Памяти митрополита Пантелеимона Коринфского

0
154
Время на чтение 8 минут
Ушёл из жизни один из старейших иерархов Греческой Православной Церкви - митрополит Пантелеимон (Караниколас) Коринфский, Сикионский, Земенский, Тарсский и Полифенгский.

В кратком официальном некрологе, выпущенном Св. Синодом в Афинах, говорится, что владыка Пантелеимон скончался в возрасте 87 лет рано утром 16 августа 2006 г. в своём доме на острове Лесбос.

Читателям "Русского Вестника" имя митрополита Пантелеимона Коринфского знакомо. В N 4 за 2006 г. было опубликовано его обширное письмо в защиту Св. Патриарха Григория V, умученного турками в 1821 г., почитаемого всеми Поместными Церквами (и Московским Патриархатом), но оклеветанного диаконом Кураевым в журнале "Благодатный огонь". Извинений со стороны диакона Кураева так и не последовало.

Для нас важны заключительные слова письма митрополита Пантелеимона: "Святой Григорий V и Патриарх Сергий действовали как истинные христиане, клирики и вожди".

Напомним биографию почившего владыки Пантелеимона, стараясь не превратить её в сухой перечень дат его жизни и деятельности.

Митрополит Коринфский Пантелеимон (Караниколас) родился в 1919 г. В 1940 г., будучи проповедником в греческой армии, принимал участие в успешной обороне Греции от полчищ фашистской Италии. В 1941 г. Греция была захвачена фашистской Германией и её сателлитами. Будущий владыка Пантелеимон вступил в Движение Сопротивления, действуя в рядах антифашистской организации "Мидас-614". Эта подпольная организация состояла из офицеров и священников и, не ставя перед собой политических целей, боролась с немцами. Затем Пантелеимон был в эмиграции на Ближнем Востоке, куда ушли части греческой армии, большая часть военно-морского флота и королевское правительство Греции. После освобождения Греции от немцев (1944 г.) Пантелеимон окончил в 1947 г. богословский факультет Афинского университета. Позже - Королевский университет в Лондоне.

Служил протосинкелом Митрополии острова Хиос, главным управляющим "Апостольской Диаконии" (миссионерского отдела) Православной Церкви Греции в Афинах. Был профессором Школы офицеров греческой жандармерии. Занимал пост вице-председателя оргкомитетов 1-го Всеправославного Совещания на Родосе и празднования тысячелетия Св. Афона. В 1958 г. хиротонисан во епископа Ахайского, викария Архиепископии Афинской, и в этом качестве разработал программу пребывания в Греции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) в 1960 г. Также встречался с Патриархом Алексием I (Симанским) в 1964 г., когда Патриарх был приглашён на свадьбу последнего греческого короля Константина II.

В 1965 г. владыка Пантелеимон был перемещён на древнюю Коринфскую кафедру, которую занимал 31 год. Коринфская епархия - одна из самых древних, её основал Св. Апостол Павел, написавший в числе других своих посланий и два послания к коринфянам. В первые века христианства церковь Коринфа имела такое же значение, как и церкви Александрии, Дамаска, Иерусалима. Епископы Рима, ещё не вообразившие себя "наместниками Бога на земле", "непогрешимыми" и, следственно, ещё не отпавшие от Церкви, не притязали на первенство. Занимать Коринфскую кафедру, имеющую прямое апостольское происхождение, - огромная честь для каждого архиерея, налагающая великие обязанности. Рядом с кафедральным собором Коринфа установлена огромная каменная доска со списком всех епископов Коринфа, начиная со Св. Апостола Павла и по ХХ век. Есть там епископы византийских времён, когда Коринфская митрополия была единственной на всём огромном полуострове Пелопоннес, и епископы времён удушающего османского ига, и епископы уже после восстановления независимости Греции в 1821 г. Против имени владыки Пантелеимона было выбито: "1965-....". Теперь, когда его архипастырское служение завершилось, там выбьют "1965-2006".

Владыка Пантелеимон был награждён многими церковными, государственными и боевыми орденами - за участие в борьбе с итальянским и немецким фашизмом.

Когда в апреле 1967 г. в Греции произошел военный переворот "чёрных полковников", поддержанный закулисой, то митрополит Пантелеимон, как явствует из многих греческих публикаций, высказывал своё несогласие с установившимися порядками. Биограф архиепископа Афинского Серафима (1974-1998 гг.) пишет, что митрополит Пантелеимон считался в 1973 г. бесспорным кандидатом на пост Архиепископа (Первоиерарха), но его не жаловал диктаторский режим. Владыка Пантелеимон даже выступал свидетелем защиты по делам обвиняемых в военных судах.

Мне кажется, что позиция владыки Пантелеимона объяснялась не только его прирождённым благородством и чувством справедливости, но и его горячим патриотизмом. Как православный иерарх он не мог мириться с заявлениями диктатора Пападопулоса о том, что Греция счастлива быть "стражем западно-европейской цивилизации" (1968 г.). Как участник движения Сопротивления, как военный священник в эпоху борьбы с фашизмом владыка Пантелеимон, видимо, негодовал, что диктатором Греции оказался никому не известный полковник Пападопулос, человек с разными биографиями. Однако наиболее доказанной в Греции считается как раз та, которую Пападопулос скрывал, - что во время немецкой оккупации он прислуживал захватчикам в т. н. "батальонах безопасности".

Примечательно, что изгнанный полковниками греческий король Константин II называл их "бастардами". "Бастард" - это немецкое слово из старофранцузского языка, обозначающее помесный, нечистокровный, незаконнорожденный. Как пишет один современный греческий исследователь, весьма осведомлённый, "знание Пападопулосом греческого языка оставляло желать лучшего".

Кроме того, Греция с 1863 г. развивалась как православная конституционная монархия. Она не стала копией английского парламентаризма с его двухпартийной системой, продажей мест в парламенте и правительством на основе большинства мест в палате депутатов. Напротив, в XIX - начале ХХ века для того, чтобы возглавить греческое правительство, вовсе не нужно было иметь большинства в палате. Надо было иметь сплочённую группу ораторов, чтобы воодушевить палату. Мысль, что правительство можно сменить, если оно разонравится, - твёрдо укоренилась в головах греков.

Позже, в ХХ веке, парламентские правила ужесточились и за каждое место в палате приходилось отчаянно бороться, но и тогда греки не копировали англичан. Если греческие партии не могли договориться, король назначал "служебное правительство" - вне партий, правившее до новых выборов или до прекращения раздоров. Король, носивший византийский титул "василевс", королевский герб - двуглавый византийский орёл, господствующее положение Православной Церкви - это оплоты старины. Но партийные споры и убеждение в возможности сменить власть - уже из нового века. Это всё сохранялось в греческой жизни и в 1960-х гг.

Диктатура "чёрных полковников" 1967-1974 гг. попрала все принципы и обычаи. Она придумала юридическое чудовище в оправдание самоё себя. Военная хунта, захватив власть от имени короля, спустя считанные месяцы изгнала монарха, но сохранила монархию. Вместо монарха хунта назначила "антивасилевса" ("вице-короля") генерал-полковника Зоитакиса, ранее всего лишь командующего 3-м армейским корпусом в Фессалониках.

Начались отставки митрополитов, якобы "по возрасту" или по доносам заведомо возбуждённых клириков. Был распущен Св.Синод и Архиерейский Собор. Завертелась смута, ставшая итогом "шизофренической церковной политикой диктатуры", по известному выражению покойного греческого профессора церковного права К. Муратидиса.

Опекаемый Западом "триумвират" - полковники Пападопулос и Макарезос и генерал-майор Паттакос - начали увольнять из греческой армии и флота всех не угодных им офицеров. В то же время, например, угроза турецкого вторжения на Кипр считалась в кругах хунты совершенно надуманной. Главное - внутренняя угроза. Инакомыслие подавлялось насилием. В "коммунисты" записывались все, кто думал не как власть (левые, умеренные, правые - без разницы). Например, отрицание "ценностей западной цивилизации" тоже приравнивалось к "коммунизму" с отправкой в лагерь на отдалённый остров. Правда, греческие западники ни в чём не раскаиваются. Мне самому с гордостью говорила родственница одного из деятелей хунты: "Тогда в Греции была стабильность, но я точно не знаю, я тогда жила в Швейцарии".

После кипрской катастрофы - вторжения турецких войск на Кипр - и падения диктатуры "чёрных полковников" (июль 1974 г.) митрополит Пантелеимон продолжал высказывать своё мнение во всех случаях, когда считал это необходимым. Так, он издал энциклики (окружные послания) против масонства.

Владыка Пантелеимон известен как редактор многотомных трудов Отцов Церкви, как автор свыше 50-ти работ по церковному праву, богословию и житиям святых. 12 июня 1990 г. он был провозглашен почётным доктором Богословского факультета Афинского университета. 29 декабря 1995 г. он получил премию Афинской Академии наук за свои многочисленные и выдающиеся научные труды.

В одном из них - "Капли мистической манны" (Коринф, 3-е изд., 1990), владыка подчеркивал значение православного богословия для сохранения Греческой Церкви и греческой нации при четырехвековом османском иге, при, как он писал, "скотстве турецкого мусульманства". И тут же он ставил в пример Патриарха всея Руси Пимена, его ответ на вопрос известного греческого журналиста. Журналист спросил Патриарха Пимена: "Ваше Святейшество, что, какая сила помогала Вам и Вашим христианам в десятилетия безжалостных гонений?". Ответ Патриарха всея Руси был прост, немногословен и ясно выражал христианский мистический опыт: "Во всех случаях нас питала Святая Евхаристия".

Владыка Пантелеимон хорошо знал древнегреческую философию. Он опровергал выводы "религиеведов", будто языческий неоплатонизм послужил одним из источников Христианства. Владыка писал, что неоплатоники считали ум человека троном божества, что совершенно отличается от Христианства. Любовь к старой книге, к русской святости, например, к Св. Амвросию Оптинскому, сочеталась у владыки Пантелеимона с резким неприятием теории "сверхчеловека".

Над "сверхчеловеками" он издевался, пользуясь всеми богатствами греческого языка, когда можно передавать разные оттенки признака, постепенно усиливая отвращение к обличаемому признаку или предмету. Подытоживая своё неприятие "сверхчеловеков", он сравнивал их с падшими самообожествлёнными царями Птолемеями (эллинистический Египет III-I веков до Р.Х.) и с надменными языческими императорами Рима.

У митрополита Пантелеимона Коринфского было много друзей, но и много врагов. Часто ненависть к нему проявлялась в затаённой форме - по существу ничего сказать не могли, но плели паутину интриг. В последние годы враги митрополита перешли к открытой войне. Против владыки Пантелеимона была развёрнута травля в печати. Как из-под земли выросли журналисты, начавшие выживать митрополита из его епархии. Множились открытые намёки в печати, что пора-де старому митрополиту уйти на покой. Однако владыка Пантелеимон вновь и вновь приезжал на заседания Архиерейского Собора, выступал в прениях архиереев, и голоса с требованием его отставки умолкали.

Одни любили покойного владыку, другие - ненавидели, побаивались, но вынуждены были с ним считаться. Владыка Пантелеимон имел, как ни прискорбно, явных врагов и в церковной среде, прежде всего в кругах космополитических и тех заскорузлых, затаившихся, которые уж очень обласканы были в своё время "чёрными полковниками".

Греческое "Агентство религиозных новостей" передало 17 августа сообщение, начинавшееся словами: "Последнее "прощай" передадут сегодня в полдень Архиепископ Афинский, иерархи и верующие митрополиту Коринфскому Пантелеимону, который скончался вчера на рассвете в возрасте 87 лет". Агентство пишет, что митрополит Пантелеимон завещал похоронить себя просто и без почестей в монастыре на острове Лесбос.

Агентство приводит слова патриарха Константинопольского Варфоломея, сказанные им о покойном владыке Пантелеимоне: "Он был великодушный человек, имел мнение, которое высказывал всегда с откровенностью". Это тот редкий случай, когда мы согласимся с Варфоломееем. Действительно, митрополит Пантелеимон был не кабинетным ученым-казуистом, а образованнейшим иерархом с ясной и жёсткой позицией.

Один из врагов покойного митрополита как-то напечатал статью, где обратил внимание на одну особенность - владыка Пантелеимон собственноручно писал письма и надписывал почтовые конверты. Отчего так? - удивимся мы. При обилии секретарей не удобнее ли напоминать вельможу, неспешно диктующего свои мысли сразу нескольким секретарям? Очевидно, внимание к каждому, кто написал ему, и недоверие к "постоянным секретарям" (есть такой разряд грамматеев в Афинах) объясняли подобную "странность".

В письме мне от 4 ноября 2000 г. владыка Пантелеимон писал: "С радостью отвечаю на Ваш факс-письмо от 27 июня 2000 года, касающееся покойного Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского)... Я помню его во время обоих его визитов в Афины... Он запечатлелся в моём сознании как старый архипастырь, который был неразрывной связью докоммунистического периода с последующим ужасным коммунистическим. Он был храбр во Иисусе Христе, в исповедании Православной веры, он был живым свидетельством бесконечного мученичества". Владыка Пантелеимон пишет о Патриархе Алексии (Симанском), что он "восхищался его внешностью, полной святости, его фигурой, его достоинством, его голосом, движениями, как выражением живости его характера, так же как и трудной, полной разрушительных ударов жизнью". Своё письмо о Патриархе Алексии (Симанском) владыка Пантелеимон завершал словами: "Наш Господь Иисус Христос да упокоит его в душевном мире в Своем Царствии Небесном".

Этими словами мы и завершим наш некролог на приснопамятного митрополита Пантелеимона (Караниколаса) Коринфского. Вечная память митрополиту-воину!

Н. СЕЛИЩЕВ, член Русского Исторического общества

http://www.rv.ru/content.php3?id=6498
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Селищев
Все статьи Николай Селищев
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 00:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00