itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

СНГ: к новым формам военного сотрудничества

0
155
Время на чтение 8 минут
Этот комплекс зданий на Ленинградском проспекте известен далеко за пределами российской столицы. Построен он был в середине сороковых годов прошлого века по распоряжению Василия Сталина для ВВС страны, и поэтому главный корпус комплекса сверху по форме напоминает самолет. Однако вскоре и надолго он был занят под штаб Объединенных вооруженных сил бывшего Варшавского договора. После роспуска этой организации "хозяином" комплекса стал Штаб по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ, который к концу 2005 года был расформирован. С начала нынешнего года правопреемником Штаба КВС СНГ стал секретариат Совета министров обороны государств - участников СНГ. О том, насколько секретариату СМО СНГ удалось выполнить задачу как правопреемнику штаба, и о проблемах военного сотрудничества стран СНГ наш корреспондент беседует с секретарем Совета министров обороны государств - участников СНГ генерал-лейтенантом Александром СИНАЙСКИМ.

- Александр Сергеевич, год назад Совет глав государств СНГ своим решением определил секретариат Совета министров обороны государств - участников СНГ правопреемником Штаба КВС СНГ. Давайте напомним читателям, чем это вызвано.

- Объективные условия развития многостороннего сотрудничества стран СНГ привели к тому, что ряд государств, прежде всего объединенных в формате Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), стал решать вопросы своего взаимодействия более предметно, более конкретно, на более продвинутом уровне. Остальные шесть государств оказались менее готовыми к такому сотрудничеству. В результате в 2002 году было принято решение о создании Объединенного штаба ОДКБ, который стал аккумулировать на себя значительную часть вопросов военного и военно-технического сотрудничества. А в формате СНГ сохранились те темы, которые были интересны всем 12 государствам. Поскольку задач у ШКВС оказалось гораздо меньше, чем решались им ранее, было принято решение отказаться от этой структуры, а ее функции передать секретариату Совета министров обороны. Таким образом, он стал правопреемником ШКВС.

- Сегодня довольно часто можно услышать, что военное сотрудничество стран СНГ, да и само Содружество изжили себя. Вот и на последний неформальный саммит СНГ приехали не все главы государств Содружества. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Конечно же, я не согласен с такими заявлениями. Не стану говорить обо всем спектре сотрудничества в рамках СНГ, остановлюсь только на его военной составляющей. Так вот, военное сотрудничество развивается по трем основным направлениям. Это прежде всего военно-политическое взаимодействие. В нем заинтересованы все государства. Даже нейтральная Туркмения, которая в ряде случаев, когда это выгодно, принимает участие в рассмотрении вопросов. То есть военно-политическое сотрудничество актуально и востребовано. Следующее направление - военно-техническое сотрудничество. Естественно, в формате ОДКБ эта работа ведется более конкретно, так как там существуют значительные льготы. А у нас она строится на принципах экономической заинтересованности и в основном на базе российских возможностей. Тем не менее ВТС сохраняет свою актуальность, но развивается по мере появления заинтересованности того или иного государства в разработках каких-то новых моделей, модернизации, ремонте или утилизации военной техники и вооружения.
И, наконец, само военное сотрудничество. В формате СНГ здесь сохранились те сферы, которые затрагивают интересы гораздо большего числа государств Содружества. Например, объединенная система ПВО. Соглашение о взаимодействии в ее рамках подписали 10 государств. Формально к нему не присоединились Азербайджан и Молдавия, но и они ни одного мероприятия из проводимых ОС ПВО не пропустили. Или взять миротворчество. Мы имеем исторический пример успешного проведения миротворческой операции в Таджикистане, где благодаря усилиям миротворцев Содружества был достигнут положительный результат, аналогов которому не так уж много в современной международной практике. Сегодня под флагом СНГ проводится миротворческая операция по поддержанию мира в зоне конфликта в Абхазии. Как правопреемник ШКВС секретариат СМО СНГ обеспечивает оперативное руководство миротворческой операцией, так как мандат командующего КСПМ продлевает Совет министров обороны.
Если далее говорить о военном сотрудничестве, то большое место в нем занимает обеспечение безопасности полетов в формате реализации программы системы госопознавания воздушных, наземных и морских объектов. Это соглашение охватывает, по существу, все государства Содружества, хотя формально его подписали 10 стран. Этот вопрос постоянно находится в сфере деятельности секретариата СМО СНГ. Проводятся регулярные тренировки по обеспечению взаимодействия, что позволяет сохранить тот уровень, который предъявляется к этой сфере боевого обеспечения.
Это касается и объединенной системы связи государств Содружества. Например, Молдавия, которая раньше не присоединялась к этому соглашению, затем все же его подписала. Это произошло после того, как в 2001 году в республике разразились природные катаклизмы и потребовалась экстренная помощь, а это можно было сделать, имея единую связь. Сегодня в рамках Содружества много делается по унификации и модернизации существующих средств связи.
Важное место в военном сотрудничестве занимает работа с личным составом. Это прежде всего решение вопросов социальных и правовых гарантий военнослужащих, оказание не только консультативной, но и практической помощи в разрешении проблем, связанных с обеспечением прав военнослужащих и членов их семей, которые находятся на территории другого государства. Взаимодействие здесь осуществляется со всеми заинтересованными государствами. Не теряет своей актуальности и работа с ветеранами. Ведь в каждом государстве Содружества существуют ветеранские организации, деятельность которых нуждается в координации и поддержке со стороны руководителей военных ведомств. Сюда входит и работа мемориалов, призванных сохранять добрую память о воинах, павших во время Великой Отечественной войны. На территории четырех государств СНГ находятся массовые захоронения, продолжается поиск павших без вести.
Существует еще ряд направлений военного сотрудничества, в которых работа, смею вас заверить, ведется также весьма интенсивно. Так что все разговоры о том, что кто-то или что-то там себя изжили, считаю несостоятельными.

- И все же если взять военное сотрудничество на постсоветском пространстве, то некоторым может показаться, что СНГ и ОДКБ, секретариат, возглавляемый вами, а также ОШ ОДКБ дублируют друг друга...

- Опять же я не согласен с такой точкой зрения. Я не вижу здесь никакого дублирования, так как если СНГ работает шире, то ОДКБ - глубже. И вообще мне больше импонирует точка зрения "и - и", а не "или - или". При таком подходе сохраняется максимум возможного для контактов и сотрудничества. Хочу также отметить, что между СМО СНГ и СМО ОДКБ подписан протокол о взаимодействии. Мы взаимно участвуем во всех совместных мероприятиях. По большому счету СМО СНГ является хорошим фундаментом для функционирования СМО ОДКБ.

- А на каких принципах функционирует секретариат СМО СНГ?

- Если работу Совета глав государств, Совета глав правительств и глав внешнеполитических ведомств стран СНГ обеспечивает исполнительный комитет СНГ Содружества, то Совета министров обороны - его секретариат. Официально в Совете министров обороны, который является уставным органом Содружества, входят 9 членов. Молдавия, Туркменистан и Украина - ассоциированные члены, то есть они принимают участие в тех заседаниях, которые считают для себя интересными.
Секретариат СМО СНГ формируется на базе российских военнослужащих, но формально любое министерство обороны Содружества имеет право быть представленным в нем. Пока этой возможностью воспользовался лишь Азербайджан. Секретариат финансируется за счет долевых взносов из единого бюджета Содружества по статье "Международная деятельность". То есть мы можем иметь столько людей, сколько можем обеспечить в финансовом плане.
Для практического взаимодействия созданы рабочие органы на временной основе. Это комитет начальников штабов, военно-технический комитет, координационный комитет по вопросам ПВО и так далее. Всего 9 комитетов. Все они работают в соответствии с планом, утвержденным СМО. Секретариат выполняет функции планирования, организации и контроля за работой органов, созданных на временной основе, а также анализирует и организует техническое обеспечение СМО.
На основе плана рабочие органы представляют проекты документов. Они направляются в министерства обороны государств Содружества, которые рассматривают их и представляют свои соображения. Секретариат их анализирует, дорабатывает и представляет на рассмотрение СМО. Каждый сотрудник секретариата одновременно является и секретарем временно созданного рабочего органа.

- Прошел год. Как вы считаете, удалось секретариату заменить ШКВС, который представлял собой довольно громоздкую структуру, или нет?

- Уточню, прошел год с момента принятия решения. А в качестве правопреемника ШКВС мы выступаем с января 2006 года. За это время нам удалось реализовать все мероприятия, предусмотренные планом работы СМО на 5 и 10 лет. Мы наладили работу органов, созданных на временной основе. В частности, в марте в Санкт-Петербурге состоялось заседание комитета начальников связи вооруженных сил государств - участников СНГ. В нем приняли участие члены комитета и полномочные представители министерств обороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, а также представители секретариата СМО СНГ. В качестве наблюдателя принял участие представитель министерства обороны Украины. На заседании были рассмотрены и одобрены основные руководящие документы и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность вооруженных сил государств Содружества в области связи, намечены планы проведения совместных тренировок по связи и утвержден план работы комитета на 2006 год.
А в апреле в секретариате СМО СНГ состоялось очередное заседание комитета руководителей органов по работе с личным составом (воспитательной работы) министерств обороны государств Содружества. В нем приняли участие представители министерств обороны Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Украины. Были обсуждены и одобрены проекты модельных концепций о социальной помощи и реабилитации военнослужащих и членов их семей, о взаимодействии органов военного управления вооруженных сил с религиозными объединениями и организациями в интересах духовного и нравственного воспитания военнослужащих и членов их семей, рабочих и служащих вооруженных сил государств - членов СНГ.
Проведен также ряд других заседаний комитетов. 31 мая в Баку состоялось 50-е юбилейное заседание Совета министров обороны государств - участников СНГ. В соответствии с повесткой заседания было рассмотрено более двадцати вопросов по разным направлениям взаимодействия министерств обороны. По результатам обсуждения были приняты конкретные решения, направленные на дальнейшее развитие сотрудничества государств Содружества в военной сфере. Был рассмотрен вопрос о реализации Концепции военного сотрудничества государств - участников СНГ до 2010 года. В ходе заседания министры обороны внесли изменения и дополнения в Положение о секретариате СМО СНГ, установили порядок его комплектования, определили единый статус рабочих органов СМО, действующих на временной основе, а также решили ряд кадровых и процедурных вопросов.
Сейчас секретариат готовит спланированные на октябрь заседания Комитета начальников штабов и Военно-технического комитета вооруженных сил государств - участников СНГ. Готовится также проведение очередного заседания Совета министров обороны, которое состоится в ноябре в Минске.
Мы ищем и новые формы военного сотрудничества. В частности, намерены организовать взаимодействие в формате информационных служб. Это востребовано временем. Поэтому руководители информационных служб будут собираться на регулярной основе и вырабатывать совместные направления по информированию вооруженных сил своих государств о направлениях деятельности Содружества. В интересах этого дела хотелось бы более интенсивно задействовать и "Красную звезду", которая по-прежнему пользуется огромным авторитетом в странах Содружества. По собственному опыту знаю, что ее весьма и весьма активно читают в вооруженных силах стран СНГ.
Другое перспективное направление - защита окружающей среды. Работа экологов, прежде всего российских, вызывает интерес в вооруженных силах государств Содружества. Поэтому мы намерены организовать встречи руководителей этих служб и обсуждать интересующие всех вопросы.
Все это позволяет мне сказать, что тот уровень взаимодействия, который требуется для правопреемственности, нам удалось сохранить.

http://www.redstar.ru/2006/09/21_09/3_01.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Кузарь
Все статьи Владимир Кузарь
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09