Учения уже начались, но их кульминация придется на 20-е числа сентября. 20 - 21 сентября их посетит Министр обороны. В учениях принимает участие более двадцати священнослужителей Русской Православной Церкви. Во всех делегациях от епархий назначены главные священники, которые руководят работой остальных. Более того, известно, что на территории 6 из 8 епархий, представители которых принимают участие в учениях, дислоцируется 2-я гвардейская армия, следовательно, над епархиальными священниками существует ещё контроль и со стороны главного священника 2-й гвардейской армии.
Координатором взаимодействия представителей епархий является Заместитель Председателя Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями игумен Савва (Молчанов). Можно заключить, что складывается централизованное управление, выстраивается система военного духовенства, похожая на ту, которая была в Царской Армии, и существование которой необходимо сегодня.
Наверное, протопресвитеру армии и флота Георгию Шавельскому, последнему протопресвитеру Царской Армии, такая концентрация священнослужителей в одном месте и такое окормление практически каждого полка представленным к нему священником было желанным, но неисполнимым.
"В русско-японскую войну, - пишет протопресвитер Георгий в своей книге "Служение священника на войне", - мы повторили те же ошибки, что и в последнюю русско-турецкую. Это мне неоднократно приходилось и в печати читать, и из уст живых свидетелей слышать. Болезненно горько сознавать, что так легко могут пропасть у нас, даваемые жестокой действительностью военного времени, окупаемые кровью и огромной затратой народного труда, сил и богатств уроки прошлого. Не подмечая ошибок, не запоминая, не исправляя их, нельзя научиться работать и тем более, нельзя работать с желанным успехом. Жизнь в совершенствовании - кто не идёт вперёд, тот остается позади. А совершенствование - это, прежде всего, распознание ошибок и устранение их. Не изучивший пути может спотыкаться каждый раз на одном и том же месте, начинать каждый раз сначала - это самая безотрадная история, неспособная сулить никакого добра. Непонимание священнослужителем условий военного времени, неумение ориентироваться в окружающей его обстановке может ослаблять, а то и совсем парализовать его работу. К сожалению, надо сказать, что для этой области уроки давнего прошлого почти канули в вечность, даже опыт минувшей русско-японской войны почти не использован, а в печати и совершенно не взвешен. Кроме отдельных замечаний о деятельности того или другого священнослужителя, кроме небольших рассказов, рисующих скорее бытовые, чем идейные методические стороны пасторской работы на войне, почти ничего серьезного в печати не дано. Принципиальных вопросов не затронуто, недоумения не разрешены и деятельность священника на войне не очерчена. Если этот вопрос и дальше оставить без разрешения, то военным пастырям пришлось бы идти на новую войну с тем же опытом, с каким шли их предшественники на русско-японскую войну, вернее идти безо всякого опыта".
На странице цитируемого издания было от руки помечено 1912 г., сейчас - 2006. Нами совершенно не использован опыт деятельности священнослужителя на войне, хотя священнослужители не единожды были в горячих точках. Были и в плену, были и непосредственно на передовых позициях, работали и с руководством группировки - опыт многогранен, но он не обобщен, он разрознен, он потерян. Если, не приведи Господи, случится еще какая-нибудь горячая точка, то, как и пишет отец Георгий Шавельский, пришлось бы идти на новую войну с тем же опытом, что шли и на прежнюю, скажем на 2-ю Чеченскую кампанию, т. е. безо всякого опыта. И вот сегодняшние учения предоставляют нам возможность отработать все стороны деятельности священнослужителя на войне.
Эти 20 священнослужителей в своих епархиях работают и с рядовыми, и с офицерами, и с резервистами. Резервисты - это обычные гражданские люди, которые в любой момент могут быть призваны в ряды Вооруженных Сил для тех или иных задач, в том числе и на учения. Эти гражданские люди, оторванные от своих домов, вынужденные отказаться от своих планов, отпусков, испытывают сильные переживания и очень нуждаются в помощи священника, поэтому они, как правило, хорошо реагируют на то, что с ними работает представитель Русской Православной Церкви. В Пермском крае священнослужителю предоставлена возможность не только беседовать, но и выступать перед строем, перед православными военнослужащими.
В Пермском крае, Уфе, Екатеринбурге, Челябинске, есть мусульмане, и среди резервистов тоже есть мусульмане. Как быть? Окормлять только православных? Но дело в том, что наши военачальники командуют как православными, так и не православными, мусульманами, например. И поставленные задачи должны решать и те и другие, приказ отдаётся один. Таким образом, с точки зрения командования и Православной Церкви, нельзя оставлять без окормления и мусульман военнослужащих. Собственно о том же свидетельствует и отечественная история.
Муфтий Пермского края отозвался на приглашение командования и в сопровождении еще нескольких священнослужителей этого вероисповедания, будет принимать участие в учениях. Командование несколько огорчено тем, что муфтии других областей проигнорировали это приглашение.
Причины отказа могут быть разными, но, видимо, проблема носит серьезный, глубокий характер. Мы являемся свидетелями кризиса ислама, потому что в нашей стране традиционный ислам, надо сказать, патриотически настроенный по отношению к своему народу, армии, стране и земле, терпит жестокое давление, жестокую атаку со стороны вахабизма. И, само собой разумеется, что священнослужителей ислама, которые хотя бы отдаленно сочувствуют вахабизму, нельзя назвать патриотами, к сожалению. Может быть, этот скрытый камень мешает представителям ислама в полной мере отозваться на просьбы командования и принимать участие, заботиться о нашей российской армии. Дай Бог, чтобы все было хорошо, чтобы все священнослужители ислама, также как и священнослужители Православной Церкви, были настроены патриотично, и служили бы России с любовью к своей Родине, своей земле, своему народу, народам, которые здесь живут, служили бы, как и мы, православные, верой и правдой. Мы ждем от них этого, и военачальники тоже ждут.
Опыт работы с личным составом сейчас только нарабатывается. Священник садится с участниками учений в поезд и в течение 3-4 дней учится работать с ними в поезде. Таким образом прорабатывается ситуация выдвижения священника на войну вместе с полком. Это мы уже делали в 1999 году, когда выезжали со своими полками во 2-й чеченской кампании к административной границе Чечни. По прибытии на место каждый священник должен развернуть храм палатку и начать работу с личным составом.
Священнослужителю приходится постоянно перемещаться с передовых позиций в тыл с личным составом, по договорённости с командованием, а значит постоянно собирать и разбирать храм, нарабатывать опыт того, как нужно вписываться со своей работой в тяжёлые будни части, которая перемещается и ведёт боевые действия, в данном случае учебно-боевые действия. Каждый священнослужитель ведёт дневник. И здесь мы уже не упустим возможность обобщить опыт, распространить его всем священнослужителям, которые окормляют воинские части, чтобы мы не переживали то же, что переживал и о чем писал в 1912 году протопресвитер Георгий Шавельский. Прошла русско-японская война, на которой священнослужители тоже погибали, подвиги совершали, работали, жертвенно служили; война кончилась, и перед началом новой войны, а до нее с 1912 года оставалось два года, мы опять остались без опыта. Вот повторить этих ошибок, учась у о. Георгия, вслушиваясь в его наставления, его опыт, мы не должны. Таким образом, эти учения могут иметь громадное значение в плодотворности окормления православных военнослужащих Русской Православной Церковью.
Принимают священнослужителей очень хорошо, и резервисты, и срочники, все тянутся к священнослужителю, принимают его как своего. Сама жизнь показывает, что он там нужен.
По приглашению Русской Православной Церкви, Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, на этих учениях работают две киногруппы. Итогом съемок деятельности священнослужителей будет научно-методический фильм о том, что должен делать священник на войне, начиная от того, как священник работает в полку, когда только поступил приказ о сборах на войну, что он сам должен собрать с собой, как он садится в поезд и т. д.
Сегодняшний день требует от нас активной деятельности, отдать себя на служение. По благословению Святейшего Патриарха священнослужители прикомандировываются с 25 августа по 29 сентября. Они больше, чем на месяц, оставляют свои храмы, семьи, переезжая на огромные расстояния (некоторые на 1000 км!) от своего дома для того, чтобы служить Богу, людям
и Отечеству.
Центральный наш храм, который мы организовали - очень интересный, его посетит Министр обороны РФ. Это современная палатка, которая стоит в ряде других. Она покрыта маскировочной сеткой, точно так же как и все остальные, никаких отличительных признаков не видно. Но над небольшим входом три маленьких позолоченных купола. Т. е. сразу человек сможет настроиться, понять, куда он идет. Внутри утварь настоящего храма: подсвечники, иконы переносной очень красивый иконостас, специально изготовленный на Софринском заводе.
Все это делается для того, чтобы человек из окопов, грязи и ругани, с этой огромной тяжестью на сердце, попадал в совершенно другой мир. Отец Георгий Шавельский пишет: "В течение долгого времени мне ни разу не пришлось совершать богослужения. Под влиянием этой привычки, которая уже выработалась я не стал служить, поскольку полк еще не расположился, а ушел в штаб. Когда я подходил к деревне, до меня с другой стороны деревни донеслись звуки Херувимской песни - на горке, около деревни, служили литургию. Трудно передать словами, что я перечувствовал в это время: вспомнилась мне и Родина, и родная, в которой я служил перед войной, церковь, на душе приятно-приятно разлились звуки священной песни, почувствовалась особенная сладость их, мысль оторвалась ото всего окружающего и унеслась в другой, чистый мир".
ПОБЕДА.RU
по материалам радиопрограммы "Сим победиши"
http://www.pobeda.ru/content/view/3360/21/