Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Новые исторические открытия на постсоветском пространстве

Александр  Широкорад, Независимое военное обозрение

23.09.2006


Комментарии к статье пана Кмитеца …

Итак, если верить Денису Кмитецу (см. "НВО" N 30, 2006), первые 300 лет своего существования Русское государство только и делало, что воевало с белорусами. Подобные фантазии возникли из-за многолетнего искажения истории советскими учеными. А теперь националисты в бывших республиках СССР, сокрушая большевистские мифы, усиленно создают собственную мифологию.

Разобраться в проблеме можно, лишь четко поставив точки над "i" и выяснив, что такое литовцы, литвины, Великое княжество Литовское (ВКЛ) и Речь Посполитая.

Заглянем в глубину веков


Первое письменное упоминание о Литве содержится в немецкой хронике (анналах Кведлинбурга) под 1009 годом. По мнению литовских историков, слово "Литва" пришло в русский, польский и другие славянские языки непосредственно из литовского языка. Они считают, что слово происходит от названия небольшой речки Летаука.

К югу и востоку литовцы граничили с поляками и русскими. Никаких племен литвинов между литовцами и русскими отродясь не бывало. Литвинами на Руси именовали литовцев - как этнических, так и просто подданных ВКЛ. Ни в одном документе до 1917 года не встречаются одновременно термины "литовец" и "литвин". До "перестройки" никто не видел в этом разницы.

Этнические литовцы были храбрыми воинами, а благодаря бесконечным войнам с крестоносцами они существенно улучшили свое вооружение и стали использовать весьма искусную тактику боя. С середины XIII века и до середины XIV века литовские князья захватывают западные и южные русские княжества.

С начала XV века в Литве утвердилась власть князя Гедемина (годы правления 1316-1341), а затем ВКЛ правили его многочисленные потомки - Гедеминовичи.

Письменных источников, рассказывающих о создании ВКЛ, очень мало. Дело в том, что этнические литовцы не имели своей письменности до XVI века. Где-то русские города сами призывали литовских князей, где-то Гедеминовичи брали города силой.

Замечу, что литовских князей призывали к себе не только западные и южные русские города, но и Псков, Новгород и даже Москва. Так, с 1265-го по 1299 год Псков защищал князь Довмонт (православное имя Тимофей). Спустя 70 лет он был причислен Православной церковью к лику святых.

Летом 1382 года Дмитрий Донской, узнав о подходе войск золотоордынского хана Тохтамыша, бросил свою столицу и убежал в Кострому "собирать войска". Тогда на помощь москвичам прибыл с дружиной литовский князь Остей, внук великого князя литовского Ольгерда. Остей храбро защищал Москву, но татары одолели, князь погиб, а город был сожжен.

Новгородцы в XIV-XV веках призвали к себе на службу около десятка литовских князей.

О самом же Великом княжестве Литовском русские историки XIX века говорили, что победила не Литва, а ее название. Государственным языком в ВКЛ был русский, вся документация писалась кириллицей, подавляющее большинство населения было православным. Западные, южные и восточные русские земли имели единого православного митрополита, который в 1299 году покинул Киев, а затем имел резиденцию во Владимире и в Москве. Тем не менее митрополиты регулярно посещали города ВКЛ, творили там суд и назначали епископов. Не без основания ВКЛ можно назвать "Литовской Русью".

Польские писатели с начала XIX века распространяют фальшивку о том, что-де литовские князья освобождали русские княжества от татарской зависимости. На самом деле ряд западных русских княжеств, включая Смоленское, со времен хана Батыя не платили дань татарам.

Пан Кмитец много пишет о битве под урочищем Синие Воды и даже приводит длинную цитату из Гусинского свода. А вот выводы делает, не соответствующие цитате.

Из текста явствует, что в 1362 г. под урочищем Синие Воды (современная речка Синюха, приток Южного Буга) рать литовского князя Ольгерда разбила войска трех местных татарских князьков. Правда, тут возникают большие сомнения насчет третьего князька, Дмитра. Судя по имени, он был русским и скорее всего командовал не татарами, а киевской дружиной.

Замечу, что Ольгерд очень удачно выбрал время похода на Киев. Дело в том, что со смертью хана Бердибека в 1359 году в Золотой Орде началась "большая замятня", как выразился русский летописец.

Победа у Синих Вод позволила Ольгерду захватить Киев и посадить там своего сына Владимира Омелько (1316-1385). При этом Владимир Ольгердович сохранял вассальную зависимость от татар. Неопровержимым доказательством этого является татарская тамга на киевских монетах Владимира Ольгердовича. На дошедших до нас монетах этого периода можно установить три или четыре различных типа тамги, что указывает на продолжительное время зависимости Киева от ханов, поскольку тамга могла изменяться только с их сменой. Когда Киев избавился от татарской зависимости, точно неизвестно, но наиболее ранним сроком можно считать время падения хана Тохтамыша (1395 год). Любопытна позднейшая грамота крымского хана Менгли Гирея (1466-1513), где говорилось: "...великие цари, дяды наши, и великий царь Ачжи-Кгирей (Хаджи-Девлет Гирей. - А.Ш.), отец наш, пожаловали Киевом, в головах, и многие места дали великому князю Витовту".

Попросту говоря, русские княжества, платившие дань Орде, платили ее и после присоединения к ВКЛ.

Снова - вопросы языкознания


А теперь насчет языка. Сейчас националисты Украины и Белоруссии отчаянно спорят, на каком языке говорило население Великого княжества Литовского в XIV-XVI веках - на украинском или на белорусском? Обе стороны согласны, что их язык был государственным на территории ВКЛ. Одни утверждают, что "Литовский статус" 1530 года был написан на чисто украинском языке, а другие - что на белорусском. Увы, статус написан на русском языке, очень близком к литературным памятникам XI-XIII веков, и имеет мало общего с современными украинским и белорусским языками.

"Самостийники" не понимают анекдотичности своих утверждений. Что же получается? Объезжает, к примеру, великий князь литовский свои владения, и в Минске ему приходиться разговаривать по-белорусски, в Вязьме - по-русски, а в Киеве - по-украински?

На русском языке написана и знаменитая "Хроника Быховца", а когда в XVII веке кириллица была запрещена на территории Речи Посполитой, хронику переписали тоже по-русски, но латинскими буквами.

В Кракове в Ягеллонской часовне еще в 1917 году можно было прочесть надпись кириллицей на русском языке, датированную по одной версии 1459 годом, а по другой - 1470-м. Все документы 1595-1596 годов, связанные с Брестской унией, также написаны на русском языке.

И еще один маленький вопрос - на каком языке печатались первые книги в Москве и в Великом княжестве Литовском? На беду всем самостийникам, знаменитый Иван Федоров печатал книги в Москве, Заблудове (небольшое местечко в 18 верстах от Белостока, то есть на современной белорусско-польской границе), Львове и в Остроге (на Волыни). Не буду говорить об экстремистах, болтающих о каких-то особых народах - украх и литвинах, но даже благонамеренные советские историки утверждали, что к середине XVII века уже сформировались белорусская и украинская народности. К примеру, в "Истории Украинской ССР" отмечено, что в XII-XIII веках прошел первый этап формирования украинской народности, а с XIV по середину XVI века - второй этап.

И вот в начале "третьего этапа" Иван Федоров приезжает в Западную Белоруссию и на Западную Украину и начинает печатать русским шрифтом те же книги, что и в Москве. Тот же русский шрифт, тот же русский язык - не знал бедный Федоров, что в Заблудове и Львове уже кончился второй этап белорусизации и украинизации.

В 1574 году во Львове Иван Федоров издает "Азбуку". Чью азбуку? Понятно, что русскую! Заметим, что якобы украинское слово "друкарня" тогда равно использовалось в Москве, Минске и Львове. А чуждым русскому языку словом "типография" мы обязаны Петру I и любимым им немцам.

Но еще в 1561 году монах Исаия из города Каменец-Подольский отправился в Москву за оригиналами книг на русском языке, чтобы печатать их "слово в слово": "...в нашем государстве христианском руском Великом княжестве Литовском выдати тиснением печатным нашему народу христианскому, да и русскому московскому".

Не автор этой статьи, а монах Исаия, князья, шляхтичи и священнослужители XVI века твердят нам одно и то же: в Великом княжестве Литовском и в Великом княжестве Московском был один народ - русский.

Что же случилось?


Разделение единого русского народа произошло вследствие агрессии польских панов и Католической церкви. Причем весьма трудно отличить агрессию силовую от агрессии идеологической. Первая уния между Великим княжеством Литовским и Польшей была заключена в 1385 году. Постепенно ВКЛ теряет свою независимость и окончательно утрачивает ее в 1569 году при заключении Люблинской унии.

Денис Кмитец утверждает, что Речь Посполитая - "конфедеративное образование, где ВКЛ сохранило все институты государственности". Увы, все произошло с точностью до наоборот. Польские паны и ксендзы где силой, где подкупом, где лживой пропагандой изменили в Русской Литве всё - язык, письменность, религию, одежду, систему образования и т.д.

Как советские, так и белорусские националистические историки скрывают от народа то, что на территории нынешней Белоруссии уже с конца XVII века образовались фактически две нации - дворянство и крестьяне. Причем крепостное право в ВКЛ и Речи Посполитой приобрело самые жесточайшие формы. Русским помещикам еще по Уложению Алексея Михайловича законом запрещалось убивать своих крепостных. Зато в белорусских имениях конца XVIII века повсюду стояли виселицы и колья для провинившихся хлопов.

Паны, в том числе и прямые потомки русских князей и бояр, с середины XVII века полностью забыли русский язык и говорили исключительно по-польски и изредка по-французски. Дворяне были на 100% католиками и считали себя этническими поляками. Хлопы же продолжали говорить по-русски и исповедовать православие. Однако значительная часть крестьян и мещан была насильственно обращена в униатство. Постепенно простонародная мова разбавлялась полонизмами, и начал формироваться белорусский язык.

Вообще термин "Белая Русь", как писал доктор исторических наук Борис Флоря, впервые появляется в сочинении византийского хрониста второй половины XV века Лаоника Халкокондила. Такие города, как Москва, Тверь, Киев, он относит к "Черной" Сарматии (так хронист называет Русь), а территорию Новгородской земли обозначает, как Сарматию "Белую". И лишь позже Белой Русью стали именовать северо-восточные территории Речи Посполитой.

В конце XVI века в правление Сигизмунда III Польша и Литва вступили в новую эпоху. Этот король Речи Посполитой из шведской династии Ваза ухитрился насмерть поссориться со Швецией, а в Смутное время он на много столетий, если не навсегда, поссорил поляков с Россией.

Внутри страны Сигизмунд III объявил войну Православной церкви и казакам. Если раньше между русскими, литовцами и ляхами шли споры за различные привилегии, то теперь вопрос стоял по-другому - быть или не быть православной вере, русскому языку и вообще русским людям. У них оставалось три выхода: погибнуть, ополячиться или сломить шею Речи Посполитой.

Обратим внимание на герб этой державы в царствование Сигизмунда III. По краям он обрамлен гербами земель, входивших в состав Речи Посполитой. Среди них Великая Польша, Малая Польша, Литва. И это понятно. Но затем идут Швеция, Россия (причем не кусками, а целиком), Померания, Пруссия, Молдавия, Валахия и т.д. Это сохранится и в последующие века. Даже во времена Пилсудского Польша имела территориальные претензии по всему периметру своих границ - к Литве, вольному городу Данцигу, Германии, Чехословакии и СССР.

Неотвратимый крах


Однако Речь Посполитую погубили не столько территориальные претензии, сколько шляхетская "вольность". Частные армии польских магнатов зачастую были сильнее королевского войска. Хуже того, эти частные армии постоянно вели частные войны с соседями Речи Посполитой. Так, с 1583-го по 1609 год между Россией и Речью Посполитой был "вечный мир". Но это не мешало литовскому магнату Адаму Вишневецкому с 1590-го по 1603 год воевать с русскими царями Федором Иоанновичем и Борисом Годуновым за городки Прилуки и Сиетино. А уже в августе 1604 года рать Юрия Мнишка форсировала Днепр севернее Киева, ведя на Русь Гришку Отрепьева.

Денис Кмитец и его единомышленники твердят о геноциде белорусского народа, якобы учиненном войсками царя Алексея в ходе "агрессии" 1654-1667 годов. На самом деле эти потери - дело рук не столько русских или польских войск, сколько частных армий местных панов, которые по пять и более раз переходили с одной стороны на другую, а то и просто вели "междусобойчики".

Война же в Речи Посполитой началась не в 1654 году, а в 1648-м, то есть на шесть лет раньше. Пан Чаплинский нанес жестокую обиду Богдану Хмельницкому. Тот поехал жаловаться королю, но королевская власть была бессильна против магнатов, и старый Владислав IV лишь сказал Богдану: "У тебя что, сабли нет?!" И пошло-поехало...

Тишайшего Алексея Михайловича с трудом втянули в войну. Любопытно, что и после 1654 года русские войска отсутствовали в Речи Посполитой иной раз по году и по два, а сражались лишь гетманы и паны между собой с превеликим ожесточением. Так что претензии по поводу геноцида совсем не по адресу...

...Белоруссия стала независимым государством в 1991 году. При этом кой-кому не понравилось быть... белорусами, и они объявили себя литвинами. Движение "литвинов" в бывшей советской республике ширится. При этом возникают различные течения. Так, некоторые персонажи считают литвинами всех этнических белорусов, зато другие доказывают, что "литвины" проживают лишь в западных областях Белоруссии, а на востоке обосновались замаскированные злыдни-москали, а главный атаман у них - батька Лукашенко. Эти персонажи слово "белорус" воспринимают не иначе как "неполноценный рус".

В 2000 году в городке Новогрудке 25 "литвинских комиссаров" в местной пивной подписали "Акт объявления существования литвинской нации". "Комиссары" решили создать литвинский язык, естественно, с использованием латиницы, а не кириллицы, и требовать национальной независимости Литвинского государства.

http://nvo.ng.ru/history/2006-09-22/5_kmitec.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме