Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Боевые роботы

Владимир  Сидоров, Красная звезда

27.09.2006

В своем развитии человечество пока еще, к сожалению, не может обойтись без разработки и создания вооружений. Причем чем дальше оно совершенствуется, тем изощреннее становятся средства борьбы, как летальные, так и не летальные. Недавно журнал New Scientist опубликовал десять современных или разрабатываемых технологий, которые способны кардинально изменить (или уже изменяют) качество военных действий. После сообщения об этом в "Красной звезде" в редакцию газеты пришло немало писем, в которых наши читатели просят подробнее рассказать о новых видах оружия. Выполняя эти пожелания, мы открываем рубрику "Оружие будущего", где речь пойдет о системах вооружений, которые планируется создать или уже создаются за рубежом. И наша первая публикация посвящена автономным вооружениям. Именно они возглавили опубликованный в журнале New Scientist хит-парад наиболее многообещающих видов вооружений.

Они уже не фантастика


Те, кто любит смотреть фильмы о фантастике, видел их в действии, а кто еще увлекается видеоиграми, не раз был в их "шкуре". Но боевые роботы, а это о них идет речь, или иначе автономные вооружения, уже не фантастика. Армии многих стран располагают значительным количеством военных машин, летательных аппаратов, морских кораблей и другой военной техникой, вооружением и оборудованием, не требующих непосредственного управления со стороны человека.
Развитие автономных систем началось еще в годы Второй мировой войны. Толчком тому послужило прежде всего стремление максимально сократить людские потери на поле боя. Первые системы использовались для обезвреживания мин и были скорее экзотикой, чем эффективным средством военной техники. Но уже во время войны во Вьетнаме американцы использовали для разведки небольшие беспилотные самолеты, вооруженные управляемыми снарядами "Маверик". Хотя и они были несовершенны с точки зрения технологии и ограниченного радиуса действия.
Стремительное развитие компьютерных методов и сенсорной техники в конце прошлого века значительно активизировало работы по созданию автономных систем вооружений. При этом их сторонники, кроме того, что боевые роботы сокращают людские потери, указывали и на такие их преимущества, как то, что этих "солдат" не надо будет кормить, они не будут бояться, забывать свои приказы, а также испытывать никаких эмоций, если в их соседа попала пуля. Не менее важны были и соображения финансового характера. Например, один американский военнослужащий за свою жизнь обходится военному ведомству в среднем в 8 млн. долларов, в то время как робот будет стоить в 10 раз меньше. Или подсчитано, что Пентагону придется платить солдатам, которые сегодня служат в армии, 653 млрд. долларов пенсии. В отличие от солдат, роботам платить пенсию не придется.
Война в Афганистане многократно ускорила развитие автономных систем вооружений. Именно там беспилотные разведывательные самолеты показали, что они могут передавать непрерывный поток видеоинформации о передвижениях талибов и террористов "Аль-Каиды" на экраны американских штабных центров. Это позволяло командованию вооруженных сил США без промедления организовывать воздушные удары по живой силе противника. Еще больше автономных вооружений американская армия использовала и продолжает использовать в Ираке. Они обезвреживают мины на дорогах, проводят "зачистки" городских кварталов, служат в роли вооруженных часовых. (Фото 1).
Причем боевые роботы становятся все более совершенными, миниатюрнее и легче, а следовательно, дешевле, мобильнее и эффективнее. Например, несколько лет назад автономные прослушивающие аппараты, разбрасываемые по территории противника, весили по 15 килограммов. Сейчас они весят по полтора килограмма и их можно сбрасывать с самолетов. Эти аппараты засекают шумы и вибрации почвы. Используя компьютеризованную библиотеку шумов, издаваемых двигателями вражеских машин и гусеницами танков, аппараты сообщают, какая техника проходит по местности. Применяя датчики разного рода и сравнивая получаемую от них информацию, можно обнаруживать ложные цели и замаскированное оружие. В будущем же беспилотные самолеты смогут наводить телеуправляемые бомбардировщики на цель, беспилотные вертолеты смогут управлять караванами из автоматических грузовиков, а автоматические подводные лодки будут вылавливать и обезвреживать мины и запускать ракеты.
Перед нами колоссальные перспективы, подчеркивает Франклин Роуз, инженер-электрик, руководящий исследованиями в области телеуправляемого наземного транспорта, которые проводит для армии бюро по оборонной технике при национальной академии наук. Будущие роботы, по его словам, заменят людей в опасных местах, они возьмут на себя трудоемкую и нудную работу и в отличие от живых солдат никогда не будут уставать. К тому же они никогда не испытывают страха. "Мы приложим все усилия, чтобы обеспечить безопасность солдатам и перепоручить грязную работу машинам", - заявил Роуз.
Вместе с тем проектировщики боевых роботов видят и ряд проблем. И прежде всего в их техническом несовершенстве, от чего, например, беспилотные летательные аппараты ( БЛА) зачастую разбиваются. По статистике, приведенной в докладе исследовательской службы конгресса США, беспилотные самолеты разбиваются в сто раз чаще, чем пилотируемые машины. Причины этого, по мнению экспертов, заключаются в том, что во время нештатной ситуации пилот может принять нестандартное, но спасительное решение, тогда как большинство технических неисправностей беспилотной машины приводят к ее потере. Оператор не всегда в состоянии оценить нештатную ситуацию и принять правильное решение, особенно при взлете и посадке в сложных погодных условиях. Пока не удается и научить боевые роботы отличать "своих" от "чужих". Трудности возникли также в том, как создать такую военную технику, которая стала бы почти невидимой для бойцов, но была бы для них почти подсознательным продолжением их собственных глаз, ушей и других органов чувств. Наверное, для этого потребуется много времени, возможно, целое поколение. Хотя тот же Роуз говорит, что "большая часть наших молодых солдат уже выросла на видеоиграх и домашних компьютерах. Они уже интуитивно доверяют машинам. В конечном счете телеуправляемое и автоматическое вооружение станет привычным, как, например, автопилоты, которые авиаторы когда-то презрительно называли "железными Майками", но которые превратились теперь в привычный аксессуар пилотской кабины".
Однако главная проблема заключается в том, что, несмотря на все достижения автоматики, программирования и электроники, самым эффективным оружием на войне продолжает оставаться человеческий мозг. "Искусственный интеллект беспилотных летательных аппаратов еще долго будет значительно уступать мыслительным способностям человеческого мозга, что делает такие аппараты весьма уязвимыми для нападений со стороны пилотируемых машин", - сказал Лорен Томпсон, один из руководителей Лексингтонского института военных проблем, выступая недавно с показаниями перед американской сенатской комиссией.
И все же во многих странах видят в боевых роботах огромные перспективы и предпринимают большие усилия по их созданию. Так, армия Южной Кореи начинает разработку мобильных тактических роботов. План подготовки вооруженных сил Республики Корея к войнам будущего предусматривает создание в течение 15 лет трех типов роботов. Первый из них, предназначенный для разведки, поиска и наблюдения за местностью, должен быть создан к 2010 году. А на последнем этапе, в 2020-х годах, вооруженные силы Южной Кореи получат тяжелые боевые роботы, способные к самостоятельному ведению боевых действий. Оснащенные артиллерийским вооружением, они должны будут коренным образом изменить современную картину поля боя.
В 2000 году конгресс США принял решение в течение 10 лет роботизировать треть техники сухопутных сил и треть ударной авиации. На проект роботизации вооруженных сил будет выделено 127 млрд. долларов. Комментируя же распределение средств, заложенных в разных статьях текущего бюджета, министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что ключевым пунктом, который находился на первом месте в списке главных направлений развития вооруженных сил США, значится "Разработка различных беспилотных аппаратов, летательных, наземных и морских". И уже в следующем году на военной базе сухопутных сил США Форт Беннинг в штате Джорджия пройдут первые комплексные испытания наземных и летательных автономных аппаратов. Маневры организованы при содействии агентства передовых оборонных исследовательских проектов министерства обороны США. На учениях наземные и летающие роботы будут атаковать условного противника, взаимодействуя между собой. В частности, будет отработано упражнение, в ходе которого "сбитый" беспилотный вертолет передаст остальным информацию о том, откуда по нему велся огонь. После этого остальные аппараты должны будут определить это место и уничтожить огневую точку.

И действуют с воздуха...


Беспилотные летательные аппараты, или дроны, как их чаще называют от английского "drone" - "беспилотный самолет", - наиболее продвинутый вид автономных вооружений. Их стали активно разрабатывать еще в 60-х годах прошлого века, а сегодня уже вооруженные силы более 40 государств используют свыше 80 типов аппаратов. В частности, американцами в небе над Афганистаном и Ираком задействованы примерно 800 дронов различных конструкций. Самыми распространенными из них являются семь аппаратов: "Глобал хок", "Предатор", "Хантер", "Пионер", "Феррет", "Дрэгон ай" и "Рейвен". Все они управляются по радио операторами, которые находятся в специальных наземных центрах, зачастую - за сотни километров от места действия самолета.
В основном эти дроны используются в разведывательных целях. Они призваны обеспечить всепогодное и постоянное наблюдение за противником и передавать разведданные на наземные и воздушные системы, а также контролировать результаты ударов по указанным целям. Например, "Предатор" способен летать со скоростью 120 километров в час на высоте от трех до 4,5 километра над полем боя в течение 24 часов. При этом он передает на землю четкую картинку любого участка территории, над которой находится. "Глобал хок", напротив, действует на большей высоте - вплоть до 18 километров. Он оснащен новейшей аппаратурой, включая радар с синтезированной апертурой, электронно-оптическую и инфракрасную камеры высокого разрешения, причем все это может использоваться одновременно. "Глобол хок" имеет широкополосный спутниковый канал связи и канал связи в пределах зоны прямой видимости. Как и все БЛА, он использует спутниковую систему GPS для ориентации в пространстве.
В Ираке применялись и миниатюрные беспилотные летательные аппараты. Преимущественно ими пользуются силы специальных операций для ведения тактической разведки. Так, БЛА "Пойнтер" весит всего 4,54 кг. Для переноски аппарата и наземной станции требуются два человека. А министерство обороны Израиля приняло на вооружение беспилотный летательный аппарат "Скиларк". Его может запустить любой военнослужащий "с руки". Несмотря на свои небольшие размеры, этот БЛА способен следить за территорией размером 10 квадратных километров, находясь в воздухе около 90 минут. Электронная аппаратура способна с высоты в несколько сотен метров "разглядеть" отдельных людей на земле и передать картинку на монитор оператора.
Великобритания провела успешное испытание первого в мире автоматического самолета-шпиона, который полностью работает на солнечных батареях. "Зефир", такое название получил этот самолет-робот, способен находиться неподвижно в небе на высоте 20 тыс. метров в течение трех месяцев и вести фотосъемку местности с разрешающей способностью в 25 сантиметров. Одновременно "Зефир" может обеспечивать различные виды связи между действующими в удаленных районах планеты британскими контингентами и центрами боевого управления.
Совершенствуя разведывательные БЛА, их создатели стремятся к тому, чтобы аппараты максимально отвечали предъявляемым к ним требованиям - имели большие радиус действия и продолжительность полета, низкую заметность в оптическом, радиолокационном, инфракрасном и акустическом диапазонах, надежное оборудование для ведения разведки и целеуказания ударным силам с любых высот, в любых метеоусловиях и в любое время суток, а также сравнительно невысокую стоимость производства и эксплуатации. Вместе с тем в последнее время все активнее разрабатываются ударные БЛА, предназначенные для огневого поражения объектов противника. Пока эту задачу способны решать только "Предаторы". Их можно оснащать ракетами "Хилфайер", и тогда эти БЛА будут еще уничтожать по приказу оператора отдельные объекты - здания, укрепления, автомобили, группы людей. Кстати, командование ВВС США приняло решение в пять раз увеличить флот "Предаторов".
На эти цели оно собирается потратить 5,7 млрд. долларов, закупив 144 новых беспилотных летательных аппарата. Они составят 12 эскадрилий, по 12 единиц в каждой. При этом пять эскадрилий будут бомбардировочными. (Фото 2).
Сейчас агентство передовых оборонных исследовательских проектов министерства обороны США вместе с аэрокосмической компанией "Боинг" занимается созданием чисто бомбардировочного беспилотного летательного аппарата. В частности, сообщается, что в 2007 году на вооружение может быть принят БЛА типа ЭКС-45. 9-метровые дроны будут нести по 12 110-килограммовых бомб и применяться для уничтожения радаров и центров противовоздушной обороны противника. Такие аппараты будут вдвое дешевле современных истребителей типа "F-15" и "F-18". Вначале они будут запрашивать разрешения бомбить цели у наземных контролеров. Но к 2010 году они уже будут действовать самостоятельно, используя свой искусственный разум, обрабатывающий данные, хранящиеся в их памяти. "Они будут бомбить цели, а потом уже сообщать об этом людям", - говорит руководитель этих разработок полковник ВВС Майкл Лихи.
Пентагон намерен создать и принципиально новые системы, описанные ранее только в фантастических фильмах. Как пишет газета "Вашингтон пост", согласно существующим проектам, будут созданы огромные корабли-матки, (фото 3), несущие на своем борту целые эскадрильи небольших самолетов-роботов, вооруженных лазерными пушками, которые смогут совершать разрушительные налеты на вражеские позиции. При необходимости эти аппараты смогут совершать посадку в глубоком тылу врага и маскироваться до получения очередного приказа. Затем они снова будут взлетать и атаковать по всем направлениям. А компания "Тритон" по заказу ВВС США разработала концепцию беспилотных летательных аппаратов, имеющих форму и размеры обычной летающей тарелки - "фрисби". Она будет управляться оператором с земли и нести микробомбы. Предполагается, что благодаря своей форме тарелки смогут залетать в подвалы и щели, где может прятаться противник. При этом тарелки будут запускаться с помощью устройства для запуска мишеней, которое применяется любителями спортивной стрельбы.
Ведутся работы и по созданию БЛА - истребителей. Так, у Пентагона уже есть даже проект такого аппарата под названием Peregrine UAV Killer. Предполагается, что это будет небольшой, дешевый в производстве летательный аппарат, обладающий в числе прочих качеств повышенной прочностью. Он должен будет "уметь" уничтожить любой беспилотный самолет противника. Этот истребитель будет также оснащаться глобальной системой навигации и определения положения GPS.
Вместе с тем за рубежом все чаще звучат заявления о необходимости создания многоцелевого беспилотного летательного аппарата, который бы нес на себе различное оборудование, предназначенное для выполнения задач разведки, создания помех радио- и радиотехническим средствам противника, нанесения ударов по нему, уничтожения летательных аппаратов противника. Однако установка такого оборудования на одном аппарате значительно увеличит его размеры и соответственно снизит его живучесть. Поэтому одним из наиболее реальных путей решения этой проблемы, скорее всего, станет создание многоцелевых БЛА со сменными модулями соответствующего назначения.

на земле...


В отличие от воздушных боевых роботов создание наземных идет не столь успешно. Что в целом и понятно - на земле больше различных помех, постоянный контакт с противником, различные условия местности и многое другое. И тем не менее некоторые страны, и прежде всего Соединенные Штаты, достигли уже значительного прогресса в создании наземных автономных вооружений. Крупномасштабные исследования по созданию боевых роботов были начаты в США в 1988 году, когда министерство обороны создало особую программу. За эти годы создано около 200 прототипов боевых машин, способных вести боевые действия самостоятельно или выполняя команды оператора, управляющего ими дистанционно. Большинство роботов предназначены для патрулирования, ведения разведки, операций по разминированию, доставке грузов и т.д. Некоторые образцы способны самостоятельно принимать решение об открытии огня по противнику. В Косово и Боснии для уничтожения минных полей использовался робот "Рантнер" (тяжелый танк
М-1 с демонтированной башней, управляемый дистанционно). В ближайшие шесть лет сухопутные силы США планируют израсходовать на разработку и производство боевых роботов около 15 млрд. долларов.
А в Ираке используются многоцелевые роботы "Талон" (фото 4) предназначенные для постановки мин, разминирования, разведки, связи и для поисково-спасательных операций. Роботы могут применяться в любую погоду и время суток, а разнообразное оборудование позволяет приспособить их к условиям местности и выполняемой задаче. В Ираке они уже обезвредили свыше 50.000 мин и самодельных взрывных устройств. Роботы "Талон" имеют гусеничный движитель и прочную конструкцию. Вес робота составляет 45 килограммов, что в сочетании с компактными размерами позволяет переносить его одному человеку. Благодаря мощному электромотору "Талон" является одним из самых скоростных и грузоподъемных устройств своего класса.
В этом году компания, производящая "талоны", произвела соответствующую доработку, благодаря которой роботы превратились в полноценные боевые машины. В стандартный боекомплект входят автоматическая винтовка M249 калибра 5,56 миллиметра, обладающая скорострельностью 750 выстрелов в минуту, и пулемет M240, выпускающий до 1.000 пуль калибра 7,62 в минуту. "Талон" управляется с командного пункта оператором, который оценивает обстановку на поле боя при помощи четырех камер, одна из которых оснащена прибором ночного видения. Создатели робота подчеркивают, что все компоненты устройства не являются высокотехнологичными, поэтому машина не требует дорогостоящего ремонта. Стоимость его составляет 200 тысяч долларов.
В ближайшее время в Ирак будет направлена и первая партия новейших автоматических наземных аппаратов TAGS (Tactical Amphibious Ground Support vehicle), которые могут заниматься разведкой, поиском мин и даже участвовать в боевых действиях. Для ведения последних их оснащают ракетным вооружением. Это будет первый полностью автоматизированный аппарат, используемый в боевых действиях. TAGS, фотографии которого пока не были опубликованы, весит полторы тонны. По размерам он соответствует небольшому легковому автомобилю. Он способен передвигаться по пересеченной местности со скоростью 40 километров в час. Этот аппарат перемещатся на гусеницах, которые можно сменить на колеса. Он оборудован датчиками, которые позволяют ему "осматриваться". В случае если аппарат не сможет самостоятельно разобраться, как ему поступать, то он запросит оператора или автоматический навигационный центр.
Сообщается, что компания iRobot подписала контракт с Пентагоном на разработку нового поколения малых дистанционно управляемых боевых наземных машин (фото 5). На разработку этих устройств министерство обороны США ассигновало 32 млн. долларов. Малый боевой робот представляет собой устройство, похожее на игрушечный гусеничный танк без башни, оснащенный видеокамерами и сенсорами. Он призван заменить "живых" военных разведчиков. Массовое производство подобных аппаратов планируется начать в 2010 году. К этому же времени компания General Dynamics намерена снабдить новейшую американскую боевую машину пехоты "Страйкер" электронным мозгом, который позволит ей самостоятельно действовать на поле боя.
Пентагон также разместил, как сообщается на сайте lenta.ru, в нескольких компаниях контракт на 26,4 млн. долларов на развитие и массовый выпуск телеуправляемых роботов-солдат "Гладиатор". Это машина на гусеничном ходу, высотой примерно с рост обычного бойца. Оборудованы "гладиаторы" пулеметами
7,62-мм калибра. Несколько лет назад проходила информация об испытаниях "гладиаторов" на военных учениях. Как видно, результат оказался положительным.
Там, где есть роботы-бойцы, должны быть и роботы-медсестры. И компания Vecna Robotics создала прототип армейского робота под названием "Медведь", которому предстоит выполнять функцию спасателя для раненных в бою солдат. Робот сможет эвакуировать пострадавшего солдата из зоны боевых действий, а заряда батареи хватит на 50 минут беспрерывных перемещений. Грузоподъемность "Медведя" составит 500 фунтов (около 226 килограммов), что позволит машине перевозить до двух человек, одетых в тяжелое обмундирование. Благодаря особой системе балансировки шасси робот не уронит раненого в любой ситуации.
А американская автомобильная компания Oshkosh Truck Corporation разработала для вооруженных сил на базе тяжелого тягача Palletized Load System транспортную машину-робота. Во время показательного заезда робот-грузовик проехал с грузом около 10 километров по пустыне. Условия, в которых был испытан грузовик, как отмечается, были аналогичны тем, в которых работает американская военная техника в Ираке. Автоматическая навигационная система, которую интегрировали в грузовик, была до этого испытана в ходе знаменитых "Больших гонок роботов", которые устраивает ежегодно агентство передовых оборонных исследовательских проектов Пентагона. Навигационный комплекс совместно с Oshkosh разрабатывали специалисты из университета Пармы (Италия) и компании Rockwell Collins. Машина-робот включает в себя не только шасси, но и автоматическую систему погрузки. Грузоподъемность машины составляет 16,5 тонны. Грузы перевозятся в стандартном специальном контейнере.

...и под водой


Боевые роботы постепенно завоевывают и морскую стихию. Так, корпорация BAE Systems совместно с компаниями Lockheed Martin и Rafael Armament разработала робокатер. "Протектор" - такое название получил этот катер - представляет собой автономную боевую единицу, оснащенную вооружением, радиолокационным оборудованием и камерами. Он предназначен для действий в реках, портах, прибрежных водах и может использоваться для разведки, патрулирования и противодействия диверсионным и террористическим атакам. Он может использоваться самостоятельно либо в группе подобных беспилотных единиц, дистанционно управляемых с борта корабля береговой обороны.
Подробные характеристики катера пока не сообщаются. Известно, что его длина равна 10 метрам, а максимальная скорость составляет 40 узлов (74 километра в час). Грузоподъемность катера равна 1.000 килограммов. На катере установлен крупнокалиберный пулемет Browning M2HB. Разработчики считают, что робокатер является идеальным средством для защиты кораблей, находящихся в Персидском заливе, а также нефтяных месторождений от террористических атак.
В свою очередь компания Lockheed Martin провела успешные испытания автоматизированного комплекса "Си талон". Новый робот позволит обнаруживать подводные лодки и минные заграждения на значительном расстоянии, снижая риск для кораблей и экипажей. Комплекс состоит из буксируемой активной гидроакустической станции широкого диапазона с выносной антенной, позволяющей обнаруживать малошумные подводные лодки в различных гидроакустических условиях (прибрежные шумы, поиск под слоем "температурного скачка" и т.п.). Антенна буксируется погружаемым подводным аппаратом RMV (Remote Multi-Mission vehicle), движущимся у поверхности воды. Аппарат управляется с корабля-носителя по радио или при помощи спутниковой связи.
Комплекс оснащен развитыми средствами связи, позволяющими давать целеуказание противолодочным кораблям и вертолетам. Система управления обеспечивает буксировку антенны с заданной скоростью и позволяет изменять глубину ее погружения, обеспечивая поиск целей под слоем "температурного скачка", отделяющим теплые приповерхностные воды от холодных вод глубин. "Си талон" способен обмениваться информацией с несколькими потребителями в реальном масштабе времени. Одновременное применение двух и более комплексов позволяет получать полную картину подводной обстановки на значительном пространстве. Транспортировка комплекса на большие расстояния и его техническое обслуживание производятся на борту корабля-носителя. Первый комплекс должен поступить на вооружение в начале 2008 года.
В США проходят испытания беспилотной мини-субмарины. Ученые из университета Пенсильвании изначально разрабатывали "Морской конек" для океанографического управления ВМС. Океанографы собирались с его помощью изучать рельеф морского дна и составлять карты, а также проводить другие исследования. Однако впоследствии "Морским коньком" заинтересовались военные. Аппарат имеет модульную конструкцию, что позволяет ему выполнять самые различные задания, меняя "профиль" в самое короткое время. Маршрут его плавания закладывается в бортовой компьютер заранее.
"Морской конек" может действовать в радиусе 480 километров. Зарядки аккумуляторов ему хватает на 72 часа работы. По своей форме он напоминает торпеду, однако его размеры - 8,5 метра в длину и примерно метр в диаметре - не позволяют запускать его из торпедных аппаратов, калибр которых не превышает 50 сантиметров. В будущем аппарат скорее всего не будет принят на вооружение. Как отмечается, "Морской конек" станет испытательной моделью, на которой военные отработают возможности применения подобных аппаратов.
С торпедного аппарата подлодки можно запускать другую беспилотную мини-субмарину, разработанную американской корпорацией "Боинг". Длина мини-подлодки составляет около шести метров. Она способна действовать под водой в течение 60 часов, разыскивая и нейтрализуя донные и плавающие мины. По окончании задания она возвращается к подлодке, где ее поднимает на борт специальный манипулятор. Считается, что этой системой планируется оснащать субмарины классов "Вирджиния" и "Лос-Анджелес".
Созданием морских боевых роботов занимается и Франция (фото 6). Кораблестроительная корпорация этой страны Naval Constructions Directorate совместно с канадской компанией ISE разработала беспилотный подводный аппарат "Си кипер", предназначенный для поиска морских мин. Этот аппарат можно перевозить на среднетоннажном судне, оборудованном краном, грузоподъемностью не меньше восьми тонн. Кран необходим, чтобы спускать мини-подлодку в воду. "Си кипер" представляет собой полуавтономную субмарину, состоящую из двух аппаратов. Первый (более крупный) действует, находясь в полупогруженном состоянии (над водой остается антенна), и управляет небольшим автономным модулем. Оператор может находиться на корабле либо на берегу. "Си кипер" действует на удалении до 15 километров. В любом случае "экипаж" подлодки никогда не приближается к месту, которое исследует аппарат.
Во время испытаний, которые проходили на базе ВМС США, "Си кипер" показал хорошие результаты. При помощи бортового сонара он сумел обнаружить все учебные мины, которые использовались во время испытаний. При этом подводный модуль действовал на глубине 200 метров.
Будущее наступает стремительно и неотвратимо. То, о чем еще вчера говорили как о дерзком полете фантазии, сегодня уже вовсю испытывается, а завтра поступит на вооружение. И об этом убедительно свидетельствуют те темпы, с которыми иностранные армии ведущих держав мира вооружаются боевыми роботами.

http://www.redstar.ru/2006/09/27_09/4_01.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме