Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Младший, но все же командир

Красная звезда

11.10.2006

Сержантский корпус в армии всегда был незаменимым связующим звеном между офицерами и рядовым личным составом. Во многом именно от работы сержанта зависело и зависит состояние правопорядка, воинской дисциплины и боевой подготовки в подразделениях. К сожалению, сегодня прослеживается значительный спад авторитета младших командиров. На недавнем совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации было принято решение о переводе сержантского корпуса на контрактную основу комплектования. Изменит ли это нынешнее положение дел и что для этого необходимо сделать? На эти и другие вопросы корреспонденту "Красной звезды" ответил один из разработчиков предложений по формированию качественно нового института младших командиров, заместитель начальника управления воспитательной работы Сухопутных войск полковник Петр Брянцев.

"Опираясь на уже накопленный опыт обустройства войск, переходящих на контрактный способ комплектования, мы намерены наращивать усилия, искать новые подходы в решении возникающих проблем. В конечном счете все направлено на то, чтобы российские Вооруженные Силы приобрели новое качество, стали еще могущественнее и сильнее.

Наверное, пришло время еще раз проработать вопросы повышения привлекательности службы по контракту с учетом накопленного опыта, рассмотреть все статьи расходов на содержание контрактной армии в долговременной
перспективе на период до 10 лет и попытаться их оптимизировать, чтобы контрактник в среднем служил не менее 8 лет, а не увольнялся после завершения первого срока контракта".

Начальник Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФгенерал армии Анатолий Гребенюк.


- Петр Петрович, решение о переводе сержантского корпуса на контрактную основу комплектования принято. На какие сроки рассчитано выполнение этой задачи и что уже сделано в этом направлении?

- Проблема сержантского состава - одна из ключевых проблем, без решения которой невозможно двигаться дальше в модернизации Вооруженных Сил. На сегодняшний момент положение дел в армии в отношении дисциплины, боевой и профессиональной подготовки военнослужащих требует коренного изменения сержантского корпуса и повышения роли "первичных", самых массовых начальников, которые непосредственно воспитывают и обучают личный состав.

В главном командовании Сухопутных войск еще в прошлом году были подготовлены предложения по формированию качественно нового института младших командиров. В них, в частности, говорится о том, что при назначении на сержантские должности следует использовать жесткий отбор и конкурс, а не принуждение и случайный выбор. Предложения были одобрены министром обороны и начальником Генерального штаба ВС РФ, и в целях их реализации была проведена определенная работа. Разработан проект концепции совершенствования системы подготовки младших специалистов и развития учебной сети Вооруженных Сил Российской Федерации на 2006-2010 гг. В настоящее время завершается его согласование с заинтересованными органами военного управления.
Перерабатываются программы боевой подготовки, в которых делается усиленный акцент на подготовку сержантского состава.
Проблему создания нового института младших командиров нужно начать решать с разработки временного положения или руководства, его апробации. Затем вводить в действие документ приказом министра обороны. Одновременно необходима разработка комплекса документов в развитие названного положения. Быстро подобные задачи не решаются. Для того чтобы разработать такой документ, нужно полтора-два года. И еще два-три - на апробацию и внесение корректив. В связи с этим работа в данном направлении рассчитана на годы.
- А каковы основные цели этой работы, помимо укрепления правопорядка и воинской дисциплины?

- Естественно, одной из причин, негативно влияющих на состояние правопорядка и воинской дисциплины, является нынешнее положение дел в сержантском корпусе. Целью нашей работы является усиление роли сержантов в укреплении дисциплины и организованности в повседневной деятельности.
Кроме того, в процессе изучения проблемы определились и другие цели. Например, создание действенного института младших командиров для решения задач повышения боеготовности и боеспособности подразделений. Более четкое разграничение функций, полномочий и ответственности между сержантами и офицерами. И, как следствие, освобождение офицеров от ряда рутинных повседневных вопросов для сосредоточения усилий на подготовке и слаживании подразделений, повышении уровня личного профессионального мастерства и упорядочения служебного времени. Кроме этого, в связи с переходом на контрактную форму комплектования, необходимо возложение больших, чем сейчас, функций и непосредственной ответственности сержантов за состояние и эксплуатацию техники, вооружения и материальных средств, закрепленных за подразделением.

- Насколько сложно с финансовой стороны перевести сержантский корпус на контрактную основу?

- С финансовой стороны это сделать не очень сложно. Можно обойтись средствами Министерства обороны, не выходя на Правительство Российской Федерации. Но это не самое главное. Если решить один лишь финансовый вопрос, коренных качественных изменений в институте младших командиров не произойдет. Материальным аспектам должны соответствовать и духовные.
Прежде всего нужно возродить традиции и обычаи. У нас же есть история сержантского корпуса, только она нигде не изложена. Сейчас самое время все это проработать и вспомнить, потому что без духовных основ невозможно создать профессиональный сержантский корпус. В этом направлении правомерна постановка вопроса об издании специального журнала или другого периодического издания, например журнала "Сержанты и старшины Вооруженных Сил Российской Федерации". Планируется подготовка цикла публикаций и передач в средствах массовой информации с целью пропаганды истории и традиций сержантского корпуса России, передового, в том числе боевого опыта, методических рекомендаций. Необходима подготовка примерной системы работы с сержантами в воинской части, а также мер по совершенствованию морального и материального стимулирования.
Продумывается введение знаков различия военнослужащих по контракту от военнослужащих по призыву и ритуал принятия кодекса (обязательства) сержанта.
Представьте: при назначении на сержантскую должность в торжественной обстановке военнослужащий зачитывает и подписывает обязательство о том, что офицер не будет выполнять за него его обязанности, что он всегда будет на стороне солдата представлять его интересы, делать его профессионалом, что не будет трусом и всегда будет впереди, потому что это основной метод работы. Такие мелкие, казалось бы, детали тоже могут сыграть свою роль в духовном становлении нового профессионального сержантского корпуса.

- Чем будет отличаться специфика службы сержанта-контрактника от сержанта по призыву и как будет проходить отбор?

- Как раз эта специфика пока что до конца не проработана. А ведь при переходе на контрактную форму комплектования имеет место принцип добровольности - в этом главное различие. Сейчас же у нас сержантами становятся, повторюсь, по принуждению или по случайному выбору. Такие начальники ненадежны и неэффективны, и без непосредственного контроля и присутствия офицеров работать не могут и не будут. Нужно разработать систему по созданию условий стимулирования добровольного поступления военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также военнослужащих по призыву на обучение в учебные центры для получения необходимой подготовки.
В разрабатываемой концепции подготовки младших командиров предусмотрены определенные критерии отбора кандидатов. Требования достаточно жесткие: по уровню образования, по профессиональным и психологическим качествам, по физической подготовленности, по способности к управлению, по возрасту и т.д. Сержант должен быть начальником не только в меру своих полномочий, но и в меру ответственности, способности к позитивному лидерству, он должен обладать высокими нравственными и человеческими качествами.
Предварительная работа над структурой и содержанием проекта положения о сержантах и старшинах выявила и ряд других вопросов. Требуется уточнение и изменение порядка отбора и комплектования сержантских должностей, присвоения званий, назначения на должность, продвижения по службе, аттестования. Корректируются права и обязанности. После утверждения эти правила необходимо изложить в Положении о сержантах.

- В армиях некоторых государств есть звания "главный сержант", "сержант рода войск" и т.д. с соответствующими правами, обязанностями и перспективой карьерного роста. Планируется ли введение подобных должностей у нас, и, если да, как это будет работать?

- Об этом сегодня много говорят, даже проводятся эксперименты в ВДВ. Однако при нынешнем состоянии института младших командиров введение должности главного сержанта само по себе ничего не решит. Может быть, эта должность и нужна, особенно на этап перехода, именно при создании профессионального сержантского корпуса. Ведь кто-то должен непосредственно заниматься подготовкой младших командиров, выдвижением их на должности, оценкой работы, вопросами планирования, организации и проведения мероприятий по повышению профессионализма сержантского состава, отбором кандидатов и контролем выполнения обязанностей и кодексов поведения. Военнослужащий на подобной должности будет исполнять роль своеобразной смычки, связующего звена между офицерами и сержантами.
Сегодня примерно те же самые функции в роте выполняет старшина, нужно лишь немного скорректировать эту работу, используя не только зарубежный опыт, но и советский. Мы же не создаем армию с "нуля". У нас есть институт прапорщиков, был институт сверхсрочников. По сути, это были те же контрактники, только вместо контракта они подписывали обязательство на определенный срок. Были соответствующие положения, была система работы с ними. Сейчас это, к сожалению, утрачено.
Опыт главных специалистов есть у нас в стране и сегодня. Допустим, в сфере медицины. В медицинских учреждениях для работы со средним медперсоналом имеются штатные старшие медсестры отделений и главная медицинская сестра учреждения, а в органах управления здравоохранения главные специалисты. Почему не взять этот опыт оттуда, приспособив его к Вооруженным Силам?

- Мы начали говорить о подготовке ряда внутриведомственных документов, касающихся реформирования сержантского корпуса. А как быть с существующей законодательной базой, регламентирующей права и обязанности, статус сержантов, которая, прямо скажем, устарела и не соответствует современным реальностям?

- Действующая сегодня законодательная база в самом деле недоработана, в ней очень много несоответствий и пробелов. К примеру, закон "О воинской обязанности и военной службе" был написан под призывную армию, а сейчас идет переход на комплектование ряда частей, в первую очередь постоянной готовности, военнослужащими по контракту. По этому закону сержанты отнесены не к начальствующему, а к низовому составу: солдаты и матросы, сержанты и старшины. А во многих иностранных армиях сержанты - государственные служащие, они на особом счету. У нас же начальники в лучшем случае начинаются с прапорщиков.
Сержант прежде всего должен быть начальником для подчиненного личного состава, и раз он начальник, он должен осуществлять государственную власть, должен обладать государственными полномочиями, должен нести ответственность. Военная служба - это особый вид государственной службы, а значит, и ответственность должна быть особой. Это у нас пока должным образом не проработано. Необходима законодательная инициатива по объединению сержантов с составом "прапорщики и мичманы" и переименования этого объединенного состава военнослужащих в "сержанты, старшины, прапорщики и мичманы". Министром обороны это предложение одобрено.
На самом высоком уровне было заявлено, что офицеров нужно вернуть в казармы с целью повышения воинской дисциплины и правопорядка. Однако это не выход из положения. В казарме нужен полномочный, опытный и подготовленный сержант, который будет реализовать все эти цели и задачи как государственный чиновник со всей полнотой ответственности.
Законодательством также не предусмотрено снижение в воинских званиях сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту за несоответствие квалификационным требованиям и правонарушения. Военнослужащий по контракту может быть лишен звания только по приговору суда за тяжкие преступления. Несмотря на то, что имеется необходимость хотя бы временного снижения в звании в порядке дисциплинарного взыскания как важнейшего средства воздействия.
Одна из острых проблем в этом направлении - это отсутствие единого документа, в котором бы говорилось, как работать с сержантами с правовой точки зрения. Правила на этот счет в большинстве своем изложены, но разбросаны по множеству нормативно-правовых актов, и, когда начинаешь собирать их воедино, обнаруживаются пробелы. Пример - присвоение званий. Никаких форм и порядка присвоения сержантам воинских званий нет. Единственное, что написано в уставе, - это то, что командир роты должен своевременно ходатайствовать о присвоении сержантам очередных званий. А в какой форме? Аналогичная ситуация и в ряде других вопросов, связанных с сержантским корпусом. В связи с этим такие нормы и правила необходимо проработать, привести в соответствие требованиям нынешнего времени, завтрашнего дня и свести в один документ, как это сделано в отношении офицеров и прапорщиков. Впрочем, корректировать нужно не только правовые нормы, необходимо изменить устаревшие подходы, стереотипы, принижающие роль сержантов.

- Петр Петрович, всегда ли сержантский корпус был самым слабым звеном в нашей армии? Когда и почему, по вашему мнению, наши младшие командиры потеряли авторитет?

- Проблема сержантского состава чувствовалась еще в СССР, и на Вооруженные Силы Российской Федерации ее просто механически перенесли, по сути дела, ничего не меняя. А спад авторитета сержанта как младшего командира, на мой взгляд, произошел с распадом Советского Союза. Сержантские должности, к сожалению, стали формальностью именно в этот период.
Работа, которую мы проводим, должна повысить авторитет сержантского корпуса. Сейчас в Сухопутных войсках развернута подготовка к первому Всеармейскому совещанию сержантов, которое запланировано на первую половину 2007 года. А в конце этого года - начале следующего предусмотрено совещание сержантов в масштабе от воинской части до округа. Среди основных задач этого мероприятия - повышение значимости статуса сержанта и определение путей развития корпуса младших командиров. Руководство Министерства обороны хочет послушать непосредственно самих сержантов, видение ими армейских проблем. Это также делается для принятия соответствующих решений и корректировки положения дел. Данное совещание будет иметь определенное значение и в информировании общества о состоянии дел в Вооруженных Силах. Планируется и ряд других мероприятий в поддержку программы перевода сержантского корпуса на контрактную основу комплектования.

Только факты


На новые программы боевой и воздушно-десантной подготовки перешли в 2006 году части и соединения Воздушно-десантных войск, комплектуемые контрактниками, сообщил командующий ВДВ генерал-полковник Александр Колмаков.
"С этого года в частях 76-й, 98-й дивизиях, а также батальонах 31-й отдельной бригады постоянной готовности, перешедших на контрактный принцип комплектования, боевая и воздушно-десантная подготовка теперь проводится по новым программам, специально разработанным для контрактников", - сказал он.
Командующий отметил, что главная особенность данной программы заключается в том, что ее освоение будет проходить по годичному циклу обучения. "С переходом на контракт нет надобности делить программу боевой подготовки на полугодичные циклы обучения, как это мы делали раньше", - уточнил генерал.
Кроме этого, подчеркнул Александр Колмаков, новая программа позволяет проводить комплексную подготовку обучения личного состава не только парашютно-десантных рот, но и спецподразделений - артиллеристов, разведчиков, саперов и других по единым нормативам, на едином тактическом фоне. "Если раньше парашютно-десантные подразделения занимались по своей программе, спецподразделения - по своей, а в итоге на боевое слаживание времени, как правило, не хватало, то сейчас такого уже не будет", - подчеркнул он.
При этом командующий ВДВ не скрывает, что пока освоение программы идет непросто. "Недавно мы проверили, как идет освоение этой программы в частях и соединениях 98-й дивизии и 31-й бригады. Недостатки, конечно, есть", - сказал он. Тем не менее, подчеркнул командующий, "эти недостатки можно будет устранить в рабочем порядке до конца учебного года".
* * *
В 200-й отдельной мотострелковой бригаде ЛВО, дислоцированной в Заполярье, которая вслед за другим соединением постоянной готовности в Каменке стала переходить на контрактный принцип комплектования, почти 25 процентов от штатной численности солдат и сержантов - армейские профессионалы.
Сейчас в этом соединении постоянной готовности уделяется внимание прежде всего укомплектованию сержантских должностей. Эти должности уже в значительной степени укомплектованы. Наиболее успешно выполняют план отбора на контракт военной комиссариат Псковской области и особенно Мурманский облвоенкомат, который выполнил план на 170 процентов. Отбор ведется с учетом опыта перевода на контракт 138-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады ЛВО, в которой служат только контрактники.
Заполярное соединение постоянной готовности в ноябре 2006 года должно стать полностью профессиональным, внимание этому важнейшему вопросу уделяют все управления, отделы и службы округа, командование воинских частей, военные комиссариаты.
* * *
Более 300 солдат и сержантов срочной службы дислоцированных в Заполярье частей Ленинградского военного округа изъявили в последнее время желание служить по контракту, сообщил начальник пресс-службы ЛВО полковник Юрий Кленов. "Кроме того, в поселок Печенга Мурманской области прибывают и решившие заключить контракт военнослужащие, отобранные из запаса", - сказал он.
По его словам, "при таких темпах набора 200-я отдельная мотострелковая бригада постоянной готовности, дислоцированная в Заполярье, до конца 2006 года будет укомплектована контрактниками".
Кленов сообщил, что военнослужащих по контракту в бригаде уже около 40 проц., а сержантские должности полностью укомплектованы контрактниками. Он добавил также, что в заполярное соединение постоянной готовности будут направлены и 15 иностранных граждан, оформляющих документы в военных комиссариатах субъектов Федерации.
* * *
Командующий одной из армий Сибирского военного округа генерал-лейтенант Владимир Чиркин и глава администрации Агинского Бурятского автономного округа Баир Жамсуев подписали Соглашение о сотрудничестве. Как сообщили в службе информации и общественных связей СибВО, руководители приграничной армии и автономного округа официально объединили усилия в решении задач оборонного строительства в приграничной зоне, в укреплении взаимоотношений военных структур и местного населения, в вопросах патриотического воспитания молодежи, подготовки юношей к воинской службе.
Большое внимание в соглашении уделяется развитию шефских связей. Администрация автономного округа, например, окажет помощь одному из мотострелковых полков армии в решении задач перехода полка в 2007 году на контрактную службу, примет участие в развитии социально-бытовых условий ряда других воинских частей и подразделений. В свою очередь в соглашении закреплено стремление сторон к целевой организации воинской службы в войсках приграничной армии СибВО ребят из автономного округа.
* * *
За последние два с половиной года 20 проц. военнослужащих, поступивших на службу по контракту в части 2-й армии Приволжско-Уральского военного округа, уволились до истечения сроков контрактов. Треть из них уволены по инициативе командования из-за невыполнения ими условий контракта, две трети - по собственной инициативе из-за неудовлетворенности условиями службы.
Проблемы улучшения работы по набору военнослужащих по контракту, а также обеспечения соответствующих условий службы были обсуждены на военном совете армии. Как стало известно, командующий армией генерал-майор Сергей Скоков в целом удовлетворен качеством работы по комплектованию контрактниками инженерно-саперной бригады и бригады материального обеспечения (укомплектованы полностью), а также артиллерийской бригады, где численность солдат и сержантов контрактной службы доведена до 90 процентов. Между тем, как отмечалось на военном совете, процент увольняющихся до окончания срока контракта пока высок, что требует серьезного анализа причин и принятия мер по улучшению ситуации, поскольку до конца 2007 года предстоит укомплектовать контрактниками все должности рядового и сержантского состава в шести соединениях и частях. Основные проблемы известны - неразвитость инфраструктуры военных городков, расположенных вдалеке от населенных пунктов, слабое материальное стимулирование контрактников, нехватка семейных общежитий, рабочих мест для членов семей.
Напомним, что соединения и части 2-й армии ПУрВО дислоцированы на территории семи субъектов Федерации - Башкирии, Пермского края, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Пензенской и Ульяновской областей.
* * *
Командование 3-й Висленской мотострелковой дивизии, которая дислоцируется на территории Нижегородской области, планирует до конца 2007 года призвать на службу на контрактной основе около 8 тыс. человек. Об этом сообщили в пресс-службе губернатора и областного правительства.
По данным пресс-службы, в рамках агитационной кампании командование дивизии выпустило специальный буклет, в котором рассказывается об условиях заключения контракта, о денежном довольствии, о социальном обеспечении военнослужащих и их семей, а также о порядке обеспечения продовольствием и вещевым имуществом. Также в буклете представлен полный список воинских специальностей, на которые проводится набор контрактников.
Агитационный буклет планируется распространять через районные администрации и центры занятости.
Командование дивизии рассчитывает в результате этих мероприятий полностью укомплектовать дивизию личным составом.
* * *
Минобороны РФ осенью планирует направить в Госдуму поправки в закон, ужесточающие условия службы по контракту в Российской армии. Об этом сообщили в аппарате Комитета Госдумы по обороне.
Согласно поправкам, офицер, поступивший на службу из военного или другого вуза, в случае увольнения со службы при невыполнении контрактных обязательств должен будет возместить расходы на его обучение в течение пяти лет. Ужесточение коснется также сержантского и рядового состава, служащего по контракту в Российской армии.
"В случае, если военнослужащий задумает уволиться до истечения срока контракта, с него будет вычтено за обмундирование, проезд к месту службы и так далее", - заявили в аппарате комитета.


http://www.redstar.ru/2006/10/11_10/5_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме