Арсеналы пустеют, снарядные ящики разваливаются

Почему армия испытывает острую нехватку современных боеприпасов

0
1615
Время на чтение 8 минут
Наши предки, мудрость которых оттачивалась веками, оставили нам пословицу: "Храни порох сухим!" Сегодня Россия уже не производит артиллерийские снаряды и значительно отстает по наличию современных высокоточных боеприпасов. По этой причине возникают вопросы: в каком состоянии находятся наши неприкосновенные запасы боеприпасов на случай войны; решена ли проблема своевременной доставки боеприпасов армейским подразделениям в боевых условиях; обеспечена ли российская армия боеприпасами для боевой подготовки личного состава? Попробуем разобраться в этой проблеме.

Российское военное руководство уделяет основное внимание оснащению армии ракетами с ядерными боеголовками при острой нехватке современных боеприпасов в обычном снаряжении. Предполагать, что после обмена ядерными ударами война заканчивается, - явное заблуждение. После ядерных ударов на российскую территорию ринутся потоки бронетанковых и механизированных войск противника. В это же время с помощью крылатых ракет в обычном снаряжении будет продолжаться уничтожение важных российских государственных и военных объектов.

Для отражения такой агрессии необходимо наличие достаточно объемной номенклатуры средств поражения: осколочно-фугасные, кумулятивные, бронебойные снаряды; противотанковые и зенитные управляемые ракеты; начиненные самоприцеливающимися и самонаводящимися кассетными боевыми элементами артиллерийские снаряды, управляемые авиационные контейнеры, а также головные части тактических ракет; дальнобойные крылатые ракеты с боевыми частями для поражения различных объектов и др. Основная ставка на ядерное оружие при отсутствии современных вооружений в обычном снаряжении - полнейший нонсенс. Только наличие современных ядерного и обычного вооружений может предотвратить любую агрессию.

Что говорят генералы?


В последние годы боеприпасная проблема постоянно находилась в поле зрения многих военачальников, которые с помощью СМИ надеялись вразумить правительственных чиновников к принятию соответствующих мер. На что же они пытались обратить их внимание?

В 2000 г. бывший начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов отметил, что из-за недостатка боеприпасов войскам приходится тратить неприкосновенные запасы, которые сократились до 20-25% от необходимого уровня.

В свое время бывший главком ВВС Анатолий Корнуков заявил (НВО N 43, 1999 г.), что необходимо пополнение запасов высокоточных боеприпасов для проведения контртеррористической операции в Чечне. Одновременно он отметил, что при использовании бомб и снарядов с истекшими сроками хранения они не взрывались, так же как и отдельные высокоточные боеприпасы. Чувствуется, не от хорошей жизни приходилось использовать боеприпасы с истекшими сроками хранения.

В свою очередь, заместитель главкома ВВС Александр Зелин отмечает, что необходимо доведение запасов современных образцов авиационного вооружения до нормативных уровней. Его слова также свидетельствуют об отсутствии необходимого уровня запасов различного типа авиационных боеприпасов. Одновременно Александр Зелин отмечает, что выявлено несовершенство высокоточного оружия с лазерным, телевизионным и оптико-электронным наведением, связанное прежде всего с существенными ограничениями по условиям боевого применения.

Начальник Ракетных войск и артиллерии ВС РФ Владимир Зарицкий отмечает, что при низкой эффективности некоторых видов боеприпасов существует большое количество образцов и типов ВВТ, имеющих большую номенклатуру боеприпасов, существенно усложняющих не только техническое обслуживание комплексов вооружения в войсках, но и их всестороннее обеспечение. Бывший главком Сухопутных войск Николай Кормильцев отмечал в 2004 году: "Что касается боеприпасов к стрелковому оружию, то их запасы пока не вызывают беспокойства. Хуже обстоят дела с ракетами и боеприпасами по отдельным номенклатурам. В последнее время злободневной стала проблема с обеспечением боевой подготовки войск практическими боеприпасами в инертном снаряжении, особенно к орудиям БМП, танковым пушкам, автоматическим и ручным гранатометам".

Вместе с тем у Николая Кормильцева вызывает беспокойство пожарозащищенность баз и складов хранения боеприпасов. За последние годы в результате пожаров взлетели на воздух более десяти тысяч вагонов с боеприпасами. Убытки исчисляются миллиардами рублей.

Усугубление ситуации обозначил в 2005 году бывший руководитель Федеральной службы по оборонному заказу Андрей Бельянинов: "Достаточно сказать, что боеприпасы мы уже не производим". Известно, что по истечении сроков хранения артиллерийские снаряды не могут быть использованы, так как при стрельбе возможны их взрывы в стволе. Поэтому их запасы должны пополняться путем замены старых боеприпасов новыми. Но за последние 15 лет такие замены не осуществлялись. Впервые за многие годы существования нашего государства был прерван на долгий срок процесс обеспечения армии боеприпасами.

Иного мнения придерживается первый заместитель министра обороны генерал-полковник Александр Белоусов. Он отмечает, что в последнее время войска не испытывают недостатка в боеприпасах, ГСН и других средствах при реализации планов боевой подготовки.

Какие же выводы следуют из высказываний военачальников? Главным является восполнение неприкосновенных запасов боеприпасов до нормативных уровней, но не старыми малоэффективными образцами, а современными и перспективными. Сегодня уже перезрела необходимость создания новых складов и хранилищ с надежными средствами пожарной безопасности. Для повышения эффективности боевой подготовки необходимо возобновить производство практических (учебных) боеприпасов. Вместе с тем вне поля зрения остается вопрос создания автоматизированной системы обеспечения войск боеприпасами. Другими словами, наличие даже доведенного до нормативного уровня неприкосновенного запаса средств поражения без высокоэффективной системы снабжения войск не позволяет на должном уровне обеспечить боеспособность нашей армии.

Большинство генералов понимает, что как бы ни были хороши сами по себе боевые самолеты, танки, корабли, артиллерийские установки, но если они не обеспечены боеприпасами, то грош им цена. Диссонансом звучит лишь мнение первого заместителя министра обороны генерал-полковника Белоусова.

Проблемы


Снабжение армии боеприпасами - сложный непрерывный процесс, включающий производство, хранение, ремонт и своевременную поставку их в войска. Уже в мирное время создаются запасы боеприпасов, необходимые для использования в начальный период войны, во время которого разворачиваются мобилизационные мощности для расширенного производства.

В Советском Союзе на случай уничтожения заводов по производству и снаряжению боеприпасов предусматривалось создание их неприкосновенного запаса, который хранился на арсеналах и складах, расположенных на наиболее опасных стратегических направлениях. Но такой ранее отработанный порядок не характерен для российской действительности. Сегодня боеприпасные заводы не могут принять финансируемые заказы Министерства обороны по производству даже штатных образцов из-за неудовлетворительного состояния станочного парка и отсутствия высококвалифицированных рабочих.

Кроме того, по заявлению бывшего руководителя Агентства боеприпасов Зиновия Пака, промышленное производство боеприпасов потеряло полностью технологии по более чем 100 видам боеприпасов, определяющих боевые возможности многих систем вооружения. Потеря 100 технологий свидетельствует, что в настоящее время в номенклатуре боевых средств авиации, флота и сухопутных войск образовалась брешь, не позволяющая вести эффективные боевые действия. Другими словами, артиллерия, танки, самолеты, вертолеты, корабли остались без снарядов, мин и других боевых средств. К утерянным технологиям относится, например, производство противотанкового бронебойного снаряда "Манго", являющегося основой боекомплекта танков и противотанковой артиллерии.

Сегодня отсутствие практических боеприпасов усложняет боевую подготовку личного состава. Практические (учебные) выстрелы предназначены для обучения личного состава методам и способам стрельбы по различным целям в условиях боевого применения. Они отличаются от боевых выстрелов тем, что имеют простые и дешевые снаряды, обеспечивающие лишь наблюдение разрывов или пробоин в щитах. Короче говоря, практические боеприпасы предназначены для приобретения навыков в точности стрельбы и исключения поражающего действия снарядов у цели. Недостаток практических боеприпасов по решению Генерального штаба ВС РФ возмещается выделением на боевую подготовку боевых выстрелов, что, с одной стороны, приводит к преждевременному выводу из строя имитаторов объектов поражения, с другой - удорожает процесс подготовки, а главное - сокращает неприкосновенный запас, от которого почти ничего не осталось. Поэтому странно звучат слова генерал-полковника Белоусова: "В последнее время войска не испытывают недостатка в боеприпасах". Здесь он либо лукавит, либо не посвящен в истинное состояние вопроса.

Система доставки


Своевременная поставка боеприпасов в войска (особенно в боевых условиях) является важнейшей компонентой, определяющей боеспособность Вооруженных сил. Современные высокодинамичные условия боевых действий требуют повышения эффективности доставки боеприпасов. Более важное значение проблема снабжения боеприпасами приобретает применительно к высокомобильным частям быстрого реагирования. Успех боевых действий таких подразделений, функционирующих на больших расстояниях от баз снабжения, еще в большей степени определяется оперативностью системы доставки боеприпасов. К сожалению, у нас данной проблеме не уделялось должного внимания.

Американская система снабжения войск боеприпасами была апробирована в боевых действиях против Ирака, основным звеном которой является автоматизированная система управления (АСУ). Она принимала заявки на снабжение войск, размещала заказы на поставку из арсеналов и баз, определяла наивыгоднейший маршрут доставки, заказывала транспортные средства, следила за перевозкой и своевременным поступлением груза в пункт назначения. Система снабжения позволяла осуществлять полный цикл обеспечения: от получения заявки с территории Ирака до поставки боеприпасов со складов в Западной Европе в течение не более 7 часов. У нас такие задачи в лучшем случае решаются за несколько суток.

Используя зарубежный опыт, можно представить основные компоненты современной системы снабжения войск боеприпасами, которую необходимо создать применительно к российским условиям. Как отмечалось выше, мозгом такой системы должна быть специализированная АСУ. С целью сокращения цикла погрузоразгрузочных работ необходимо использование контейнеров и специальных пакетов, которые представляют собой объемную легкую конструкцию с направляющими для размещения футляров с боеприпасами. Использование таких пакетов при загрузке контейнеров позволяет в несколько раз ускорить цикл погрузоразгрузочных работ.

Под футлярами в данном случае понимается новая упаковочная тара, которую требуется создать вместо деревянных ящиков. Создание огнестойких влагонепроницаемых футляров является после АСУ наиболее сложным и важным этапом разработки современной системы снабжения. Внедрение контейнерно-пакетной технологии позволит ускорить оперативность снабжения за счет значительного сокращения промежуточных погрузоразгрузочных операций и уменьшить их объем.

Российская деревянная тара для боеприпасов не соответствует современным требованиям и ведет к бесполезной трате значительных государственных средств. Так, в Советском Союзе расходы на производство и ремонт боеприпасной деревянной тары достигали миллиардов рублей. Положение усугубляется еще тем, что 99% боеприпасов Сухопутных войск размещается в деревянных ящиках. Более половины этих запасов хранится на открытых площадках. Такие условия приводят к тому, что через 7 лет деревянные ящики теряют свои прочностные характеристики. Другими словами, эксплуатационные сроки службы деревянной тары в 3-4 раза меньше сроков функционирования боеприпасов, в результате чего около половины боеприпасов оказались хранящимися без упаковки, что сделало проблематичным их эксплуатацию и транспортировку.

Информация к размышлению


Отсутствие боеприпасов вызывает сомнение по поводу имеющихся планов Генерального штаба применительно к отражению возможной агрессии. Как можно мириться с положением, когда ведение боевых действий при любом военном конфликте становится для российских ВС неподъемной задачей из-за отсутствия в полном объеме неприкосновенного запаса современных боеприпасов в неядерном снаряжении?

Отсутствие неприкосновенного запаса боеприпасов и эффективной системы их доставки армейским подразделениям в боевых условиях серьезно подрывает обороноспособность нашего государства. В этом плане просматривается невыполнение правительством РФ своих конституционных обязанностей по защите государства. Сегодня боеприпасная отрасль находится в закритичном состоянии. При этом правительство, Министерство обороны, Генеральный штаб продолжают мириться с тем, что боеприпасная отрасль фактически прекратила обеспечивать Вооруженные силы средствами поражения. Думается, что на боеприпасную проблему должен обратить внимание Совет безопасности РФ. Затягивать решение этой проблемы больше нельзя.

http://nvo.ng.ru/armament/2006-10-13/6_boepripasy.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Растопшин
В лабиринте асимметричных ответов
Где и как искать ахиллесову пяту у зарубежных вооружений
01.06.2007
Отставание продолжается
Новое свойство танков - командная управляемость для наших бронемашин остается мечтой
24.11.2006
Бесполезное наследие
Бронебойные снаряды, созданные 20 лет назад, уже нет смысла принимать на вооружение
29.09.2006
Все статьи Михаил Растопшин
Последние комментарии