Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кто мешает детям мигрантов стать настоящими москвичами?

Андрей  Рябцев, Комсомольская правда

06.10.2006


О межнациональных проблемах в школах учителя предпочитают говорить только при выключенном диктофоне …

Совсем недавно "Комсомолка" писала о диком случае в столичной 563-й школе: десятиклассник Бесик Качалидзе ударил ножом сверстника Емена Оджахгулуева ("16-летнего школьника зарезал одноклассник", 23 сентября с. г.). Семьи обоих подростков прожили в Москве всего пару лет. Азербайджанца Оджахгулуева возмутило то, что Качалидзе высказался в его адрес по-грузински. Словесная перебранка обернулась поножовщиной. Емен оказался в больнице в тяжелейшем состоянии. В столичной школе пацаны выясняли отношения по закону гор. А педагоги и охрана стояли молча и смотрели, даже не сделав попытки утихомирить горячего грузинского подростка.

Почему подобные случаи стали возможны в московских школах? Готовы ли педагоги принять поток приезжих детей, привыкших у себя дома к совсем другим законам?

Заговор молчания?

Год назад я уже писал о детях мигрантов в столичных школах ("Учытэлныца, садыс ка мнэ на калэнка!", 8 декабря 2005 г.). Вывод той публикации был прост: школьные межнациональные конфликты - вовсе не детские. И виноваты в них только взрослые. Агрессивность некоторых приезжих, нежелание принимать мораль и нормы поведения того места, где ты теперь живешь, и в ответ яростная ксенофобия коренного населения - вот откуда все идет. Диагноз банален. Но как лечить болезнь?

Выдворить обратно всех приезжих не получится: бестолковую миграционную политику последних лет нельзя отменить одним приказом. Чувство уважения к другим национальностям должно закладываться еще в школе. Но, судя по письмам и звонкам в редакцию родителей и педагогов, толерантность почему-то с трудом укладывается в головах юных москвичей. Что же этому мешает?

Я обошел десяток школ в разных районах Москвы. Ехал и на самые окраины: там рынки, основное место работы мигрантов, поближе, и жилье подешевле. И в центральные районы, где учатся дети более состоятельных родителей. И во всех школах, как только речь заходила о межнациональных отношениях в классах, и педагоги, и родители тут же замыкались: страшно. Школьная администрация боялась вообще говорить на эту взрывоопасную тему. Родители опасались мести горячих родственников одноклассников своих отпрысков.

Но стоило выключить диктофон, людей прорывало. А провожая меня за школьные ворота, они с тоской в глазах умоляли не называть их фамилий.

"Жалко ребят"

Станция метро "Петровско-Разумовская". Между "хрущевками" в зеленом микрорайоне послевоенное здание школы.

- Барэф дцес! - под плакатом "Добро пожаловать!" на школьном крыльце встретились две полные армянки в кожаных куртках. Пока они что-то громко обсуждают, их шустрые сыновья тоже заводят диалог по-армянски.

- У нас треть учеников - дети мигрантов, - открывает завуч школьный журнал и перечисляет. - 43 азербайджанца, 26 армян, 15 грузин, 9 киргизов, 8 узбеков... Почти все они пытались устроиться в другие школы района. Их не приняли. Потому что работать с мигрантами трудно.

- Дети приезжих - неконфликтные, - заверила меня директор. - Проблема в другом: как можно научить истории или литературе, если треть класса почти не говорит по-русски? Мне таких детей по-человечески жалко. Им обязательно нужно учиться! Это необходимо не только им, но и нам - почему этого никто не хочет понять?

Говорить на родном, национальном языке на улице и уж тем более в семейном кругу - понятное желание. И это здорово, что, переехав в другие, чужие края, те же армяне или грузины продолжают чтить свою культуру и традиции. Но, оказавшись в многонациональной столице российского государства, они не всегда понимают - чтобы здесь жить, чтобы здесь достичь успеха, нужно знать язык большинства и так же, как свою, чтить культуру здешних жителей.

"Вы учительница - вы и учите!"

- Они даже не в гостях - просто приехали зарабатывать деньги! Что им до нашей истории, культуры? - воскликнула завуч начальных классов в школе неподалеку от станции метро "Аннино" (Южный округ). - Иногда кажется, что они не хотят, чтобы их дети знали наш язык!

В этой школе детей мигрантов поменьше: два-три в каждом классе.

- И все равно у нас все занятия превращаются в уроки русского языка, - подтверждает директор. - А родителям ребят до этого дела нет! Вызвать их в школу - целая проблема. Они часто переезжают из района в район, у некоторых даже нет постоянной регистрации. Единственное средство связи - мобильный телефон, по которому не всегда дозвонишься. Мы родителям-мигрантам объясняем: с детьми нужно говорить по-русски, иначе они не смогут учиться. Они кивают, выходят из кабинета и тут же начинают общаться на своем языке. Недавно приходила одна мама-азербайджанка: вполне сносно изъясняется по-русски, вся ухоженная, сидит дома с детьми. Так она мне заявила: вы учительница - вы и учите.

Сочинение на нерусскую тему

- Это она нехорошо думает, неправильно, - прокомментировал позицию азербайджанской мамаши Васо Кигилидзе. Васо Васильевич приехал из Абхазии в Москву восемь лет назад. Сейчас торгует на рынке и растит трех дочерей. - Для моих девочек русский как родной. Нам больше некуда ехать. Дети меня ругают, что я никак не могу без акцента разговаривать. Знаешь, как трудно учиться в ваших школах?

По словам Васо, его старшенькую Софью постоянно в классе дразнили "хачевкой", даже избивали несколько раз. Просто потому, что не как русская: спокойная, не курит, с парнями не гуляет.

- Я пошел разбираться - что за шакалы такие? - от негодования смуглое лицо Васо Васильевича краснеет. Подыскивая приличные слова, он говорит отрывисто. - Учительница сказала, что дочка все выдумывает. А сама занижала ей оценки. В одиннадцатом классе ушли в другую школу. Сейчас Софочка на третьем курсе. Сама поступила. Будет учительницей биологии.

Эта история кавказского папы меня, честно говоря, не удивила. В одной из школ в Восточном округе сам видел, как наши десятиклассницы сразу после уроков собрались покурить за углом. Сплевывая через пока еще белые зубки, они то и дело поправляли короткие розовые курточки до пупка. Пигалицы хихикали, отпуская отборные матюки, над своей темненькой одноклассницей. Та помогла младшему брату одеться и за руку повела его домой.

...Недавно в Московском педуниверситете провели опрос среди студентов: "Как вы относитесь к детям мигрантов в школах?". Почти половина написали, что не хотели бы работать с такими учениками. И это была самая политкорректная формулировка. А вот старшеклассники не церемонились. В сочинении на тему "Москва многонациональная" сорок процентов учащихся одной из московских школ написали: "Всех нерусских приезжих нужно выдворить из города!" Шесть процентов вполне серьезно предложили "перестрелять всех кавказцев".

Директор в осаде

- А за что нам их любить? - нервно затягивается папа девятиклассника Алексей, житель Можайского района, что в Западном округе. - Теперь уже непонятно, кто из нас "гость столицы". В нашем микрорайоне все знают, что вот эта вот школа - чеченская. А эта - обычная, для всех. Мой сын сейчас в той, что "для всех". Боюсь, скоро и из нее придется уходить: приезжих все больше.

Директор той самой "чеченской школы" наотрез отказался со мной общаться.

- Дети мигрантов имеют такое же право на образование, как и дети коренных москвичей, - отбивался он.

Кто же будет спорить с законом "Об образовании"?

Только после моих долгих уговоров и обещаний не называть его фамилии и номера школы он под выключенный диктофон рассказал, что происходит на самом деле.

