itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Поздний конвой "Арктика - Белое море" (АБ-15)

0
398
Время на чтение 7 минут
Глубокой осенью 1944 года на арктических трассах, обслуживаемых Беломорской флотилией сложилась тяжелая обстановка. Противник перебросил в Северную Норвегию из эвакуированных военно-морских баз Франции, Бельгии и Голландии на северный военно-морской театр значительное число подводных лодок. Их деятельность заметно активизировалась. В районе мыса Канин Нос обнаружено присутствие подводных лодок врага. В горле Белого моря наши тральщики типа "АМ" потопили две подлодки в течение одной недели. Были обнаружены мины, поставленные вражескими подлодками в проливе Вилькицкого, в Карских Воротах, на подходах к Белому морю.
Резко снизилась активность надводных кораблей противника, особенно после потопления линкора "Тирпиц", уменьшилось число массированных налетов авиации.
Существовал перерыв в посылке союзных конвоев "на Север России".
Для дальнейшего совершенствования работы конвоев в зимнее время следовало вывести из Арктики мощные линейные ледоколы: отечественный ледокол "И. Сталин" и американский, новый дизель-электрический ледокол "Северный ветер", поставляемый нам по ленд-лизу. Этот конвой получил шифр "АБ-15" (Арктика - Белое море).
Задача осложнялась тем, что прибывшие на Север подводные лодки врага, проникали в глубь наших арктических вод все дальше и дальше на восток. Их замечали уже в Карском море за архипелагом Норденшельда, под Диксоном. Подлодки стремились уничтожить ледоколы, чтобы одним ударом сорвать не только летнюю арктическую навигацию, но и проход союзных конвоев зимой через льды Белого моря.
Решение командующего Беломорской флотилией Пантелеева Ю. А. сводилось к следующему: в Карском море ледоколы провести во льдах, по большим глубинам, скрытыми маршрутами без обнаружения противником.
От пролива Карские Ворота ледоколы должны следовать по чистой воде под сильным эскортом всех сил Северного флота. Во льдах нападение подлодок было минимальным, а на чистой воде в Баренцевом море можно ожидать нападения, как подлодок, так и надводных кораблей противника.
От Карских Ворот конвой "АБ-15" прикрывала морская авиация, а бригада кораблей траления тралила на отдельных опасных участках маршрут следования прямо перед прохождением каравана. Кораблям охранения "Мурман" (ЭМ-90) и "Дежнев" (СКР-19) стояла задача защищать ледоколы от мин и торпед своими корпусами. В пролив Югорский Шар был направлен запасной бункеровщик углем.
Вся операция делилась на четыре этапа. Первый этап - встреча судов у мыса Неупокоева (о. Большевик в архипелаге Северная Земля) кораблями эскорта. Ледоколы "И. Сталин" и "Северный ветер" встречали ЗМ-90 и СКР-19. На втором этапе происходило движение каравана во льдах до встречи с первым эскортным отрядом. Третий этап - продвижение конвоя от кромки льда до пролива Карские Ворота, то есть до рандеву со вторым эскортным отрядом. Четвертый этап - следование конвоя от Карских Ворот до порта Молотовск (ныне - Северодвинск).
Адмирал Пантелеев Ю. А. лично руководил всей операцией, находясь на лидере "Баку". Отрядом ледоколов командовал начальник штаба Беломорской флотилии контр-адмирал Боголепов В. Н., вместе с главным штурманом Цезаревичем В. И. Командный пункт отряда ледоколов находился на ледоколе "И. Сталин", которым командовал опытнейший полярный капитан Воронин В. И. Ледоколом "Северный ветр" командовал Хлебников Ю. К.
Капитан 3 ранга Моль М. Н. командовал первым эскортным отрядом, который состоял из эсминца 018, тральщиков типа "АМ" (NN 111, 113, 116, 117, 119) и морских охотников типа МО (NN 209, 210, 218, 219, 222, 225, 229, 230). Капитан 2 ранга Гурин командовал вторым эскортным отрядом, в составе семи эсминцев Северного флота и резервных эсминцев 013 и 014, Прикрытие конвоя с воздуха возложили на командующего ВВС БФ генерал-майора Дзюбу Г. Г. На местах помогали осуществлять воздушное прикрытие перехода ледоколов две оперативные группы. Одна группа, под командованием начальника штаба ВВС БФ полковником Логиновым, базировалась в Иоканьге, вторая, под руководством начальника оперативного отдела штаба ВВС БФ полковника Ефимова, располагалась в бухте Белужьей, Амдерме и Нарьян-Маре. Для прикрытия конвоя "АБ-15" во время перехода задействовали значительные силы авиации БФ. В Архангельске для этой цели привлекалось 8 самолетов типа "Киттихаук"; в Поное - 8 самолетов типа
