святые Василий Великий, Николай Мирликийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В диаконионе сохранились мозаики на ветхозаветные темы: Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.

Основную часть мозаичного убранства храма занимают образы святых (всего их было изначально 150), преимущественно воинов и преподобных. Последнее объясняется монастырским характером мозаик, а святых воинов особенно много, вероятно, потому, что Византия в те годы, когда создавалось убранство храма, вела многочисленные войны, и защита рубежей империи была одним из главных акцентов имперской жизни. Таким образом, воины на изображениях составляют рать земную, а монахи - небесную, сражаясь за христианскую веру и православную империю.

Кроме мозаик, в храме сохранились и фрески: в куполе, юго-западной часовне, в професисе (пристройке слева от алтаря). В большинстве они относятся к периоду после 1593 года, когда мозаики храма были повреждены землетрясением. Фрески в данном случае имитируют мозаики, на которые в то время у монастыря уже не было средств. Особо выделяется строгий образ Христа Пантократора в куполе, который выглядит огромным (только высота Евангелия в руке Христа составляет 1,1 м). Есть в храме и несколько фресок XIX века, но они не представляют большой художественной ценности.

Иконостас украшали четыре иконы выдающегося критского иконописца XVI века Михаила Дамаскина, однако они были украдены из монастыря в 1980 году и до сих пор не найдены.

В помощь посетителям и паломникам

Обитель расположена в 152 км от Афин. Проще всего до нее добраться на автомобиле. Если следовать из Афин, то следует ехать по Национальной дороге Афины-Ламия до Фив, далее до Ливадии и Дистома, где нужно повернуть на юг, следуя указателям. Если в вашем распоряжении нет автомобиля, можно доехать на междугородном автобусе до Ливадии или Дельф, а оттуда добраться до монастыря на такси.

Монастырь святого Луки открыт круглый год. Вход для граждан Греции бесплатный, иностранцы должны приобрести билет. Не следует посещать монастырь в легкой одежде, например, в шортах.

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Во время действия летнего расписания (с 3 мая по 15 сентября) монастырь открыт с 8 утра и до 14:00, затем с 16:00 до 19:00. В остальное время года доступ в монастырь разрешен с 8 до 17 часов без перерыва.

Престольные праздники обители отмечаются 7 февраля и 3 мая (по новому стилю). В Великую пятницу совершается ночная служба и крестный ход с плащаницей. В первое воскресенье после 25 марта (Благовещение) обитель празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турецкого владычества. В 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня в монастыре проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды. В первое воскресенье после 6 декабря (день возвращения мощей св. Луки) также в 9 часов служится торжественный молебен. Если позволяет погода, то совершается крестный ход с мощами святого.

Телефоны монастыря: 22670-22797, 210 321 3571.



[1] новогреческое klephtos (буквально - вор) - греческие крестьяне-партизаны, боровшиеся против турецкого господства
[2] крипта (лат. crypta, от греч. krypte - крытый ход, сокровенное место) - в Древнем Риме - сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре - часовня под алтарной частью храма для почетных погребений
[3] притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм
[4] греч.tympanon - в античной архитектуре - треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом. Тимпан часто украшается скульптурой.
[5] Ап(б)сида - полукруглая ниша в восточной части византийских храмов, предназначенная для размещения алтаря


http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=578&did=1950



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме