Свобода слова и коммерция - две вещи совместные?

0
147
Время на чтение 4 минуты
Счастливая мысль взимать плату за возможность высказаться периодически посещает всех, кто так или иначе связан со средствами массовой информации. Теперь коммерческие планы наиболее предприимчивых представителей СМИ распространились и на Слово Божие.

На эту мысль натолкнули обращения в Московскую Патриархию редакций крупных периодических изданий - газет "Россiя" и "Комсомольская правда". Обращения эти были облечены в очень благожелательную форму; в самых общих выражениях их смысл сводился к следующему: наша газета регулярно публикует материалы о Православии, это не дань моде, а востребованная информация для читателей и т. д. Суть же обращения выглядела достаточно недвусмысленно: Церкви предлагалось платить за "нужные" публикации по коммерческим расценкам.

Причем никакого секрета эти расценки не составляют, поскольку, очевидно, такие же благожелательные письма-предложения рассылаются оными редакциями и в другие учреждения и организации. Так, полоса в "Россiи" стоит 90 тыс. руб., в "Комсомольской правде" просят 420 тыс. руб. за четырехполосный выпуск.

"Что нельзя купить за деньги, то можно купить за большие деньги", - персонаж советского кинематографа был прав. И, если его правота ощущалась в те времена, когда рыночные отношения еще только робко проявлялись в отдельных сферах жизни социалистического общества, то сейчас, в эпоху развивающегося капитализма в России, актуальность этого высказывания приобрела поистине свойство императива. Может быть, и не совсем нравственного, но - все же.

На самом деле, кто из нас ныне может быть настолько наивен, чтобы полагать, что каждый гражданин имеет право, а, главное, возможность беспрепятственно высказаться на страницах периодических изданий по тому или иному поводу? Кто станет отстаивать тезис о независимости средств массовой информации от источников их финансирования или тех сил, которые эти источники держат под контролем? Кому придет в голову надеяться на то, что возвестить миру о чем-то очень важном и нужном возможно без определенных материальных затрат?

Вряд ли среди нас отыщутся такие простаки. Годы, прожитые и пережитые нами в условиях "дикого" передела собственности и девальвации всех без исключения ценностных категорий (не только и не столько материальных), приучили нас к тому, что слово, а тем более - печатное слово есть такой же товар, как и все другие. И оно имеет свою цену. Подчас весьма и весьма высокую. И - нет правил без исключения! - не подверженную законам рынка, то есть не подверженную девальвации.

Это замечательное свойство печатного слова давно подмечено наиболее дальновидными представителями "четвертой власти", и они уже не первое столетие благополучно развивают рынок, на котором идет торговля словами, идеями и мнениями. То, что этот рынок до сего времени развивается, нет сомнений: до сих пор остаются сферы общественной жизни, слабо "разработанные" энтузиастами торговли информацией. Одной из таких областей является, по их мнению, жизнь Русской Православной Церкви. И вот теперь, похоже, предпринимаются попытки этот рынок освоить.

При этом обоснование для размещения публикаций на духовно-нравственные темы звучит безупречно: "Учитывая проблемы, возникающие в связи с потерей духовных ориентиров, сотрудничество с Московской Патриархией по освещению активной позиции Русской Православной Церкви и вопросов социального служения видится особенно важным и актуальным. Если мы не будем откликаться на существующие проблемы, делая вид, что ничего особенного не происходит, люди перестанут нам верить". Абсолютно справедливо отмечается, что информация, касающаяся религиозной жизни, особенно полезна в связи с распространением сектантских теорий и практик, несущих в себе заряд общественной опасности.

Действительно, очень важно то, чтобы Православная Церковь, равно как и другие крупные традиционные религиозные сообщества, имела бы возможность выразить свою позицию по тем или иным проблемам на широкую аудиторию - в газетах, на телевидении или радио. На самом деле, при существующем положении дел подчас справедливыми бывают упреки в адрес священнослужителей в том, что они недостаточно активно высказываются в связи с различными проблемными или конфликтными ситуациями, возникающим в обществе.

Но почему же религиозные сообщества, объединяющие миллионы наших сограждан и потому - по законам демократического государства - могущие рассчитывать на то, что к их голосу прислушаются не только рядовые верующие, но и средства массовой информации, - почему они должны еще и платить за то, чтобы им предоставили возможность высказаться?

Вероятно, информационный рынок, существующий и функционирующий по законам "века сего", не способен воспринять тот факт, что Церковь, когда она несет верующим слово евангельской проповеди, распоряжается не то чтобы не товаром, а - даже не тем, что ей принадлежит: слово проповеди - это слово Божие, принадлежащее Ему Одному. Уже по одной этой причине Церковь никогда не сможет примириться с тем, что ей предлагают нынешние СМИ: платить за саму возможность проповеди. В конечном итоге, с этим не должно мириться и государство, которое в основном своем законе, Конституции, закрепило право "исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения" (ст. 28).

Так вот это самое право свободно распространять религиозные убеждения и ускользает из жизни нашего общества и из поля зрения государственной власти. Иначе не стали бы возможными такие коммерческие предложения, с какими в последнее время все чаще приходится сталкиваться представителям Церкви. И не было бы желающих заработать ни на свободе слова, ни - тем более - на Слове Божием.

И дело тут даже не в том, что Церкви предлагают платить за право проповедовать. Для того чтобы понять всю абсурдность данной ситуации, попытайтесь представить, чтобы деньги за размещение материалов соответствующей тематики потребовали бы, допустим, у школьных преподавателей или работников горнодобывающей промышленности, или вообще, у представителей какой-либо отдельной национальности - странно, не правда ли? Скептики, пожалуй, могут заметить на это, что сейчас на самом деле ни одна значительная публикация не появится без уплаты соответствующего "налога на свободу слова", который больше похож на рэкет. Насколько они правы, трудно сказать. Но нельзя согласиться с тем, что эта ситуация нормальна.

Судя по всему, нынешние СМИ склонны наполнять термин "свобода слова" неким новым смыслом. А смысл этот сводится к тому, что масс-медиа должны иметь возможность свободно манипулировать чужими словами, идеями и мыслями. Манипулировать как товарами - соответственно, за деньги. Или за "очень большие деньги". Которые, как накрепко отложилось в сознании многих представителей "четвертой власти" еще с советских времен, могут купить все.

http://www.patriarchia.ru/db/text/142015.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Холодов
Все статьи Константин Холодов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35