Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Пять по православию

Камилла  Нигматуллина, Невское время

Основы православной культуры / 19.09.2006


Нужно ли преподавать религию в школах? …

Школьники Белгородской, Калужской, Рязанской и Смоленской областей 1 сентября увидели в расписании уроков новый предмет. Если бы он назывался "Урок здоровья" или "Экономика России", то вряд ли кто-нибудь удивился этому. Однако называется он "Основы православной культуры" (ОПК), а потому общественность раскололась надвое, если не на больше частей. Это задело всех: от религиозных деятелей до парламентариев. Православные радикалы столкнулись с радикалами либеральными, а умеренные представители обеих сторон вступили в затягивающуюся дискуссию.

ОПК - ЭТО НЕ ЗАКОН БОЖИЙ

Религиозное вмешательство в процесс обучения и воспитания, считают противники нового предмета, противоречит Конституции РФ, где говорится о многонациональном и многоконфессиональном народе, а также законодательству об образовании. Однако, как полагает, например, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков, введение предмета вполне законно:

- Эта дисциплина должна преподаваться в рамках курса "Основы мировых религий", где детям в одинаковом объеме расскажут и об исламе, и о буддизме, и о православии. А навязывать школьникам какое-либо одно религиозное течение антиконституционно.

И он, пожалуй, прав - назойливых проповедников любого учения в школы допускать не следует. Однако православная культура - это не Закон Божий, не литургика и не богословие. Это часть общей культурологии, истории России, этики, искусствоведения, с православием ребенок так или иначе сталкивается в произведениях русской литературы. Представители Московского патриархата считают, что сомнение в необходимости ОПК подобно противодействию урокам русского языка

Другой аргумент против преподавания предмета заключается в том, что качество учебников сомнительно. Действительно, количество пособий по ОПК растет, а хорошие учебники можно сосчитать по пальцам. Но так можно сказать в принципе о любом школьном пособии.

Еще один контраргумент озвучил Павел Крашенинников, председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству:

- Я не понимаю, как за духовную вещь ставить оценку! Для меня это удивительно. Может быть нанесен урон именно вере!

Однако оценивают же как-то способности детей, которые не умеют петь, на уроке музыки...

НЕ ХВАТАЕТ КАДРОВ И УЧЕБНИКОВ

Похоже, единственное положение, с которым согласны обе стороны, касается кадрового дефицита. Ответственность ложится не только на плечи авторов учебника, но и на учителя, от личности которого и зависит эффект преподавания православной культуры. Заставить преподавателя любой гуманитарной дисциплины взять в нагрузку еще один предмет - значит провоцировать этого учителя на халтуру. Даже заинтересованный в предмете педагог может столкнуться с нехваткой знаний или времени для подготовки.
Собственно, по мнению известного миссионера диакона Андрея Кураева, школьная система способна загубить любой предмет, тем более - гуманитарный. Обязаловка всегда вызывает негативную реакцию. Один из петербургских православных сетевых публицистов полемически назвал насаждение православной культуры сверху попыткой крестить мертвых, имея в виду косность все еще советской школьной системы. Поэтому, наверное, остальные регионы предпочитают преподавать ОПК факультативно.

В некоторых школах Свердловской области как альтернативу преподают "Уроки добра", разработанные епархиальным отделом. В такой интерпретации предмет получает скорее воспитательную функцию, чем образовательную, если речь вести о культурологии. Защитники ОПК делают акцент на том, что новый предмет дает не столько знания, сколько нравственные начала.

Введение нового предмета обрадовало католиков, насторожило мусульман, которые спешно решили разработать курс основ исламской культуры, и до глубины души возмутило еврейскую общину. Примирить их всех рады бы и в Министерстве образования, и в правительстве. Однако пока что инициатива сверху проявляется только в отношении основ православной культуры. Никаких других учебников нет, курс "Истории мировых религий" еще только готовится в Минобразования.

Впрочем, есть мнение, что, по большому счету, традиционные мировые религии содержат в себе некоторый набор бесспорных общечеловеческих ценностей. Так что к преподаванию православной культуры и иудеи, и мусульмане, и христиане могут относиться одинаково положительно. Но пока особого единодушия что-то не заметно...

ПИТЕР ПОКА В СТОРОНЕ

В отношении любого конфликта Петербург обычно сохраняет хладнокровие. Вряд ли ОПК когда-либо введут здесь в обязательном порядке, потому что северная столица многонациональна и многоконфессиональна в самом ярком проявлении. Пока что эта дисциплина преподается в некоторых школах (их не больше трех) факультативно, на личной инициативе и энтузиазме педагогов.

Например, средняя школа N 138 Калининского района по благословению митрополита Владимира носит имя святого князя Александра Невского, в одной из рекреаций даже действует храм. При этом школа не является православной гимназией. Уроки проводятся на добровольной основе в младших классах, дети приходят почти в полном составе и с удовольствием участвуют в подготовке праздничных мероприятий (рождественских, пасхальных). Однако три года назад название "Основы православной культуры" изменили на "Истоки" по одноименному учебному пособию, которое оказалось просто лучше учебников по ОПК.

- В имени нашей школы наиболее полно выражается наша дерзкая попытка соединить в сознании учеников современные передовые знания с животворной духовной, историко-культурной традицией Русской земли. Мы искренне хотим, чтобы знания, полученные нашими детьми, прорастали деятельной к ней любовью, - говорит Александр Сафонов, директор школы N 138.

Кроме того, в городе действуют четыре средних учебных заведения с православным уклоном и воскресные школы, пока удовлетворяющие потребности юных горожан в глубоких знаниях православной культуры. И педагогов хватает только для тех, кто действительно хочет ее изучать.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Диакон Андрей КУРАЕВ:


- Задача ОПК - показать азербайджанским, китайским и другим детишкам, что православие не скопище диких абсурдов, что у нас есть логика, красота. Не будем закрывать глаза на то, что в этих семьях часто учат детей пренебрежительно относиться к русскому народу, русским женщинам, русскому языку, русской вере.

Сергей МИРОНОВ, спикер Совета Федерации:

- Я считаю принципиально необходимым преподавание в рамках школьного курса по истории Отечества истории становления и развития в России традиционных религиозных конфессий. Если молодые граждане страны не будут иметь четкого представления об этом, то это только усугубит сегодняшние проблемы в сфере межнациональных отношений.

Артемий СКРИПКИН, председатель отдела Петербургской епархии по делам молодежи:

- В Петербурге вряд ли когда-либо данный предмет введут в обязательном порядке, поскольку в наших методических отделах имеется много противников. Для меня это сложный вопрос - чего больше в обязательном преподавании ОПК: преимуществ или недостатков. Боюсь, пока что главной бедой является отсутствие квалифицированных кадров.

http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=251923835



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме