Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Поздний конвой "Арктика - Белое море" (АБ-15)

К.  Смирнов, Победа.Ru

02.10.2006

Глубокой осенью 1944 года на арктических трассах, обслуживаемых Беломорской флотилией сложилась тяжелая обстановка. Противник перебросил в Северную Норвегию из эвакуированных военно-морских баз Франции, Бельгии и Голландии на северный военно-морской театр значительное число подводных лодок. Их деятельность заметно активизировалась. В районе мыса Канин Нос обнаружено присутствие подводных лодок врага. В горле Белого моря наши тральщики типа "АМ" потопили две подлодки в течение одной недели. Были обнаружены мины, поставленные вражескими подлодками в проливе Вилькицкого, в Карских Воротах, на подходах к Белому морю.
Резко снизилась активность надводных кораблей противника, особенно после потопления линкора "Тирпиц", уменьшилось число массированных налетов авиации.
Существовал перерыв в посылке союзных конвоев "на Север России".
Для дальнейшего совершенствования работы конвоев в зимнее время следовало вывести из Арктики мощные линейные ледоколы: отечественный ледокол "И. Сталин" и американский, новый дизель-электрический ледокол "Северный ветер", поставляемый нам по ленд-лизу. Этот конвой получил шифр "АБ-15" (Арктика - Белое море).
Задача осложнялась тем, что прибывшие на Север подводные лодки врага, проникали в глубь наших арктических вод все дальше и дальше на восток. Их замечали уже в Карском море за архипелагом Норденшельда, под Диксоном. Подлодки стремились уничтожить ледоколы, чтобы одним ударом сорвать не только летнюю арктическую навигацию, но и проход союзных конвоев зимой через льды Белого моря.
Решение командующего Беломорской флотилией Пантелеева Ю. А. сводилось к следующему: в Карском море ледоколы провести во льдах, по большим глубинам, скрытыми маршрутами без обнаружения противником.
От пролива Карские Ворота ледоколы должны следовать по чистой воде под сильным эскортом всех сил Северного флота. Во льдах нападение подлодок было минимальным, а на чистой воде в Баренцевом море можно ожидать нападения, как подлодок, так и надводных кораблей противника.
От Карских Ворот конвой "АБ-15" прикрывала морская авиация, а бригада кораблей траления тралила на отдельных опасных участках маршрут следования прямо перед прохождением каравана. Кораблям охранения "Мурман" (ЭМ-90) и "Дежнев" (СКР-19) стояла задача защищать ледоколы от мин и торпед своими корпусами. В пролив Югорский Шар был направлен запасной бункеровщик углем.
Вся операция делилась на четыре этапа. Первый этап - встреча судов у мыса Неупокоева (о. Большевик в архипелаге Северная Земля) кораблями эскорта. Ледоколы "И. Сталин" и "Северный ветер" встречали ЗМ-90 и СКР-19. На втором этапе происходило движение каравана во льдах до встречи с первым эскортным отрядом. Третий этап - продвижение конвоя от кромки льда до пролива Карские Ворота, то есть до рандеву со вторым эскортным отрядом. Четвертый этап - следование конвоя от Карских Ворот до порта Молотовск (ныне - Северодвинск).
Адмирал Пантелеев Ю. А. лично руководил всей операцией, находясь на лидере "Баку". Отрядом ледоколов командовал начальник штаба Беломорской флотилии контр-адмирал Боголепов В. Н., вместе с главным штурманом Цезаревичем В. И. Командный пункт отряда ледоколов находился на ледоколе "И. Сталин", которым командовал опытнейший полярный капитан Воронин В. И. Ледоколом "Северный ветр" командовал Хлебников Ю. К.
Капитан 3 ранга Моль М. Н. командовал первым эскортным отрядом, который состоял из эсминца 018, тральщиков типа "АМ" (NN 111, 113, 116, 117, 119) и морских охотников типа МО (NN 209, 210, 218, 219, 222, 225, 229, 230). Капитан 2 ранга Гурин командовал вторым эскортным отрядом, в составе семи эсминцев Северного флота и резервных эсминцев 013 и 014, Прикрытие конвоя с воздуха возложили на командующего ВВС БФ генерал-майора Дзюбу Г. Г. На местах помогали осуществлять воздушное прикрытие перехода ледоколов две оперативные группы. Одна группа, под командованием начальника штаба ВВС БФ полковником Логиновым, базировалась в Иоканьге, вторая, под руководством начальника оперативного отдела штаба ВВС БФ полковника Ефимова, располагалась в бухте Белужьей, Амдерме и Нарьян-Маре. Для прикрытия конвоя "АБ-15" во время перехода задействовали значительные силы авиации БФ. В Архангельске для этой цели привлекалось 8 самолетов типа "Киттихаук"; в Поное - 8 самолетов типа
"Ла-3", 4 самолета типа "Ил-4" и 9 самолетов типа "Киттихаук"; в Иоканьге - 4 самолета типа "Каталина"; в Нарьян-Маре - 4 самолета типа "Ил-4"; в Амдерме - 3 самолета типа "Ил-4" и один типа "Дуглас"; в Белужьей - 6 самолетов типа "Киттихаук".
Поэтапное развертывание операции началось 24 октября 1944 года с точки рандеву широта 77* 55' северная и долготе 99* 10' восточной - в пяти милях к западу от мыса Неупокоева на архипелаге Северная Земля. Из-за минной опасности следовали на 10 миль южнее побережья острова Большевик. Рандеву обеспечивалось свечением прожектора по курсу и в зенит по пять минут в начале каждого часа, в тумане - пушечным выстрелом в начале каждого часа, работой по УКВ с наибольшей навигационной точностью.
На начало похода корабли имели: СКР-19 ("Дежнев") располагал 2600 т. грузового и 700 т. бункеровочного угля, 900 т. воды и продовольствием на 3 месяца. ЗМ-90 ("Мурман") имел 610 т. грузового, 370 т. бункеровочного угля, 500 т. воды и продовольствия на 2 месяца. В пролив Югорский Шар направили пароход "Революционер" с бункерным углем 2200 т. для ледокола "И. Сталин". "Дежнев" забункеровал ледокол "И. Сталин", провели котлочистку двух котлов, инспектирование всех кораблей отряда по боевой подготовке, обороне на переходе ПЛО, ПМО, ПВО, ПКО, ПХО и борьбе за живучесть.
На втором этапе перехода караван двигался во льдах, часто попадая в дрейф из-за малой скорости и заклинивания в тяжелых льдах. Ледовый прогноз, выданный авиагруппой ГУ СМП в значительной части не подтверждался.
Второй этап являлся сложным по определению места встречи каравана с эскортом. Плавание во льдах потребовало жесткого режима расходования угля. По ледовому отряду был дан специальный приказ об экономии топлива. Нужно было определиться и с положением рандеву, которое определялось как "... спустя двое суток после точки". Это означало, что сигналом и указанием меридиана местоположения каравана станет переданная по радио в эфир "точка" по азбуке Морзе. Эту точку, переданную по радио, не должны были засечь вражеские передатчики, а радиостанции Архангельска предупредили об этом своевременно.
"Дуглас" летчика Котова (УАП ГУ СМП) установил кромку льда в Карском море только 11 ноября. 15 ноября отряд вышел в точку с координатами 66* 48' восточный долготы и 75* северной широты и дал сигнал "точку".
Двое суток караван лежал в дрейфе, ожидая подхода эскорта. 17 ноября, около 12 часов дня, в точке 74* 11' северной широты и 64* восточной долготы, ледоколы встретились с первым эскортным отрядом. На поиск этого отряда неоднократно выходил заградитель "Мурман".
Третий этап движения караван осуществлял по определенному походному ордеру. От точки рандеву до Карских Ворот было 240 миль. Уже через час, после начала движения, эсминец "Деятельный" обнаружил присутствие подводной лодки противника. Он атаковал ее, сбросив 10 больших и 5 малых глубинных бомб, и посчитал подлодку поврежденной. Курс конвоя изменили, и в течение 17 и 18 ноября подлодок не обнаруживали.
Днем 18 ноября начались новые атаки подлодок, но корабли эскорта прекрасно справлялись со своими задачами по противолодочной обороне (ПЛО). При обнаружении подлодок врага они давали ракетами сигналы, ледоколы уклонялись в сторону с повышенной скоростью. Всего на переходе до Карских Ворот состоялось 11 контактов с вражескими подлодками с помощью гидроакустических приборов, шесть из которых были очень уверенными. Подлодки обнаруживали "ТЩ-111", "БО-209", "АМ-119" и "АМ-116" и "БО-218". В целях сохранения ледоколов, для противоминной обороны, ЗМ-90 ("Мурман") и СКР-19 ("Дежнев") шли на расстоянии 6 кабельтовых от ледоколов, а корабли эскорта по курсу периодически производили профилактическое бомбометание.
19 ноября в 10 часов 48 минут караван встретился с кораблями второго эскорта.
Четвертый этап представлял собой движение в усиленном эскорте. Эскорт состоял из девяти эсминцев: три из них - английские миноносцы типа "Дерзкий", четырех отечественных типа "Урицкий", один проекта 7 типа "Гневный" и лидера "Баку", на котором находился командующим БФ Пантелеев Ю. А.
Маршрут конвоя шел на 13* севернее острова Колгуев по наибольшим глубинам по системе - ордер N 7. Начавшийся шторм, ветер в девять баллов сильно препятствовали движению каравана. Особенно тяжело приходилось ледоколу "Северный ветер". Размах его качки достигал до 60*, резко упала скорость движения, до 3-4 узлов.
Командующий БФ решает: 21 ноября выделить эсминцы М-010, М-05 и М-09 ("Гремящий", "Разъяренный" и "Разумный") из района дозора N7. Им приказано следовать самостоятельно в Молотовск для обеспечения прихода союзного конвоя. ЗМ- 90 и СКР-19 от маяка Терско-Орловский следовать в Молотовск самостоятельно. Эсминцам "Жгучему", "Дерзкому" и "Доблестному" из района Острые Лудки следовать в Иоканьгу для подготовки второй группы эскорта союзного конвоя.
Около четырех часов утра 24 ноября 1944 года конвой "АБ-15" вошел на внутренний рейд города Молотовска. СКР-19 проследовал в Архангельск. Переход ледоколов из Арктики к началу зимней навигации был успешно завершен.
Операцию эту можно легко отнести к категории обычных морских переходов, ничем не примечательных. Но в ней был точный расчет, заранее спланированный исход каждой детали операции.
Успех перехода обеспечила скрытностью самой операции, радиомолчание, развертывание и перестройка ордеров в ночное время. Инструкции, распоряжения по трассе конвоя кораблей передавались спасательными судами (СПС) аварийно-спасательного отряда (АСО): в Югорском Шаре - СПС "Герцен", в Иоканьге - "Северянин", в Шойне - СПС "Ястреб", "Заря", в Архангельске - "Бриз" и "Совнарком".
Полное обеспечение перехода топливом и водой, при их жесткой экономии, достаточными силами охранения, продуманной подготовкой к операции, образцовым выполнением всех задач личным составом, тщательной подготовкой к встрече с противником на границе ледовой кромки. Попытки противника проникнуть внутрь конвоя сразу пресекались, чему способствовали быстрые смены курсов каравана в темное время суток.
Поход показал недостатки в работе радиомаяков, точности навигационной обстановки (к тому времени точность морских карт еще была недостаточной для надежного определения на местности), слабость ледовых прогнозов. Вся оперативная обстановка основывалась на ледовых прогнозах 1943 года, а предполагавшиеся и действующие прогнозы погоды, льда и метеорологической обстановки оказались недостаточно убедительными.
Необходимо особо отметить четко действующую в караване внешнюю и внутреннюю связь. С 10 ноября на Беломорской флотилии введена новая документация радиосвязи - позывные и волны - что увеличивало скрытность, уменьшало число потерь текста или неприема радиограмм.
Внутренняя связь по УКВ, семафору, флажкам, раньеру резко улучшилась. Наблюдение по секторам, кроме визуального, обеспечивалось радарами, гидроакустическими приборами; опознавание проводилось уверенно, скрытая связь работала безотказно.
Впервые была применена точечная связь. Прием точек по радио на волне 500 м обеспечивался в заранее определенное время пятью радиостанциями в Архангельске, Иоканьге, на Диксоне, в Белужьей, Хатанге.
Пеленгация противником передач по радио от двух до шести точек практически оказалась невозможной.

1. Центральный военно-морской архив. Ф. 767. Оп.2. Д. 70.

Источник: "Защитники Отечества", Архангельский областной краеведческий музей, 2005.

для ПОБЕДА.RU

http://www.pobeda.ru/content/view/3538/21/



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме