Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Никогда не говори "никогда"

Протодиакон  Андрей  Кураев, Правая.Ru

03.10.2006

Сам слух о миссионерских рок-концертах, дискуссии вокруг них, публикации в СМИ даже негативных отзывов - уже хорошо. Это позволяет доносить определенное сообщение, особый мессэдж тем ребятам, которые по тем или иным причинам не были там. Это послание говорит: ребята, вы Церкви интересны

Правая.Ру: Отец Андрей, недавно в Красноярске при деятельном участии Красноярской епархии прошел миссионерский рок-фестиваль "Погляди на Небо". Сразу стало видно, что он сразу же вышел за границы чисто регионального события. Как вы находите перспективы рок-миссии для Русской Православной Церкви сегодня?

о. Андрей: Во-первых, я считаю важным не саму начинку рок-фестиваля, не конкретику представления, имеющего место на рок-концерте, а то, что происходит после него и вокруг него. Сам слух об этих концертах, дискуссии вокруг них, публикации в СМИ даже негативных отзывов - это уже хорошо. Это позволяет доносить определенное сообщение, особый мессэдж тем ребятам, которые по тем или иным причинам не были там. Это послание говорит: ребята, вы Церкви интересны.

Даже если речь идет о разнице во вкусах и в мироощущении?

Да, у нас могут быть разные музыкальные вкусы. Но молодой человек, приходящий на рок-концерт, где присутствует Церковь, не должен отторгаться по причине этой разницы. Наоборот, Церковь говорит: мы все - разные, но это не означает, что вы перестаете быть для нас родными детьми. И поэтому Православие открыто для вас точно так же, как и для любых других людей.

Иными словами, в подобных случаях для Церкви необходимо не только "информационное эхо", но и особое миссионерское отношение к молодым людям, слушающим рок?

Информационное эхо, безусловно, необходимо. Для меня, например, выступление на рок-концерте важнее всего тем, что оно дает мне повод рассказывать о нем уже в маленьких классах и небольших студенческих аудиториях. Для миссионера вообще очень важно найти ту самую ниточку, которая из мира интересов слушателей рока может быть протянута в мир Церкви.

Может ли красноярский опыт проведения миссионерского рок-фестиваля стать примером для более масштабных мероприятий уже на межрегиональном уровне?

Должен сказать, что я против обязательного клонирования миссионерских рок-концертов в массовом порядке. Перчик все же должен оставаться перчиком, а не превращаться в дежурное блюдо. Поэтому не нужно, чтобы всякий раз священники обязательно "конвоировали" рок-музыкантов, а на каждом концерте Романа Неумоева, Константина Кинчева или Юрия Шевчука сопровождал бы проповедник. Этого не должно быть. Нужно понимать, что рок-музыканты свободны в своем творчестве. Это - их жертва, их выбор, что они начали говорить о своей вере и эта вера оказалась православной.

Но как же тогда быть с очевидным успехом? В Красноярске был аншлаг. Многие красноярские команды не только показали свое творчество достаточно зрелым и достойным для более серьезных площадок, но и привели за собой множество людей, которые потянулись к Церкви.

Это очень хорошо. Но все-таки не будем забывать, что не всем рокерам дано играть на достойном уровне. А если опыт миссионерских рок-концертов и фестивалей будет постоянно повторяться на местечковом уровне и с не очень качественными рок-группами, то сама идея рок-миссии станет компрометацией. Причем речь чаще идет не столько о некачественной музыке, сколько о некачественной поэзии, что гораздо хуже.

Как Вы думаете, возможно ли в деле, подобном рок-миссии, расширение границ музыкальных перспектив и стилей. Фолк-рок, нью-эйдж и прочее? Или рок для Церкви более важен?

В истории культуры, как впрочем, и в истории Церкви постоянно повторяется одна и та же ситуация. Все вокруг до какого-то момента считают, что возникновение некого явления невозможно, пока не появляется человек, который говорит: "А я смогу". Например, я не специалист по рэпу. Но это ведь не означает, что рэп - это такая вещь, которую "нельзя". Напротив, я очень часто слышу жалобу от наших рэпперов: "Отец Андрей, а почему вы нас обижаете? С рокерами дружите, а с рэпперами - нет?". Я говорю: "Ну, ребята, я слишком старый для этого. Если про рок я кое-что слыхал и знаю, то про рэп я не знаю почти ничего". И это нужно понять. Церковь постоянно молодеет. В нее постоянно приходят новые люди, молодые поколения, которые были не только рокерами, но и рэпперами. Поэтому многие аспекты своего мироощущения, опыт своего рэпперского бытия они так или иначе вносят в стены семинарий, а оттуда - в стены храмов и приходов. Поэтому я уверен, что очень скоро появятся священники, для которых естественно жить и в мире церкви и в мире рэпа.

Тут в самую пору сказать: и невозможное бывает возможным

Здесь лучше сказать: никогда не говори "никогда". Это касается всех музыкальных направлений. А с фолк-роком у Церкви вообще никаких проблем не было и нет.

http://www.pravaya.ru/inview/9125



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме