Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Кержаки не любят чужаков

Нина  Пузанова, Независимая газета

02.10.2006


Фестиваль старообрядческой культуры в Удмуртии прошел в допетровских традициях …

В селе Кулига, что на севере Удмуртии у истока Камы, прошел Второй межрегиональный фестиваль старообрядческой культуры. Прежде чем пройти на лужайку, где была установлена сцена, все участники фестиваля, а это жители кержацких деревень Удмуртии, Пермского края и Кировской области, совершили традиционный обряд: постояли у крохотного озерца-лужицы, по местному - лысвы, образованного возле бьющего из-под земли родника. С этого самого родника и берет начало великая Кама. Сегодня здесь, по сути, крупнейший центр старообрядчества.

В XVII веке, скрываясь от гонений официальной Церкви, охваченной реформами патриарха Никона, жители Нижегородской губернии с реки Керженец бежали в глухие заволжские леса. Старообрядцы жили очень замкнуто, сторонясь общения с местным населением, с официальными властями. Наверное, поэтому им удалось сохранить древнюю допетровскую русскую культуру.

Починок Кулигинский (Кулига - значит, выжженная среди леса поляна) был образован в 1836 году. Он состоял из четырех дворов, в которых жили всего пятьдесят человек. Через год здесь появилась официальная Церковь, так как государство стремилось вернуть раскольников под крышу "правильной" Церкви, и починок приобрел статус села. В начале ХХ века здесь жило уже четыре тысячи старообрядцев. А теперь на весь Кезский район осталось три тысячи.

Здешние жители - беспоповцы. Каждый раз они проводят молебны в разных домах, при этом хозяин приглашает земляков пройти в избу поясным поклоном. Службы совершаются при свечах, так как электричество, по мнению староверов, - плод дьявольской выдумки. Назначенное общиной духовное лицо читает на общих сборах древние дониконианские книги. У кулигинских староверов - старинные иконы, особые нательные крестики - отдельные для мужчин и женщин. Кулигинцы по-прежнему уверены, что все современное - греховно. Одна здешняя бабулька даже отказалась от пенсии. Есть люди, которые никогда не смотрели телевизор, не выпили ни одной рюмки водки и не съели ни одной картошки - все это появилось вместе с "новой верой". А вот брагу, сделанную без дрожжей и сахара, - употребляют.

На праздник местные жители достали из бабушкиных сундуков старинные костюмы. У Марии Селезневой, бывшей главы Кулигинской администрации, а ныне активистки спасения старообрядческой старины, - настоящий русский самотканый сарафан, которому уже два века.

При Кулигинской школе открыт музей старообрядческой культуры. Экспонаты собрала с помощью учеников учительница Екатерина Артемовна Гавшина. Это уникальное собрание предметов средневекового русского быта. Изучать его приезжают этнографы из Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, сколько ни пыталась местная администрация пробить хоть полставки для заведующей музеем, ничего не получилось.

Сейчас за спасение старообрядческой культуры в истоках Камы взялось Общество русской культуры Удмуртии. Эта общественная организация и провела совместно с соседними областями два межрегиональных фестиваля, которые должны стать традиционными.

http://www.ng.ru/ngregions/2006-10-02/20_kerzhaki.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме