Страсти русского рока

Утверждение о том, что "рок-н-ролл - это негритянская музыка ритм-энд-блюз плюс кантри, плюс электрические инструменты, плюс секс" на российских просторах не действует. Особенно много резонных вопросов всегда возникало к последнему компоненту. Даже внешне русские рок-музыканты, за редкими исключениями, не выглядели соблазнительными

В 80-е годы эксперты с трудом выявили трёх секс-символов русского рока: Константин Кинчев ("Алиса"), Вячеслав Бутусов ("Наутилус Помпилиус") и Михаил Борзыкин ("Телевизор"). Да и то названные персоны не сильно озадачивались вопросами собственной притягательности, которая к тому же нередко терпела крах в борьбе с саморазрушением. Нынешние девичьи фавориты - Дмитрий Спирин ("Тараканы!"), Алексей Никонов ("Последние Танки В Париже"), Владимир Селиванов (экс-"Красные Звёзды") декларативно дистанцировались от самого понятия "русский рок". Любопытно и другое: симпатичные "гитарные" культуристы Гоша Куценко (группа "Анатомия Души") и Никель (одноимённый проект) проявляют пока полную творческую импотенцию.

Полтора года назад музыкальная общественность вдоволь потешилась над заголовком одной новостей: "Butch выступит с самыми брутальными мужчинами русского рока". Причина невольного смеха до боли банальна: никакой фантазии не хватило на то, чтобы представить себе хотя бы одного труженика современной рок-индустрии, к которому бы подходил эпитет, применяемый обычно к героям Клинта Иствуда. Откровенно надуманной и абсурдной показалась многим песня Земфиры "Пьяный мачо лечит меня и плачет", даже несмотря на то, что у героя этой композиции, говорят, был реальный прототип - уфимский друг исполнительницы, вытягивавший её из душевных кризисов.

Аналогичная тенденция складывается и в женском роке. Пожалуй, только покойная Наталия Медведева возвела в абсолют свою фотомодельную внешность и объявила квинтэссенцией своего творчества фразу "А у них была страсть". Чем это для неё обернулось - известно всем.

Ранние тексты Андрея Макаревича, "Воскресения", Бориса Гребенщикова интровертны. Лирических героев больше заботит собственная отверженность от социума, нежели аспекты взаимоотношения с прочими людьми (яркий пример - песня "Иванов" "Аквариума"). Конечно, многие из этих текстов культивируют гордыню, уныние, раздражительность, пьянство, однако блудная страсть обычно оказывалась на периферии.

Российские рок-музыканты достаточно рано вывели предельно демонизированный тип женщины-вамп, от которого следует держаться подальше. Одна из первых песен этой серии - "Береги Свой Хой" Бориса Гребенщикова. Ещё острее и непримиримее - "Пантера" группы "Агата Кристи". Здесь автор текста Вадим Самойлов не просто цветисто перечисляет пороки и модели поведения стервозной героини (как это было у БГ), но и решительно обличает их и отражает. А это уже признак - сильной нравственной личности:

Но с глупою улыбкой, маскирующей страх
Она читает яд в моих холодных зрачках,
Она дрожит от слова, что хранится у меня на губах -
Пантера!!!

В 90-е годы Александр Ф. Скляр ("Ва-БанкЪ") окончательно абстрагировался от притягательности описываемого женского типажа, посвятив ему инфернальную песню "Летучая Мышь" (альбом "Домой", 1997 год). Примерно тогда же Юрий Шевчук выпускает альбом "Любовь", где воздушная серенада "Я у вас" странным образом соседствует с диковатой недоделкой "Онанист". Тут прослеживается очень серьёзная борьба со страстями, вероятно, одолевавшими основателя ДДТ в названный период. Заглавная песня альбома содержит слишком смелые строки "Медный Пётр в увольнении - до сих пор нет, пошёл вразнос, говорят, ведь конь стоял столько лет...". С другой стороны, диск включает пронзительнейшую "Вороны", где слепая и суетная земная любовь ("молчал мой любимый, и крестное знамя лицо его светом едва освещало") наглядно претворяется в бесконечное трансцендентальное чувство ("мы встретимся вскоре, но будем иными").

Безжалостен к страстям и Константин Кинчев, который в песне "Моя Война" (альбом "Изгой", 2005 г.) подвергает "ветхого человека" обстоятельному остракизму. Не так давно вокалист "АукцЫона" в одном из интервью приписал Кинчеву потакание духу времени. Выпад курьёзен, ведь начало "Моей Войны" сохраняло актуальность как 1000 лет назад, так и сегодня:

Если свет, который во мне, есть тьма, -
То какова тогда тьма?
Я худое око без ночи и дня,
Сам себе позор и тюрьма.
Помыслами путан, пороками мят,
Перепачкан пеной молвы,
Я засохший корень, запекшийся яд

В стеблях перепрелой ботвы. Зависть да крамола, похоть да лень Пеленают душу в тартар. Я жевал покорно страстей дребедень

Да глушил гордыни отвар...

Кинчев в лучших традициях святоотеческой психологии совершенно чётко отделяет помыслы от пороков (= страстей). Рельефное разграничение одного с другим проводит в практическом руководстве "Страсти и борьба с ними" святитель Феофан Затворник: "Помыслы суть умозрительный образ объекта вожделения или раздражительности". Сам по себе помысел ещё не является грехом, но, если к нему возбуждается внимание, услаждение, желание и решимость, то человек чаще всего доводит мысленный образ до исполнения и становится рабом какой-либо страсти. По Феофану Затворнику, "...страсть - есть постоянное желание грешить известным образом, или любовь к греховным каким-нибудь делам или предметам". Оружием против разжигания страстей святитель назначает следующий алгоритм: неприятие прилога - трезвение - раскаяние - молитва - преследование - благодарение. Проходя благополучно этим путём, христианин сохраняет нравственную чистоту, преодолевает искушение и побеждает страсть, не попадая в её сети.

Ниже мы кратко рассмотрим несколько способов выражения этого алгоритма "невидимой брани" в композициях российских рок-музыкантов.

Думаю, что следует начать с простого декларирования пагубности той или иной страсти. Так, Евгений Феклистов ("Конец Фильма") в альбоме 2001 года "Камни Падают Вверх" ополчается против смертного греха зависти:

Не завидуй свету в чужом окне -
Там нас с тобою нет!
И, если плохо тебе,
Не показывай виду
Наудачу путь мой во тьме лежит
И больше незачем жить,
Но, если хочется плакать,
Не плачу...

Это - припев, а в куплетах устрашающе конкретизруются муки, которые поджидают завистника уже в этой жизни: непопутный ветер мечет ему в лицо снег, дождь и грязь, ведя прямиком к чёрным рассохшимся вратам ада. Феклистов уверенно опроверг расхожее утверждение о том, что песни, содержащие неприкрытые нравоучения - никому не интересны. Молодёжь до сих пор активно заказывает "Не Завидуй" на концертах "Конца Фильма".

Потом следует упомянуть насильственное укрощение терзающей душу страсти посредством молитвенной апелляции к высшим силам. Например, композицию "Под Занавес" группы "Тёплая Трасса" (альбом "Критика Танка", 2002) можно считать убедительным ответом православных рок-музыкантов авторам всевозможных слезливых стенаний о несчастной любви. От героя уходит девушка, но он и не думает впадать по этому поводу в депрессию и отчаяние:

Пожалеть бы кого В мире злого огня, Жизнь украсил бы ей, Вечной радостью дня, Только где-то Она Все грустит без меня,

Только почему-то не грустно мне...

В чём причина такого поразительного спокойствия лирического субъекта? Ну, во-первых, он наверняка в курсе того, что раз Господь не связал его с объектом вожделения, значит, между ними не было истинной любви, а было тривиальное плотское мудрование, иллюзия подлинного чувства. Одним словом, прилог. Во-вторых, многое проясняет местоимение "Она" пятой в пятой строке, писанное с заглавной буквы. Очевидно, что здесь подразумевается не грустная девушка (как в третьей строке), а сама Богородица, к заступничеству которой прибегает герой в самый тяжёлый момент.

Думаю, не слишком ошибусь в своем предположении, что для "Тёплой Трассы" образ Небесной Заступницы является магистральным. Один из альбомов коллектива носит название "Царица Небесная", к Ней же обращается персонаж песни "Москва" (диск "Критика Танка"). Вообще, описанное в песне "Под Занавес" чудесным образом напоминает подлинную историю, произошедшую как-то с одним моим знакомым. Будучи воцерковлённым человеком, он, тем не менее, частенько заглядывался на девушек в метро. Его тяготил этот грех. Однажды знакомый долго и слёзно молился перед сном Богоматери: "Пресвятая Богородица, позволь мне всегда быть с Тобой". Наутро он явственно услышал полный сострадания голос: "Хочешь быть со Мной, а смотришь на других?!".

Вне сомнения, каждой притягательной страсти найдён её неприглядный противовес. В песне "Агаты Кристи" "Весёлый Мiр" без обиняков летит намек о губительной привязанности к земным удовольствиям: "сначала весело, потом - повесишься". Здесь же утверждается приоритет христианского брака, основанного не на плотском влечении, а способности "носить бремена друг друга": "Сначала стерпится - потом полюбится".

И, конечно, страсть, доведённая до своего логического конца, ломает песенную структуру и предельно обедняет текст. Уместно вспомнить высказывание святого праведного Иоанна Кронштадского: "Замечательно, что люди раздражительные, после агонии сильного и продолжительного гнева и после испытания всей его мучительности, делаются, как говорится, шелковыми, кроткими и смирнехонькими. Что сказано о злости и раздражительности, то следует сказать и о прочих страстях. Сам Господь указал наказание для них самих, в их крайней агонии. Так наказывается гордость, зависть, ненависть, скупость, сребролюбие. Каждая страсть есть собственный мучитель и вместе палач каждого одержимаго ею человека".

Львиная доля треков проекта Кирилла НЕМоляева "Карданный Вал" посвящена именно таким снедающим самих себя страстям. Из-за этого песни продолжаются по 20-30 секунд и ограничиваются, как правило, двумя-тремя возгласами вокалиста. Перекроенный НЕМоляевым на новый лад "Эй, приятель" Богдана Титомира изобличает непомерно раздутое тщеславие, "Джага-Джага" бичует сладострастие и содомию, а "Моя Семья" воспроизводит удушающую атмосферу классического семейного скандала.

Интересно, что герой песни избавляется от довлеющий над ним страсти чудесным образом, за счёт внезапного Божественного вмешательства. Пётр Мамонов рассказывает об этом в мелодекламации "Нежное Существо" из альбома 2003 года "Зелёненький". Автобиографическую параллель данной ситуации находим в интервью Петра Николаевича, данного "Известиям": "...настоящая встреча с Богом произошла не так давно, года полтора назад. Я не мог выбраться из одного греха. Никак не мог. И вот утром на Сретение встал и вдруг почувствовал, что Господь залил мое сердце любовью и обезоружил меня. И все прошло. Исаак Сирин говорил: "Бог наш - это любовь, это океан любви". И причина Боговоплощения и крестной смерти - только любовь к человечеству, а все остальное вторично".

Кроме того, содержание чувственных песен резко контрастирует с манерой их исполнения и поведением солиста на сцене. Вячеслав Петкун, выступая на сцене с группой "Танцы Минус" всячески демонстрирует свою полную отстранённость и чуждость исполняемому материалу. Музыкант цинично посмеивается во время самых "трогательных" цитат, а между песнями издевательски комментирует реакцию зрителей. Это действует отрезвляюще, как ушат холодной воды.

Так, в непрестанном противоборстве страстям, творится драйв и нерв русского рока. Песни героев настоящего исследования способствуют укрощению разрушительных эмоциональных порывов. В этом смысле лучшие творения наших рокеров схожи с проповедями. Солидаризуясь с персонажами подобных песен, человек не только не испытывает сочувствия к греху, но и ощущает неодолимую потребность к внутреннему изменению.

Убежден, что причина столь активной позиции кроется в увлекательной динамике и освежающей контрастности, которую музыканты умудряются сохранять даже в самых нравоучительных композициях. При этом музыканты отнюдь не навязываются со своей "позитивной программой" и не пытаются лезть в "чужой монастырь со своим уставом". Всё это ведёт к появлению нового человека, черты которого прекрасно запечатлел еще Иван Ильин в "Аксиомах религиозного опыта": "Надо найти начало духовности в самом себе; много раз проверить, и убедиться, что найденное - найдено верно и затем утвердить своё собственное, подлинное естество в этой духовной сфере; и после этого уже не бродить по случайным "окрестностям" своего существа, сомневаясь в бытии своего духа, а жить из своего духа, созерцая свои "окрестности" оком озабоченного строителя и хозяина".

Думаю, что в этом вопросе с Иваном Александровичем трудно не согласиться.

http://www.pravaya.ru/column/9292
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Денис Ступников:
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019