"Терпением вашим спасайте души ваши" (Лк.21.19)
"Люди большею частию желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, но всегдашнее благоденствие и счастие человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и мнози суть ходящие им (Мф. 7, 13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата вводят в живот вечный, и мало их есть, иже обретают его (Мф. 7, 14). Итак, по любви своей к нам Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную" (преподобный Макарий Оптинский).Эта мысль преподобного Макария находит свое отражение и в широко бытующем мнении о том, что в скорби Господь посещает человека, а того, кто живет без скорбей, - Бог оставил. Но скорби бывают разные. Родители зачастую, легко переносят свои скорби - болезни, лишения, жизненные неудачи, но совершенно теряют голову, когда несчастья случаются с их детьми. Любящему сердцу совершенно невыносимо видеть страдания маленького ребенка во время тяжелой болезни или бессильно наблюдать, как черствеет, ожесточается его чадо, становясь старше и подпадая под дурные влияния. Но, как бы ни было тяжело родителям - в своих ли лишениях или страданиях детей - нельзя не понимать того, что все это устрояется Господом промыслительно, к спасению как детей, так и родителей. Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев) писал: "Не было бы скорбей, и не было бы спасения... Судьбы Господни непостижимы нам грешным, и никакой ум решить не может: почему Господь посылает разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие". Скорби составляют тот крест, который каждый человек должен нести. И как бы мы ни стремились, порой, избавиться от него, "убежать", через какое-то время снова оказываемся под его ношей.
"Ваш крест, везде вас догонит", - сказал как-то в одной из проповедей, настоятель Покровского храма Хельсинки протоиерей Виктор Лютик. И, действительно, ни переезд в другую страну, ни перемена семейного положения, ни какие-то еще попытки внешне "устроить свою жизнь" без внутренней духовной работы не приносят человеку избавления от скорбей, причем, скорбей тех же самых, от которых он надеялся освободиться. "Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбми достигается!" - говорил великий оптинский старец Амвросий.
В жизни каждого человека, как верующего, так и неверующего, случается, как мы знаем, много скорбей. Зачастую, связаны они с детьми его. Но, если для верующего человека скорби - это Крест, посредством которого он по примеру Спасителя обретает Царствие Божие, то для человека неверующего, они оказываются, зачастую, бесплодны.
"Многие из Евангельских событий - пишет протоиерей Артемий Владимиров, - имеют отношение ко всем нам. Вы знаете, что Христос Спаситель был распят на горе Голгофе, находившейся близ Иерусалима. А по обе стороны от Господа терпели мучения на своих крестах два разбойника, осужденные за беззакония. Говорят, что эти двое символизируют весь человеческий род. Один, распятый ошуюю, то есть слева, хулил и поносил Христа вместе со стоявшими у подножия Креста ослепленными злобой книжниками и фарисеями. А другой (его называют благоразумным), распятый одесную, справа, пораженный Божественным величием и кротостью Страдальца, уразумел, что это был не подобный им грешник, но Сам Искупитель, Мессия, и воскликнул с великой верой: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" Он удостоился обетования Христа: "Ныне же будешь со Мною в раю". Вскоре римские воины обоим разбойникам перебили голени, и они испустили дух. Один, озлобленный хулитель Господа, сменил временные страдания на вечные, а другой, разбойник благоразумный, первым из всех людей вошел в рай и стал гражданином Небесного Иерусалима в награду за веру и глубокое покаяние во грехах своих".
Из сказанного понятно, что Господь ищет, посылая нам скорби, - веру и глубокое покаяние в грехах наших. Родителям часто приходится многое терпеть, поднимая детей: усталость, капризы, бессонные ночи, невозможность вдумчиво помолиться, посещать храм Божий, столько, сколько кажется нужным; а когда дети становятся постарше - скорби об их неустроенности, бездуховности, холодности по отношению к "отсталым предкам" и мало ли что еще. Во всех этих случаях и многих других, перенося скорби, мы как раз, и находимся ближе всего к своему спасению, если несем этот крест с верой и покаянием.
Вот что святитель Феофан, затворник Вышенский, писал своей духовной дочери о том, как претерпевать скорби: "Спасительная Божественная благодать для пробуждения грешника от усыпления, направляя свою силу на разорение той опоры, на которой кто утверждается и почивает своею самостию, - вот что делает: кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертию лиц или потерею вещей нужных.
В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно.
Когда бьёт Господь, не праведно ли подумать, что верно есть за что. Итак, посмотрите, что такое есть, за что бьют, и исправьте то.
Навыкните видеть в прискорбностях милость Божию и встречайте их спокойно в преданности в волю Божию или даже с радостию. Раскройте око ума и усмотрите венец, сходящий с неба на главу вашу, аще пребудете невозмутимою и спокойною.
Извольте держать в мысли, когда находят скорби, что это вам Господь дорогу в царствие Свое пролагает, или даже более - берёт за руку и ведёт. Потому не упирайтесь ногами и не кричите, а благодушно и с благодарностью переносите скорби".
Подобно святителю Феофану, и оптинский старец Иосиф призывает нас не только не роптать, а напротив того - радоваться посылаемым нам испытаниям: "Вы думаете, что за грехи Господь наказал вас. - Может быть, и так, а может быть, к испытанию вашей веры; а скорее всего - по той и другой причине. Впрочем, как бы то ни было, ваше дело - в постигшем вас временном наказании усматривать должно благость Божию к вам и любовь".
http://uusikotimaa.org/8/023.htm