По предварительным данным ЦИК ПМР, положительно ответили на вопрос, поддерживают ли они независимость Приднестровской Молдавской Республики и ее будущее присоединение к Российской Федерации, более 97% жителей региона. Против - 2,3%. По второму вопросу о возможном отказе от независимости Приднестровья с последующим вхождением в состав Молдавии против высказались 94,6% принявших участие в референдуме.
Международные наблюдатели (более 130 представителей стран СНГ и Западной Европы), участвовавшие в мониторинге проведенного 17 сентября в Приднестровье референдума, выразили единодушное мнение, что "в ходе референдума нарушений принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании не выявлено", и подписали соответствующее совместное заключение, о чем сообщил руководитель группы экспертов Российского Общественного института избирательного права Игорь Борисов.
"Принцип проведения выборов избирательными органами в полной мере реализован, фактов влияния на их деятельность со стороны органов государственной власти ПМР и органов местного самоуправления не зафиксировано", - отмечается в документе.
"Нужно развиваться, нужно двигаться вперед. Сегодня формируется новая международная архитектура. И от нас зависит, какое место в мировом сообществе займет наша страна, с кем мы будем строить свое будущее".
Президент ПМР Игорь СМИРНОВ.
В ходе всенародного опроса, по мнению наблюдателей, "соблюдались принципы свободных и справедливых выборов, принцип открытости и гласности референдума в достаточной степени реализован, информация, в том числе официальная, о референдуме была доступна всем заинтересованным лицам".
Однако Молдавия, ОБСЕ, Европейский Союз и ряд других международных организаций заранее объявили референдум незаконным. Такую позицию наблюдатели от общественных организаций стран СНГ и Европы, которые приехали в Тирасполь, назвали "политикой двойных стандартов". Действительно, недавнее отделение Черногории от Сербии, предстоящий косовский референдум, да и в целом судьба некогда единой Югославии убедительно подтверждают, что старушка-Европа к одним из своих детей относится как к родным, а к другим - как к пасынкам.
Кстати, МИД РФ считает, что решение приднестровского руководства посоветоваться со своим населением необходимо рассматривать в контексте общего развития политической ситуации в регионе, где "открыто используются рычаги политического и экономического давления в нарушение основополагающих принципов ОБСЕ и достигнутых договоренностей в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию".
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров заявил, что к референдуму следует относиться "с позиции здравого смысла" и "без эмоций, которые не должны заслонять суть". А суть заключается в необходимости вернуться за стол переговоров в целях урегулирования конфликта, убежден российский министр. По его мнению, референдум - "это не попытка обострить ситуацию, а попытка привлечь внимание" к тяжелой ситуации в Приднестровье, которое находится в экономической блокаде.
Что касается позиции европейского сообщества, то мерить особой меркой тамошние политики намерены не только ситуацию в Приднестровье. Так, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис поспешил заявить, что Европа не признает и итогов референдума о независимости Южной Осетии. "Власти самопровозглашенной республики лишь понапрасну тратят время и силы, готовясь к ноябрьскому "референдуму о независимости", - заявил он в Страсбурге.
По его словам, "никто не признает результаты этого референдума" (напомним, что там население в ходе всенародного голосования, назначенного на 12 ноября, должно ответить на вопрос: "Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?"), в связи с чем Дэвис призвал власти Южной Осетии "возобновить содержательные переговоры с правительством Грузии с тем, чтобы найти мирный, приемлемый международным сообществом путь выхода из кризиса", от которого страдает стабильность всего региона.
Примерно ту же позицию занял и Евросоюз. Спецпредставитель этой организации по Закавказью Петер Семнеби отметил, что Евросоюз "признает территориальную целостность Грузии, поэтому результаты референдума в Южной Осетии не будут иметь для него никакого значения". В то же время он заявил, что "решение югоосетинского конфликта должно учитывать интересы граждан Южной Осетии" и что Евросоюз "обеспокоен ростом военных расходов в регионе Южного Кавказа".
"Мы стараемся повлиять на стороны, чтобы разрядить ситуацию, - сказал эмиссар ЕС. - Нужно препятствовать эскалации и новым военным акциям. Конфликты не должны решаться силовым путем, а только в рамках международного права". При этом Семнеби заметил, что "каждый народ имеет право на самоопределение и каждое государство - на территориальную целостность".
Поди тут разберись: как реализовать право на самоопределение, если итоги референдума никто в расчет принимать не хочет? Может, Евросоюз готов предложить какие-то свои рецепты "развода" с учетом всех принципов демократии?
Возвращаясь же к приднестровскому референдуму, стоит заметить, что в МИД России не разделяют позицию Кишинева и ряда столиц в Европе, поспешивших заявить о "нелегитимности" референдума в Приднестровье. Различные заявления о негативных последствиях плебисцита для перспектив решения приднестровского конфликта, подчеркнули на Смоленской площади, "отвлекают от главного - от необходимости скорейшей нормализации условий внешнеэкономической деятельности Приднестровья, к чему настойчиво призывает российская сторона, и восстановления переговорного процесса с участием Кишинева и Тирасполя с целью выработки всеобъемлющей и устойчивой модели политического урегулирования".
По мнению МИД, всенародный плебисцит определял прежде всего вопрос о приоритетной ориентации дальнейшего развития региона. "Решение приднестровского руководства посоветоваться со своим населением, - считают на Смоленской площади, - необходимо рассматривать в контексте общего развития политической ситуации в регионе, где в последнее время просматриваются попытки навязать унитарную модель урегулирования и произвольно сменить действующие механизмы обеспечения безопасности". При этом "открыто используются рычаги политического и экономического давления в нарушение основополагающих принципов ОБСЕ и достигнутых ранее в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию договоренностей".
Инициатива проведения референдума 17 сентября, считают в МИД РФ, "стала логическим следствием решения Кишинева и Киева в одностороннем порядке ужесточить режим доступа промышленных предприятий Приднестровья к внешним рынкам и фактически ввести их в правовое поле Молдавии". Возникшую ситуацию "большинство приднестровцев психологически восприняло как экономическую блокаду, которую по политическим мотивам многие в мире не хотели замечать".
Только благодаря принципиальной позиции России, оказавшей срочную помощь наиболее социально незащищенным слоям населения Приднестровья, считают в МИД, "удалось не допустить гуманитарной катастрофы и опасной дестабилизации на Днестре".
Что же касается "нелегитимности" и "провокационности" референдума, отказа признавать его результаты, то российские дипломаты напоминают политикам других стран, что "стремление выяснить позицию населения по принципиальным вопросам, непосредственно затрагивающим их судьбу, воспринимается в признанных демократических странах как важная правовая основа построения гражданского общества".
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей Миронов считает, что результаты состоявшегося в воскресенье референдума в Приднестровье свидетельствуют о том, что жители непризнанной республики проголосовали за стабильность и предсказуемость. "Референдум в Приднестровье, проведенный в условиях политической неопределенности и экономической блокады, стал формой публичного выражения мнения граждан, желающих стабильности и предсказуемости", - заявил он.
Миронов отметил, что приднестровцы проголосовали за общее будущее с Россией именно в надежде на скорейшее урегулирование приднестровского конфликта.
http://www.redstar.ru/2006/09/19_09/1_02.html