"Ла-3", 4 самолета типа "Ил-4" и 9 самолетов типа "Киттихаук"; в Иоканьге - 4 самолета типа "Каталина"; в Нарьян-Маре - 4 самолета типа "Ил-4"; в Амдерме - 3 самолета типа "Ил-4" и один типа "Дуглас"; в Белужьей - 6 самолетов типа "Киттихаук".
Поэтапное развертывание операции началось 24 октября 1944 года с точки рандеву широта 77* 55' северная и долготе 99* 10' восточной - в пяти милях к западу от мыса Неупокоева на архипелаге Северная Земля. Из-за минной опасности следовали на 10 миль южнее побережья острова Большевик. Рандеву обеспечивалось свечением прожектора по курсу и в зенит по пять минут в начале каждого часа, в тумане - пушечным выстрелом в начале каждого часа, работой по УКВ с наибольшей навигационной точностью.
На начало похода корабли имели: СКР-19 ("Дежнев") располагал 2600 т. грузового и 700 т. бункеровочного угля, 900 т. воды и продовольствием на 3 месяца. ЗМ-90 ("Мурман") имел 610 т. грузового, 370 т. бункеровочного угля, 500 т. воды и продовольствия на 2 месяца. В пролив Югорский Шар направили пароход "Революционер" с бункерным углем 2200 т. для ледокола "И. Сталин". "Дежнев" забункеровал ледокол "И. Сталин", провели котлочистку двух котлов, инспектирование всех кораблей отряда по боевой подготовке, обороне на переходе ПЛО, ПМО, ПВО, ПКО, ПХО и борьбе за живучесть.
На втором этапе перехода караван двигался во льдах, часто попадая в дрейф из-за малой скорости и заклинивания в тяжелых льдах. Ледовый прогноз, выданный авиагруппой ГУ СМП в значительной части не подтверждался.
Второй этап являлся сложным по определению места встречи каравана с эскортом. Плавание во льдах потребовало жесткого режима расходования угля. По ледовому отряду был дан специальный приказ об экономии топлива. Нужно было определиться и с положением рандеву, которое определялось как "... спустя двое суток после точки". Это означало, что сигналом и указанием меридиана местоположения каравана станет переданная по радио в эфир "точка" по азбуке Морзе. Эту точку, переданную по радио, не должны были засечь вражеские передатчики, а радиостанции Архангельска предупредили об этом своевременно.
"Дуглас" летчика Котова (УАП ГУ СМП) установил кромку льда в Карском море только 11 ноября. 15 ноября отряд вышел в точку с координатами 66* 48' восточный долготы и 75* северной широты и дал сигнал "точку".
Двое суток караван лежал в дрейфе, ожидая подхода эскорта. 17 ноября, около 12 часов дня, в точке 74* 11' северной широты и 64* восточной долготы, ледоколы встретились с первым эскортным отрядом. На поиск этого отряда неоднократно выходил заградитель "Мурман".
Третий этап движения караван осуществлял по определенному походному ордеру. От точки рандеву до Карских Ворот было 240 миль. Уже через час, после начала движения, эсминец "Деятельный" обнаружил присутствие подводной лодки противника. Он атаковал ее, сбросив 10 больших и 5 малых глубинных бомб, и посчитал подлодку поврежденной. Курс конвоя изменили, и в течение 17 и 18 ноября подлодок не обнаруживали.
Днем 18 ноября начались новые атаки подлодок, но корабли эскорта прекрасно справлялись со своими задачами по противолодочной обороне (ПЛО). При обнаружении подлодок врага они давали ракетами сигналы, ледоколы уклонялись в сторону с повышенной скоростью. Всего на переходе до Карских Ворот состоялось 11 контактов с вражескими подлодками с помощью гидроакустических приборов, шесть из которых были очень уверенными. Подлодки обнаруживали "ТЩ-111", "БО-209", "АМ-119" и "АМ-116" и "БО-218". В целях сохранения ледоколов, для противоминной обороны, ЗМ-90 ("Мурман") и СКР-19 ("Дежнев") шли на расстоянии 6 кабельтовых от ледоколов, а корабли эскорта по курсу периодически производили профилактическое бомбометание.
19 ноября в 10 часов 48 минут караван встретился с кораблями второго эскорта.
Четвертый этап представлял собой движение в усиленном эскорте. Эскорт состоял из девяти эсминцев: три из них - английские миноносцы типа "Дерзкий", четырех отечественных типа "Урицкий", один проекта 7 типа "Гневный" и лидера "Баку", на котором находился командующим БФ Пантелеев Ю. А.
Маршрут конвоя шел на 13* севернее острова Колгуев по наибольшим глубинам по системе - ордер N 7. Начавшийся шторм, ветер в девять баллов сильно препятствовали движению каравана. Особенно тяжело приходилось ледоколу "Северный ветер". Размах его качки достигал до 60*, резко упала скорость движения, до 3-4 узлов.
Командующий БФ решает: 21 ноября выделить эсминцы М-010, М-05 и М-09 ("Гремящий", "Разъяренный" и "Разумный") из района дозора N7. Им приказано следовать самостоятельно в Молотовск для обеспечения прихода союзного конвоя. ЗМ- 90 и СКР-19 от маяка Терско-Орловский следовать в Молотовск самостоятельно. Эсминцам "Жгучему", "Дерзкому" и "Доблестному" из района Острые Лудки следовать в Иоканьгу для подготовки второй группы эскорта союзного конвоя.
Около четырех часов утра 24 ноября 1944 года конвой "АБ-15" вошел на внутренний рейд города Молотовска. СКР-19 проследовал в Архангельск. Переход ледоколов из Арктики к началу зимней навигации был успешно завершен.
Операцию эту можно легко отнести к категории обычных морских переходов, ничем не примечательных. Но в ней был точный расчет, заранее спланированный исход каждой детали операции.
Успех перехода обеспечила скрытностью самой операции, радиомолчание, развертывание и перестройка ордеров в ночное время. Инструкции, распоряжения по трассе конвоя кораблей передавались спасательными судами (СПС) аварийно-спасательного отряда (АСО): в Югорском Шаре - СПС "Герцен", в Иоканьге - "Северянин", в Шойне - СПС "Ястреб", "Заря", в Архангельске - "Бриз" и "Совнарком".
Полное обеспечение перехода топливом и водой, при их жесткой экономии, достаточными силами охранения, продуманной подготовкой к операции, образцовым выполнением всех задач личным составом, тщательной подготовкой к встрече с противником на границе ледовой кромки. Попытки противника проникнуть внутрь конвоя сразу пресекались, чему способствовали быстрые смены курсов каравана в темное время суток.
Поход показал недостатки в работе радиомаяков, точности навигационной обстановки (к тому времени точность морских карт еще была недостаточной для надежного определения на местности), слабость ледовых прогнозов. Вся оперативная обстановка основывалась на ледовых прогнозах 1943 года, а предполагавшиеся и действующие прогнозы погоды, льда и метеорологической обстановки оказались недостаточно убедительными.
Необходимо особо отметить четко действующую в караване внешнюю и внутреннюю связь. С 10 ноября на Беломорской флотилии введена новая документация радиосвязи - позывные и волны - что увеличивало скрытность, уменьшало число потерь текста или неприема радиограмм.
Внутренняя связь по УКВ, семафору, флажкам, раньеру резко улучшилась. Наблюдение по секторам, кроме визуального, обеспечивалось радарами, гидроакустическими приборами; опознавание проводилось уверенно, скрытая связь работала безотказно.
Впервые была применена точечная связь. Прием точек по радио на волне 500 м обеспечивался в заранее определенное время пятью радиостанциями в Архангельске, Иоканьге, на Диксоне, в Белужьей, Хатанге.
Пеленгация противником передач по радио от двух до шести точек практически оказалась невозможной.

1. Центральный военно-морской архив. Ф. 767. Оп.2. Д. 70.

Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

для ПОБЕДА.RU

http://www.pobeda.ru/content/view/3538/21/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Смирнов
Все статьи Константин Смирнов
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59