itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Как Библия спасла Запад от коммунизма

Макс Вебер о социальном действии христиан

0
189
Время на чтение 6 минут
Как и сто лет назад, книга Макса Вебера учит находить религиозную мотивацию для эффективного труда на благо родины.

Совсем краткий курс

В том, что на рубеже XIX-XX вв. подметили марксисты (насчёт эксплуатации народа, смены общественных формаций, империализма как последней стадии капитализма и т. д.), было много верного. Теоретики марксизма - не будучи пролетариями - назначили пролетариат на роль гегемона истории, провозгласили необходимость классовой борьбы на уничтожение и пообещали новый рай - коммунизм. Марксисты разоблачили религию как "опиум для народа", как ложное компенсаторное средство для угнетённых.

Проглядели марксисты лишь одно: что по вечерам в миллионах протестантских домов разного достатка в Северной Европе и США отцы семейств с Библией в руках тихо объясняли своим детям, что такое хорошо и что такое плохо и почему надо выполнять заповеди Божии (Голливуд, увы, фильмов на эту тему не снимал). Потому что никакие экономические теории и ноу-хау сами по себе ничего не значат, если у народа нет изначальных этических ценностей, которые принимаются на веру и необходимость которых наука доказать не в состоянии - добро и зло, как известно, не научные категории. Именно благодаря этим ценностям классовые конфликты, которых Запад тоже не избежал, не оказались для него смертельными и социальное развитие общества шло эволюционно.

Марксистские режимы, напротив, повсеместно и с видимой закономерностью несли народам несчастья. После краткого периода эйфории и даже некоторого народного энтузиазма, иногда не сразу, по прошествии времени, "почему-то" происходило всегда одно и то же: возвращение к анархии с последующей диктатурой, вождизм, тотальная коррупция, самодурство, шариковщина и ложь, пронизывающая все сферы жизни.

Выяснилось, что марксисты были правы в деталях, но ошиблись в главном. Без осознанного примата духовного начала над материальным, без веры, без волевых усилий, направляющих общество в сторону этических ценностей, и чечевичной похлёбки на всех не хватит, а уж о всеобщем благосостоянии и говорить не приходится.

Атеизм-материализм учил, что главное - материя, товары и для их создания нужно развивать средства производства и производственные отношения... и одновременно быть альтруистом, то есть идеалистом. Такой мировоззренческий мутант оказывался нежизнеспособным, так как был противен природе человека. Ведь материалист - это извращённый идеалист. Не получится верить в материю и при этом жить по заповедям Божиим. Рано или поздно устанавливается связь между образом мысли и образом поведения. По законам духовной природы человека и общества для избравших марксизм наступало не изобилие, а обнищание (вопреки теории, материя в виде товаров исчезала с прилавков).

А всё потому, что квазинаучная теория была построена на ложной предпосылке примата материального начала над духовным. Чтобы залатать прорехи теории, привлекали диалектику, лукавый релятивизм и прочее идеологическое трюкачество. Но никакие заклинания и целых три закона диалектики не помогали. Выяснилось также, что невульгарного материализма не бывает. Существуют законы физические и законы духовные. Отказавшись от свободы ради чечевичной похлёбки материализма, коммунизм подписал себе смертный приговор, оказался настоящим "цианистым калием для народа". Он всё ещё теплится на Западе в умах некоторых кокетничающих левизной профессоров, но это уже вторичный субкультурный эффект - не более того. В Северную Корею, например, этих профессоров никакими коврижками уже не заманишь.

Дух первичен - материя вторична

Главный принцип экономического развития лежит в этической сфере, которая, как известно, тесно связана с моральными ценностями, то есть с верой, мировоззрением, жизненной ориентацией в целом. Люди очень разные: один ради денег мать родную не пожалеет, другой готов пожертвовать собой за свои принципы. Оказывается, вера в Бога - не только утешение для сирых и убогих, но и мощный побуждающий фактор для сильных. Как писал Макс Вебер в начале своей книги, "стремление к наибольшей денежной выгоде само по себе не имеет ничего общего с капитализмом".

Этой книге Вебера - "Протестантская этика и дух капитализма" ("Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus"), самому известному социологическому трактату, в этом году исполняется 101 год. Его гипотеза стала серьёзной альтернативой модному в то время марксизму, привлекавшему неглубокие умы своей простотой и псевдоочевидностью. По Веберу - всё иначе, сложнее. Христианство, убеждает он, может быть мотивирующим фактором в активной жизнедеятельности. Вебер предложил идею: именно христианство в его протестантской разновидности сделало возможным появление современного капитализма, положившего начало обществу всеобщего благоденствия, куда сегодня стремятся люди со всего мира. В центре внимания Вебера - протестантизм со всем его моральным, волевым и аскетическим пафосом. Это светское христианство людей твёрдой морали, вынесших строгость моральных принципов из монастырей - в мир. И созидание благополучия мира стало восприниматься ими как сверхзадача христианина.

Кроме того, кальвинистская доктрина предопределения побуждала верующих демонстрировать свою богоизбранность успешной предпринимательской деятельностью, умножением благ земных. Отсюда - знаменитая трудовая этика протестантизма, в наибольшей степени развитая в кальвинизме (современное реформатство). Важно также, что усердный труд в любой сфере стал цениться сам по себе, а не только по его результатам. Были важны именно волевые усилия в этом направлении. Труд стал пониматься как христианский долг, а вся жизнь - как служение высшему началу - Христу.

Осознавшие себя спасёнными, освобождёнными от греха Христом, благодарные христиане развили небывалую энергию творчества, что, по Веберу, и создало современное западное общество. Было преодолено аристотелевско-средневековое учение о том, что человеку не следует приобретать больше богатства, чем это необходимо для достойной жизни, следует лишь достойно вписываться в универсум. Избыточность творческой энергии христиан, а не их корысть - вот что породило США (это самый яркий пример), которые, в свою очередь, помогли послевоенным Германии, Японии, Южной Корее и другим "юго-восточным тиграм".

Какое христианство лучше?

Могут спросить: разве христианство не везде одинаково? Выясняется, что нет. Самые развитые страны - протестантские, менее развитые - католические, ещё менее - православные. Вера тесно связана с мировоззрением, которое определяет уклад, стиль жизни. Какова вера - такова и жизнь. Согласно М. Веберу, на Западе произошло счастливое соединение традиционных, библейских этических ценностей с культурой рационального осмысления проблем, и это сочетание породило социальные действия, направленные на достижение общего блага. Рациональная методология была известна и в других странах, а основные этические заповеди мировых религий примерно одинаковы - но в западном христианстве были две важные особенности: иное, более персоналистическое понимание личности (отсюда - важность прав человека) и иной, более универсальный тип рациональности. Это благоприятное сочетание и создало на библейской основе знаменитую протестантскую этику.

У католиков уважение к личности, сотворённой по образу и подобию Божию, - на особом месте; у них есть философия неотомизма, универсальной рационализации; выработана изощрённая правовая и иная культура; католические монастыри дали Европе университеты и множество учёных. Однако психология гармоничного вписывания в универсум недостаточно побуждала католиков к избыточной, как им представлялось, творческой деятельности. Следует сказать, что современные католики многому научились у протестантов, провели мягкую реформацию на Втором Ватиканском Соборе (1962-1965), развили социальную доктрину, посвящают целые конференции осмыслению духовных оснований и мотиваций труда.

В православии рациональная методология отсутствует (вместе с соответствующей философией), богословских факультетов в российских университетах не было, концепции социального действия (термин М. Вебера) также нет. Библейские ценности, таким образом, "повисают в воздухе", их хватает в лучшем случае на личную аскезу и храмовое благочестие, что со светским трудом, в миру, никак не связано.

В 2000 г. Русская Православная Церковь приняла Социальную доктрину (см. "ИиЖ" N 2/01. - Ред.), не хватает лишь механизма, который привёл бы эту доктрину в действие. Одних деклараций недостаточно, чтобы от созерцательного типа духовности перейти к деятельному. Труднее всего найти религиозную мотивацию для светской деятельности. В православных монастырях трудовая этика часто не уступает протестантской. Проблема в том, чтобы и работу в миру христиане понимали как призвание от Бога. Кое-какие положительные сдвиги, конечно, имеются. В некоторых университетах стали образовываться теологические факультеты, но сдвиги в общественном сознании, как известно, происходят медленно.

Эта тема более чем актуальна для России, ведь она на одном из первых мест в мире по преступности, коррупции, убийствам и абортам, которые тоже - убийство. А по уровню благосостояния - на одном из последних мест. Всё это не случайно - по степени атеизации населения наша страна, увы, "впереди планеты всей".

Человек, единственное существо, способное поднять взор к небу, сотворён по образу и подобию Бога, значит, наделён свободной волей, разумом, стремлением к добру. Человек несёт ответственность за творение, за окружающий его мир. Если он осознает себя в таком качестве, то создаст и трудовую этику, и благоустроит мир вокруг себя.

Обобщим: материализм как социальная философия ведёт к обнищанию; идеализм же в форме, например, протестантизма - к экономическому развитию, что и доказывает Вебер. Так же считал и прот. Сергий Булгаков, называя такой идеализм деятельным.

Конечно, христианство - это более чем идеализм. С философской точки зрения - это персонифицированный идеализм. С мистической - это укрепляющая людей благодать. Увидеть связь между верой во Христа и честным и интенсивным трудом не так легко. Макс Вебер эту связь увидел. Поэтому нелишне и нам сегодня обратиться к поучительной книге Макса Вебера. †

http://istina.religare.ru/material291.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Вениамин (Новик)
Великая ложь нашего времени
Некоторые тезисы по поводу теории Дарвина
09.03.2007
Аргументы без фактов
Эволюционная теория в лучшем случае - всего лишь гипотеза
02.08.2006
Антислово
Взгляд на сквернословие с религиозной точки зрения
17.05.2006
Все статьи Игумен Вениамин (Новик)
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:34
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25