Как практика может тормозить теорию

Богословский диалог в нынешнем виде напоминает снятие шероховатостей при помощи напильника, считает священник Игорь Выжанов

0
158
Время на чтение 4 минуты
Игорь Выжанов (род. 1971 г.), священник Русской Православной Церкви. Закончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) (1993 г.), Московскую духовную семинарию (1995 г.) и Московскую духовную академию (1999 г.). Сотрудник ОВЦС МП

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов входил в состав делегации Русской Православной Церкви на белградском богословском форуме. По возвращении в Москву он ответил на вопросы "НГР".

- Отец Игорь, не могли бы вы подвести итоги IX сессии смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу? В чем принципиальное отличие белградской встречи от VIII сессии смешанной комиссии в Балтиморе в 2000 году?

- Балтиморская встреча, как известно, имела весьма печальное завершение. Сторонам не удалось прийти к единому решению по обсуждаемым вопросам, принять итоговый документ, к тому же, как мне рассказывали участники встречи, сама атмосфера была довольно тяжелой. Между православной и католической сторонами не было единодушия в вопросе об униатстве, к тому же и между православными участниками также возникали трения.

В частности, рассказывают об эмоциональных спорах между сопредседателем сессии с православной стороны митрополитом Австралийским Стилианосом (Константинопольский Патриархат) и представителем Элладской Православной Церкви.

В Белграде была достаточно спокойная атмосфера. Конечно, некоторое несогласие между представителями Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата имело место, однако горького осадка, который был у многих участников балтиморской встречи, на этот раз не осталось.

Говорить о каких-то итогах сложно. На встрече фактически рассматривался один документ, составленный еще в 1990 г. координационным комитетом смешанной комиссии. Нам удалось рассмотреть лишь 44 параграфа из 52. Как раз 45-й параграф и вызвал противоречия между нашей Церковью и Константинополем. Оставшуюся часть документа комиссия будет рассматривать уже во время следующего заседания.

- Если говорить о разногласии, возникшем в ходе белградской встречи между представителями Московского и Константинопольского Патриархатов, то не считаете ли вы, что без полного согласия между Православными Церквами невозможен и конструктивный православно-католический диалог?

- Разногласия между нами были вызваны формулировкой, содержащейся в 45-м параграфе, в частности, параллелизмом между "общением с Римом" для поместных Церквей на Западе и "общением с Константинополем" для Православных Церквей. Речь фактически шла о двух центрах, мы же не считаем Константинопольский Патриархат центром православного мира! Ему принадлежит первенство по чести, но не более того. Это не "православный Рим" и не "православный Ватикан".

Должен сказать, что в принципе по основным догматическим и богословским вопросам единство между Православными Церквами есть. Вопрос "первенства и чести", который в последнее время довольно своеобразно интерпретирует Константинополь, все-таки стоит особняком. Это церковно-политический вопрос, однако сегодня его зачастую переводят в догматическую плоскость.

- В чем конкретно заключалась суть протеста, который в ходе заседаний комиссии выразил кардиналу Вальтеру Касперу глава делегации Русской Православной Церкви епископ Иларион (Алфеев)? Речь шла о принятии богословских решений на основе консенсуса и на основе голосования?

- Глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Каспер выступал модератором во время заседания, на котором как раз и рассматривался 45-й параграф. Видя разногласия между православными, он предложил нам "разобраться между собой", а в качестве компромисса параграф из текста документа убрать. Константинополь же в лице сопредседателя форума митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) пошел на принцип: не будем убирать параграф! И митрополит Иоанн предложил голосовать по этому вопросу, а Каспер как модератор это предложение поддержал.

Протест епископа Илариона заключался в том, что Каспер пошел на поводу у Константинополя, тогда как ставить подобные экклезиологические по сути вопросы на голосование просто нельзя. Это должно решаться между самими православными, причем на высоком уровне, а не во время работы православно-католической богословской комиссии.

- Какими, исходя из результатов работы смешанной комиссии в Белграде, вам видятся перспективы православно-католического богословского диалога?

- Сложно сказать. Дело в том, что документ, который мы обсуждали, был изначально заявлен как convergent statement, то есть декларация о том, что нас объединяет. И все параграфы в этом документе, вызывавшие несогласие между сторонами, просто полюбовно устранялись. Все спорные моменты можно удалить из документа, но они не уйдут из нашей жизни.

Здесь встает вопрос о методологии дальнейшего богословского диалога между православными и католиками. Подчеркиваю, именно богословского, потому что мы можем находить точки соприкосновения по очень многим проблемам, связанным с этикой или политикой. Но куда нам деть богословские различия? Мы можем подписать один документ, другой, и на бумаге все будет чудесно. Однако за параграфами, которые мы вычеркиваем, стоят реальные проблемы, которые могут показаться незначительными стороннему наблюдателю, но для богослова остаются чувствительными.

Тактика convergent statement - это снятие шероховатостей при помощи напильника. Не могу сказать, насколько эффективен этот метод. Может быть, стоит принимать документы, в которых будут отражены разногласия, две точки зрения - православной стороны и католической. Наша делегация озвучила такой вариант во время межправославной встречи в первый день белградского форума, но митрополит Иоанн снова предложил голосование, и большинство высказалось "против".

Если касаться таких вопросов, как униатство или прозелитизм, то это проблемы практического характера. Посмотрите все официальные заявления Католической Церкви: на богословском уровне она отвергает прозелитизм, да и униатство для нее уже "не метод". Но вот на практике все может быть по-разному. Богословский диалог - не способ для решения практических вопросов, однако опыт показывает, что практические проблемы могут затормозить теоретическую дискуссию.

Станислав Минин

http://religion.ng.ru/problems/2006-10-04/4_praktika.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Игорь Выжанов
Дискуссия без результата
Межхристианский диалог - это не переговоры между государствами, утверждает священник Игорь Выжанов
22.12.2007
Миссия оказалась невыполнимой
В Ватикане начали понимать, что Россия - не "духовная пустыня"
04.04.2007
Рим не слышит Москву
Для урегулирования отношений между Московским Патриархатом и Ватиканом необходимо заключить "джентльменское соглашение"
04.02.2004
Русская Церковь и Ватикан: до перемирия еще далеко
Разговоры о скором визите Папы Римского в Москву вызывают недоумение официальных представителей РПЦ
19.11.2003
Все статьи Священник Игорь Выжанов
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:40
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Сергей В.
18.04.2024 14:35
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Мирянин
18.04.2024 14:35
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Сергей
18.04.2024 14:35
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 13:48
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 13:28