Единство без оговорок

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
91
Время на чтение 4 минуты
Любой православный человек не может не ликовать после решения Священного Синода Русской Православной Церкви Зарубежья о принятии "Акта о каноническом единстве" с Русской Православной Церковью. Я считаю, что это единство следует принимать без оговорок...

Воссоединение имеет величайшее значение, и разговоры о том, что Зарубежная Церковь мала, и потому не так важна, неосновательны. Мал золотник, да дорог. Огромно сакральное и символическое значение воссоединения, да и Зарубежная Церковь по количеству приходов не меньше, чем иные Поместные Церкви. Если Зарубежная Церковь так "мелка" и "не важна", то почему же так ломают копья враги России?

Мне представляется, что в настоящий исторический момент какие бы то ни было обвинения, упреки и обиды на наших братьев во Христе вряд ли уместны. Упрек слышится мне, когда известный историк и публицист Владимир Карпец употребляет в отношении Русской Зарубежной Церкви выражение так называемый "карловацкий раскол"; обвинением звучит напоминание о каких-то неосторожных словах, сказанных владыкой Анастасием в адрес СССР.

Вообще к чему вспоминать то, что в отношениях двух частей единой Русской Церкви уже давно преодолено? Общеизвестно, что оба Священноначалия испросили друг у друга прощения за все, что сказано и сделано друг против друга. Вспоминать после этого отдельные высказывания митрополита Анастасия эпохи "холодной войны" - значит пытаться перечеркнуть этот жизненно важный шаг. На пользу противникам единства Русской Церкви идет и завышение роли диссидентствующего епископа Гавриила. Кроме того, в ход идут и слухи о мифической связи Русской Зарубежной Церкви с "мировой закулисой", совершенно не подкрепленные никакими серьезными фактами. Наоборот, всем давно известно, что РПЦЗ анафематствовала масонство еще в 30-е годы.

Кроме того, хотелось бы отметить, что слова о "ваших и наших радостях" относились не только к "тем людям у власти, кто сохранил традиции государственности, в том числе к большому числу "старых специалистов" в промышленности и, особенно в Генштабе, да, честно говоря, и в спецорганах". Митрополит Сергий подписал "Декларацию" в самый разгар гонений под угрозой полного уничтожения духовенства в 1926 году. Послабления в отношении Церкви последовали только в 1943 году, и "люди у власти, сохранившие традиции государственности", и "старые специалисты" были ни при чем - просто Сталин не закрыл те храмы, которые были открыты на оккупированных территориях. Уже в 1949 году все послабления в отношении Церкви закончились, были арестованы такие выдающиеся иерархи, как митрополит Вениамин (Новицкий), который сорвал в 1943 году нацистский проект автокефалии Украинской Православной Церкви. Вернулись в тюрьмы такие святители, как епископ Афанасий Ковровский и многие другие.

Позиция автора здесь не согласуется с точкой зрения самой Русской Православной Церкви, признавшей, что "декларация митрополита Сергия противоречит нормам церковно-государственных отношений". Упомянутый пассаж может быть использован провокаторами раскола в РПЦЗ, противниками воссоединения, так как он дает им повод утверждать, что РПЦ МП так и осталась "красной Церковью".

Спросим: такая реабилитация гонителей Церкви не есть ли хула на святых Новомучеников Российских?

Откровенно недружественным актом по отношению к Зарубежной Церкви является предложение вновь прославить Св. Иоанна Шанхайского, уже прославленного РПЦЗ. В прошлом, в эпоху конфронтации между МП и РПЦЗ повторные канонизации святых, уже прославленных "зарубежниками", имели место быть. Однако сейчас, в эпоху воссоединения, подобные предложения совершенно неуместны.

Продолжая полемику, не могу не заметить, что с точки зрения православной экклезиологии едва ли может быть признано верным утверждение, что Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь сохранила со времен Патриарха Никона некое "юридическое преемство". В действительности Русская Православная Церковь в полной мере сохранила благодатное апостольское преемство. Поэтому в отношении диалога со старообрядчеством для Русской Православной Церкви заведомо неприемлемы такие условия, как канонизация протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Наоборот, как раз в старообрядческом отделении от Церкви нет никаких догматических причин, а обряды таковыми не являются. Русская Православная Церковь сделала все для возвращения старообрядцев в ее лоно. Речь идет не только о возвращении старых обрядов на Соборе 1971 года и поставлении епископов-единоверцев митрополитом Антонием (Храповицким), но и о том, что Русская Православная Церковь на Родине и за рубежом смиренно воздерживается от того, чтобы, ради возвращения заблудших, сказать правду о великом сыне Русской Церкви. Речь идет о воссоединителе Малой и Великой России, певце идеи сильной Церкви и сильной России во главе православной цивилизации, симфонисте, создателе выдающегося центра русского и мирового Православия - Новом Иерусалиме - Святейшем Патриархе Никоне.

Мягко говоря, удивление вызывают и рассуждения о роли будущего главы Русской Зарубежной Церкви митрополита Антония (Храповицкого) в отречении Последнего Русского Царя. Не мог этот великий иерарх, реставратор русского Патриаршества, симпатизировать "Временному правительству", которое устроило ему травлю именно как монархисту, лишило его кафедры и заточило под фактический арест.

Митрополит Антоний, будучи ревнителем патриарха Никона, был таким же ревностным восстановителем единоверия. Собственно, единоверие само по себе, появление единоверческого епископата - это заслуга митрополита Антония (Храповицкого), который отмечал тот факт, что Патриарх Никон пытался восстановить отношения с лидерами старообрядцев, что раскол был спровоцирован "третьей силой" во главе с авантюристом Паисием Лигаридом, который втерся в доверие к Царю и пропагандировал цезаропапистские идеи. Именно Лигарида чем-то напоминает мне сегодня "игумен Григорий Отрепьев", Вадим Лурье, пытающийся сыграть на расколе в Зарубежной Церкви.

В действительности, в вынужденнном и временном отделении Русской Зарубежной Церкви от Московского Патриаршего Престола были веские причины, так как в противном случае она не смогла бы свидетельствовать о гонениях на Церковь при большевиках, прославить святых Новомучеников Российских и св. Царя в 1981 году. РПЦЗ выполнила свою историческую миссию обособленного существования и воссоединяется с Церковью на Родине. Ведь отцы РПЦЗ, такие как св. Иоанн Максимович, постоянно обращали внимание на временный, до освобождения Церкви на Родине, характер отделенности Зарубежной Церкви. РПЦЗ является не автокефальной Церковью, а неотделимой частью Поместной Русской Церкви, и только скорейшее восстановление единства между РПЦ МП и РПЦЗ, без дальнейших проволочек, без "замыливания", необходимо сегодня как хлеб, как воздух.

Необходимо как Церкви, так и России, героями которой по праву должны стать митрополит Лавр, архиепископ Марк и все, кому мы обязаны "Актом о каноническом единстве".

http://www.pravaya.ru/column/8803
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Фролов
«Партия похабного мира» – партия пролития русской крови
К вопросу о новом пакете военной помощи США Украине
19.04.2024
О мифических надеждах на отрезвление Запада и православном будущем Китая
Почему запрет и объявление Эстонской Церкви Московского Патриархата террористической организацией реально?
16.04.2024
России нужна «православная иранизация»
Метафизика многовекторного мира и шабаш пособников терроризма в Швейцарии
12.04.2024
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 2
11.04.2024
Русская политика – это имперская политика
Выступление на конференции «О политике реинтеграции на постсоветском пространстве» в Московском Доме Национальностей 9 апреля
10.04.2024
Все статьи Кирилл Фролов
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35