Мать - икона

0
88
Время на чтение 5 минут
Часто, говоря об иконе, сталкиваешься с проблемой показать опыт предстояния Лику. Особенно сильным нападкам сегодня икона подвергается со стороны сектантов. О чуде говорить просто - каждое утро дарит нам чудо нашего существования, вот я проснулся, еще целый день я ЕСТЬ. И я знаю или не знаю, что с ЭТИМ делать. А вот икона. Как научиться видеть ее? И все-таки у каждого есть опыт предстояния иконе, это опыт всматривания в лицо матери. Любящий взгляд матери - это взгляд самого Бога. Но как часто взгляд этот вызывает в нас жгучее чувство стыда или чувство бунта.

Философ Сократ имел сварливую жену Ксантиппу, с которой часто они бранились, и даже дрались. Но, разговаривая как-то со своим сыном Лампроклом, озлобившимся на мать, он увещевает его почитать мать таким доводом: "Я думаю, - говорит он, - что если ты не можешь выносить такой матери, то не можешь выносить счастья". Удивительно: не вынесешь матери, не вынесешь и счастья.

Трудновыносимость любви матери - в ее безграничности к своему чаду. Мать любит дитя без пределов, без границ, эта любовь не ограничивается никакими договорами и сметает все пределы на своем пути, и поэтому ребенку (даже и заметно подросшему) начинает казаться, что мать вмешивается в его жизнь, его свободу. Все дело в том, что мать просто всем существом своим выполняет заповедь любви, осуществляет то священство любви, дар которого ей дан от сотворения мира. Странная эта заповедь любви: возлюби ближнего как самого себя. Смотри: мерилом любви к другому человеку выступает любовь к самому себе. Возлюбить другого как себя. Но когда и как мы начинаем любить себя? Когда она начинается, любовь к себе? И с кого во мне она начинается?

Уже первые главы Книги Бытия говорят нам о том уникальном священстве, которое получает женщина. Падший с человеком в грех мир получает возможность спасения от человека же. Господь не изгоняет Адама и Еву из рая. Место рая осталась и по сей день на земле - только там не рай. Это первый человек изгоняет Бога из рая грехопадением. Но неверность людей не уничтожает верности Бога, любви Бога. Бог не проклинает, но благословляет людей: мужчину - работой: "в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят" (Быт. 3,19), а жене Бог сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей (Быт. 3,16). Итак, женщина получает благословение на деторождение, но боли родов останутся следствием греха, проникшего через нее в мир.

Беременность - это действительно Божественный дар, женщина ставится вровень с Творцом, давая жизнь новому человеку. Ей, в отличие от мужчины, дано телесно чувствовать вхождение в мир ребенка, дано на себе познать, что значит "любить кого-то как самого себя", ибо девять месяцев младенчик составляет с ней единую плоть. Великий дар - любить кого-то, кого ты еще не видел, любить еще не родившегося человека - научает женщину любить Бога, который тоже не открыт нашим телесным очам, но всегда есть рядом с нами, внутри нас, в самой нашей сердцевине.

Рождаясь, младенчик разрывает пуповину, связывающую его с матерью, - также рвется связь Адама и рая. Ребенок кричит, раскрывает свои легкие, он рождается в мир уже искаженный грехом. Но мать возвращает ему утерянную связь - она начинает кормить его своей грудью. Так и Бог, спасая умирающего человека, посылает ему Сына Своего Возлюбленного, Который, распинаясь на Кресте, устанавливает Евхаристию - Таинство Царства Небесного, в котором человек снова воссоединяет утерянную связь с Богом, причащаясь Телом и Кровью Христа. Подобно Богу, женщина причащает ребенка своим телом, любовью, всем своим существом. Мать любит дитя, как любит его Бог. И ребенок, вырастая, именно в глазах матери видит, что в нем есть нечто, достойное любви. Это-то нечто, достойное любви и становится тем стержнем, вокруг которого сосредоточивается человеческая личность. Мать прозревает в ребенке образ Божий, и этот образ становится основой лица будущего человека. Ребенок же видит в глазах матери взгляд Самого Бога, взгляд полный любви и сострадания, он видит икону. Как отдельное существо ребенок отпочковывается от любви матери к себе, как индивидуальность он рождается отделяясь, бунтуя. Вот он - этот бунт против матери, о котором говорил Сократ, бунт, рождающийся из стыда перед взглядом матери. Отдельность, индивидуальность, появляющаяся из предстояния Лику, иконе. Греховность самодостаточностью врывается в детское сознание и отделяет его от матери. Но именно предстояние иконе лица матери собирает человека воедино, делает его цельным, обнажает то, вокруг чего он весь образовался, - образ Божий. Бог смотрится в человека через мать и через икону как в зеркало. Первое, что видит слепорожденный Вартимей в Писании - лицо Бога, первое, что видит всякий рождающийся на этот свет - образ Божий в лице матери. Поэтому опыт предстояния иконе - это первый опыт жизни вообще. Может быть, поэтому многие его забыли? Всякий бунт заканчивается возвращением. "Вынесешь мать - вынесешь счастье". Несносность любви матери - это несносность любви Бога. Попробуй снеси такую любовь к себе, от которой, отделившись лишь малым кусочком, малой частью, ты отпочковался в самостоятельное Я, столь ничтожное пред всей этой любовью, которая везде и во всем. Попробуй, снеси, ведь мать показала тебе собой, что в тебе есть нечто достойное самоотверженной любви, это самоотвержение в любви и есть человеческое Я. Поэтому принятие материнской любви есть самоотвержение. Так же как и в любви к Богу - любовь Бога: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16,24-25). Снесешь любовь Бога, отвергнешься - и будешь счастлив. А потребуешь "своего", "наследства" (как блудный сын) - то пойдешь в страну далече - блуждать средь "богатства" плача, и "роскошества" скрежета зубов.

Понять себя как часть этой несносности - любви к Себе - значит увидеть в заповедях Божиих дорогу, на которой с собой не разминешься. Первая заповедь иконопочитания - это заповедь "почитай отца твоего и матерь твою и будешь ты долголетен и будет благо ти на земли". Это значит - не будешь чтить родителей, и жизнь твоя будет кратка, и не будет тебе блага на земле. Один человек услышав эти слова, удивил меня выводом:

- "Теперь я знаю, почему кавказцы славятся своим долголетием"
- "Почему же?"
- "Потому что у них культ почитания, уважения старших"

Каждый из нас любит другого как самого себя, любовью, которой научила нас мать, любовью, на которую мать благословлена от века Самим Богом. Значит, все мы связаны круговой порукой любви, которую нужно только допустить до себя, открыться ей, взять на себя труд снести ее. Труд этот прост - икона зовет нас к молитвенному предстоянию. "Господи, ПОМИЛУЙ!" - как трудно это сказать и как легко. На что это похоже, с чем это сравнить? Это можно сравнить с тем, когда ребенок, напроказив (разбил банку с вареньем), не прячется, но, наоборот, бежит к матери - "Мамочка МИЛЕНЬКАЯ, прости меня!". Мама строгая, да, но и любящая.

Мама накажет, но мама и простит. Лучше сейчас все ей самому рассказать, прижаться к ней, утешиться от нечаянности греха. Наверное, так же, нужно бежать на исповедь - как ребенком к матери - "Господи, любящий и знающий меня более меня, милостивый, прости меня. Хочу судиться судом Твоей любви, ибо каждый, кто хочет судиться по справедливости, должен идти во ад. Твоего суда хочу, Господи, суда любви к себе, которой в себе не знаю, но в тебе ведаю. Научи меня любить, как Ты любишь, научи прощать, как Ты прощаешь. Дай мне сил предстоять иконе Твоей во всяком человеке, научи меня молиться, молись во мне Сам". Первый опыт предстояния иконе - предстояние матери, предстояние любви, - большей, чем своя.

Интернет-журнал "Русская неделя"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59