Очень много коренных жителей в районе поспивались и продали свои квартиры приезжим. Так, в Можайском районе осели чеченские беженцы. А школа фактически стала двунациональной: в ней учатся только русские и чеченцы. Русских становится все меньше.

- К нам детей других национальностей родители сами не ведут... Мы поначалу чеченцев жалели: от войны люди спасались. Но сейчас они стали вести себя совсем по-другому, - почти шепотом сообщил мне директор.

На выходе из школы группа молодых людей вальяжно расположилась на скамейке. Каждую проходящую старшеклассницу они сопровождали какими-то репликами на своем языке и хохотом. Девчонки, краснея, ускоряли шаг.

- Не указывайте номера нашей школы, вы же обещали, - затравленно прохрипел директор на прощание. - Иначе мне конец!

"Мир, дружба, фестиваль!"

Так получилось, что сразу после посещения школ я попал на "круглый стол", организованный московским Департаментом образования для своих коллег из регионов. Называлось мероприятие коротко и ясно - "Межнациональное согласие и школа". Для гостей со всех концов страны детки в народных костюмах демонстрировали это самое согласие: пели и плясали, на входе всех встречали хлебом-солью... Настоящий "Мир, дружба, фестиваль!", как в старые добрые времена. О том, что происходит в школах, разговор у чиновников так и не зашел. А зря.

Проблемы с обучением детей мигрантов есть не только в Москве. По данным Комитета образования Санкт-Петербурга, для половины первоклашек в северной столице русский язык - неродной. Похожая ситуация - почти в каждом крупном городе.

Понятно, отчего педагоги так боятся в открытую сказать: проблема с детьми мигрантов стала очень серьезной. Они плохо знают язык, на котором преподают в наших школах, многие на год-два отстают по общеобразовательным предметам. Пытаться применять к ним воспитательные меры, привычные для других ребят, иногда просто страшно! Попробуй угадай, как отреагирует горский недоросль на двойку?

Проблема не то что назрела - перезрела. И вместо громких и пустых разговоров нужен честный и вдумчивый диалог о том, как теперь быть. О спецпрограммах и дополнительных учебных курсах, которые бы смогли помочь адаптации приезжих учеников в наших школах, научили их уважению к новой родине.

В Москве, где с такой проблемой столкнулись раньше других городов, власти пытаются найти решение. В столице больше сотни этнокультурных школ, открыты курсы русского языка для мигрантов, в некоторых учреждениях даже ввели "русский как иностранный". Поможет ли это?

Ответить на этот вопрос мы постараемся в следующем номере "КП".

КСТАТИ

По самым скромным подсчетам Департамента образования, в московских школах учатся около 40 тысяч детей мигрантов. По нескромным - до 100 тысяч. Это одна восьмая часть всех учащихся. Для многих ребят русский язык - иностранный, русская культура - чужая.


КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Педагог, депутат Московской городской Думы Евгений БУНИМОВИЧ:

Приезжие должны учиться в обычных школах

- Дети эти непростые, не каждый директор их к себе возьмет. Раньше всеми законными и незаконными способами им отказывали в приеме. Но дети мигрантов должны учиться, а не болтаться по улице. В этом заинтересованы не только приезжие, но и мы с вами. К счастью, педагоги начинают это понимать. Но этого мало. Проблему нужно как-то решать! У нас никогда не было столько детей, которые плохо говорят по-русски или не говорят вообще. Пока только созданы курсы русского языка как иностранного и курсы культурно-социальной адаптации. Мы только сейчас отрабатываем методики обучения, готовим педагогов. При этом на ходу приходится что-то менять, перестраивать.

Еще одна проблема: кому-то нужно адаптироваться два месяца, а кому-то - два года. То есть педагогам необходимо учитывать персональные успехи и способности каждого новоприбывшего ребенка.

Самый простой, естественный и цивилизованный путь - это принимать детей в обычную школу. Но только после курса адаптации. Ученик должен хотя бы сносно говорить на русском языке.

http://www.kp.ru/daily/23785/58177/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме