Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свою историю нужно уважать

Виктор  Геманов, АиФ Петербург

21.09.2006

В Петербурге второй год подряд вручается Всероссийская литературная премия "Александр Невский", призванная поддержать интерес к отечественной истории.

Отношение к ней у россиян меняется с плюса на минус с легкостью необыкновенной. То мы кичились "героическим прошлым", то стали его стыдиться. Традиция сохраняется лишь в том, что выдающиеся личности остаются непризнанными при жизни, на пьедестал их возносят посмертно. Случается, что и потом вокруг имени не прекращается борьба. Яркий пример - судьба Александра Маринеско. Калининградский писатель капитан 2-го ранга в отставке Виктор Геманов написал книгу "Триумф и трагедия подводника Александра Маринеско", она стала номинантом премии, а Геманов был награжден именным кортиком Главкома ВМФ Владимира Масорина.


Столкновение с лауреатом

- Виктор Степанович, имя Маринеско продолжает вызывать неоднозначные реакции?

- Даже на международном уровне. У меня было столкновение с лауреатом Нобелевской премии Гюнтером Грассом! Он приезжал в Калининград с книгой "Траектория краба", в которой описал катастрофу лайнера "Вильгельм Густлов", потопленного подлодкой "С-13". Я прочел этот роман, Бог ты мой, какая там грязь, сколько ошибок! На встрече Грасс брякнул (извините за выражение!): "Подвиг ли это, потопление "Густлова"? Почему Маринеско присвоили звание Героя Советского Союза? Зачем поставили ему памятник?" Пришлось ответить пословицей: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят", а еще сказать заслуженному писателю, что если уж он берется за историческую вещь, называет фамилии, приводит факты, нужно все проверять. А его позиция? Он подробно пишет о том, как тонули дети: Кто же кроме самих фашистов виноват, что на военном корабле оказались дети, женщины и старики! Но на "Густлове" были и сто экипажей для новых подводных лодок, с помощью которых Гитлер планировал тотальную подводную войну, выбивание из игры Англии, а потом Америки.

На обсуждении книги Грасса выступил немец, бывший подводник: "Я бы тоже торпедировал военный транспорт. Как еще должен действовать командир?" Зато один наш деятель культуры понес такую ахинею против Маринеско, что мне захотелось плюнуть и сказать: "Да ты же не российский мужик! Что ты лижешь иностранцам подметки?"

Гонения на автора

- У вас были неприятности из-за книги?

- Первую книгу о Маринеско я написал еще в 1970 году. Она вообще оказалась первой, посвященной подвигу "С-13". Неприятности были, но была и радость: в Ленинграде в Клубе моряков собрали 700 подводников - они все высказались, что в книге нет ни слова неправды.

- Как вы этого добились? Достоверность - большая проблема исторической литературы.

- Из 47 человек экипажа я нашел 43 - четверо к тому времени уже умерли, как и сам командир, скончавшийся в 1963 году.

У меня был такой метод: задавал один и тот же вопрос об одном и том же факте четверым. Если как минимум трое говорили одинаково, значит - достоверно. После выхода книги хлынула лавина писем, что-то невообразимое! Я узнал такие новые подробности, что в 1976-м напечатал дополненное издание. Но в 80-е начались новые гонения на Маринеско, меня вызывали в особый отдел, в политуправление. Горькими были 1988-1989 годы - лилась грязь на Маринеско даже в центральной военной газете "Красная звезда", даже в нашей флотской, в которой я служил. Мне выговаривали: "Ты за что взялся!?" - "Я взялся приподнять нашу славу, а вы ее губите". Ушел из газеты, хлопнув дверью.

Мы, единомышленники, создали комитеты в защиту Маринеско в Ленинграде, Одессе, Калининграде и Мариуполе и еще 14 групп содействия. Собрали более 110 тысяч подписей, чтобы разобрались, воздали должное подвигу. И вот в 1990 году вышел указ о присвоении Маринеско звания Героя Советского Союза.

- Справедливость окончательно восторжествовала?

- Нет, потому что командир неразрывно связан с экипажем, а экипаж так и не получил звания гвардейского. Кроме того, награды поначалу предусматривались очень высокие: командиру - Героя, старпому - орден Нахимова, остальным - ордена Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. А получили на две-три ступени ниже. За что были обижены люди? Значение подвига каждого моряка так до конца и не оценено. Тем нужнее честная историческая книга.

Наказание свыше?

- Приходит в голову мысль, что трагизм судьбы Маринеско - это наказание "свыше", ведь "С-13" потопила 12 тысяч человек.

- Совершенно не согласен. Боевые действия не зависят от личности исполнителя, тут нет злого умысла, а есть стечение обстоятельств. От командования радиограмма на подлодку была такая: "Начинается бегство фашистов из Восточной Пруссии: В первую очередь топить крупные боевые корабли и транспорта". Дело командира - исполнять приказ. Он его исполнил, причем риск для самой "С-13" был почти стопроцентным, чудо, что Маринеско сумел вывернуться.

- В тяжелой судьбе не может не быть личной вины.

- Маринеско не был военным человеком до мозга костей, у него оставались привычки гражданского моряка: видит, что не так, прямо в лоб начальству и говорит: А какой начальник легко это воспримет? И еще страшная ошибка, кстати, об этом он сказал своей старшей дочери в госпитале накануне смерти, что его до последнего дня мучает то, что случилось в Турку - когда он загулял и остался на две ночи у шведки. За такое можно было попасть под трибунал и под расстрел в 24 часа. Но отцы-командиры сумели перебороть себя, командующий флотом сказал: "Гоните его в море, вернется - разберемся". Он вернулся, потопив "Густлова" и крейсер "Генерал фон Штомберг".

Подводник - великая честь

- Как получилось, что вы взялись за книгу о Маринеско?

- Я был офицером-надводником Тихоокеанского флота, прибыл в Ленинград как слушатель высших спецклассов ВМФ в 1959 году. Учился на пятерки, поэтому меня перевели в подводники, что было великой честью! Как-то к нам приехали - как нам сказали - три виднейших подводника Балтики. Герои Советского Союза Лисин, Калинин и третий - в потертом пиджачке, с орденом Ленина. Его представили так: "Капитан третьего ранга запаса Александр Иванович Ма:". Тут ведущий закашлялся и скомкал фамилию. Встает человек - сухощавый, чуть ниже среднего роста, скуластый, молча нам кланяется. Ничего не рассказывал. Я после подошел: "В чем заключается ваш подвиг?" - "Лайнер потопил: Сколько вокруг этого всего было!" - и махнул рукой. Я и понятия не имел, что за лайнер, и фамилию не переспросил. Получив назначение замполитом на подлодку, стал изучать историю Балтики. И только в одной брошюрке политуправления прочел 12 строчек о том, что Маринеско потопил крупнейший лайнер фашистской Германии, и там объявили трехдневный траур, как по Сталинграду!

- Все-таки трудно примириться с тем, как обошлась с героем родина.

- Простые моряки считали его богом войны, называли батей. Ой, как трудно такое отношение завоевать! Он был умница великий. В своей книге я хотел показать, за что Маринеско если не любить, то уважать. Мне кажется, и к истории надо относиться так же.

Елена ПЕТРОВА

http://spb.aif.ru/issues/683/10



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме