Не паломники, туристы

0
113
Время на чтение 7 минут
Собрались мои товарищи в паломническую поездку в Верхотурье, помолиться у мощей святого праведного Симеона. Решили все сделать по-настоящему. Поэтому обратились в паломнический центр, который за 1300 рублей с носа обещался доставить нас до уральских святынь. Рано утром 18 августа мы собрались у Знаменского собора. Объявили перекличку, в процессе которой выяснилось, что за какую-то милую бабульку не внесли денег, мы было хотели бабульку выкупить, но ее немилосердно эвакуировали из автобуса и заменили бабулькой заплатившей.

Как только мы отъехали от храма, нас сразу раскусили. Мы стали разговаривать и смеяться, обсуждать последние новости, потому что обычно видимся только за воскресным богослужением. Коротко нам объявили, что мы туристы, а не паломники, потому что паломники себя так не ведут. Мы-то думали, что паломничество - это путешествие, а в путешествии никогда не известно, что ты встретишь по дороге: не в самокопании человек вернее найдет себя, а когда забудется.

Объявленные безбожниками и нечестивыми туристами, мы присмирели. Мы стали скучны себе и решили бросить себя, а это решительный поступок - бросить. Окружающие нас люди тихо шевелили губами, уставившись в замусоленные молитвословы. Внутри этого бухгалтерского подсчета шел, видимо, неспешный разговор с Богом, хотя внешне это выглядело как самозаклинание, лишь бы не видеть летних лесных красот за окном автобуса. Но, как сказано, мы присмирели.

Руководитель нашей группы взял в руки микрофон и стал вещать. Он, по-видимому представлял всех нас людьми далекими от Церкви, и поэтому два часа терзал нас полной ахинеей, перемежая примерами из мультфильмов и сказок. В свое время он прославился тем, что на первой огласительной встрече с крещающимися он говорил о грехе аборта, а потом включал видеофильм "Безмолвный крик". При этом полузлорадно поглядывал на взрослых женщин, сидя рядом с телевизором, опершись на него локтем.

Два часа мучений (а динамик висел прямо у меня над головой) скрасились дружеской трапезой где-то на небольшой станции при дороге. В Верхотурье мы приехали 12 часов спустя отъезда из Тюмени. Шел легкий, мелкий как мучная пыль дождь. Автобус стал витать по крутым спускам и подъемам, в конце концов уткнувшись носом в колдобину. Нас высадили. Рядом стояла древняя заброшенная церковь. В ее пристрое на привязи кормились штук двадцать коз. Из пристроя шел густой козий запах. Паломники пешком двинулись к ветхому одноэтажному зданию, где мы должны были заночевать. В большой комнате определили 12 паломников мужского пола, где разместились и мы. Мы заняли себе места первыми, естественно в углу, естественно под иконами, чем вызвали к себе еще большее неприятие. Как-то вдруг эти одинаковые в своей углубленной религиозности и неприятию к нам люди вдруг потерялись и не знали, что делать. Кому-то не хватило места, кто-то размышлял о ночлеге на улице. Мы по просьбе матушки Л., местной распорядительницы, отправились в местный храм за постным супом и горячей водой для мытья посуды. Веселые девчонки на кухне хотели дать нам хлеба, но из маленького окошка в стене донесся утробный голос: "Нету. Нету хлеба". И мы пошли назад. После трапезы пустым супчиком, своим ходом, без паломников, мы отправились на осмотр Свято-Николаевского монастыря, где почивают мощи святого праведного Симеона Верхотурского. Монастырь встретил нас большим двором, двухэтажными постройками и Крестовоздвиженским храмом в псевдо-византийском стиле. Сначала мы зашли в Преображенский храм (мы приехали в канун Преображения, но не успели к вечерней). Старый храм, в котором три придела, основной придел зажат с двух сторон малыми приделами, располагающимися за мощными храмовыми колоннами и это отделяет саму службу от молящихся пространством нефа за колоннами. Здесь мы приложились к мощам преподобного Арефы Верхотурского. Здесь же нашли икону с мощехранительницей огромного количества святых, с радостью приложились мы к мощам Иоанна Златоуста, Василия Великого, Тихона Задонского и даже (о, радость!) великомученицы Варвары, небесного покровителя моей дочки.

Крестовоздвиженский храм оказался просторен и высок. Он был пуст, только у раки Симеона стоял монах. Как много, должно быть, он повидал на своем веку. Он открыл стеклянный покров раки, приглашая приложиться, и мы все оробели. У великой святыни всегда трепещет сердце. Вот, вроде бы, жил человек, шил шубы крестьянам, недошив, уходил, чтобы ему не платили за работу. Любил ловить рыбу на Туре. Помер, похоронили. А потом земля сама вытолкнула его гроб с нетленными мощами на поверхность, говоря: "Вот, глядите, светильник не ставят под кровать, но на подсвечник и светит всем в доме. Он пред Богом сиял своей праведной молитвой при жизни, так путь и после смерти посияет своими молитвами для вас, убогих и сирых". Поразило, что в покровце на главе святого было проделано отверстие, и прикладывались мы непосредственно ко лбу Симеона. Только Женька Федотов, совсем оробев, не позволил себе рассматривать, к чему он прикладывался. Из храма вынесли благодатный мир в душе и желание помолиться. Вечернее правило читали здесь же, у Никольской церкви, покрытой фаянсовым барельефом, сильно смахивающим на католическую лепнину. Изображены - Христос, Никола и Симеон. Кстати сказать, в Крестовоздвиженском весь иконостас - фаянсовый. Выглядит неплохо, но необычно, тяжеловато.

Пошли обратно, надо было располагаться на ночлег. Погуляли по одноэтажному Верхотурью. Городу 400 лет, но выглядит все как деревня. Странные указатели, типа "школа - монастырь".

Перед сном погрузились в тяжелую атмосферу дыхания 12 мужчин, наполненную неприязнью, что мы не молились со всеми. Еще рано вечером вырубили электричество (это местная традиция - экономят). В трапезной, у свечи, матушка Л. с видом азартного рыбака рассказывала руководителю нашей группы о каких-то немыслимых местных чудесах, бешено вращая глазами и размахивая руками, как после удачной рыбалки на запрещенном водоеме. Одинокие тени иногда сновали в единственный туалет, встроенный в сени, ощупью ища отверстия в полу, под которым была яма для нечистот.

Утром молились за праздничной Литургией, потом пили много чая в монастырском дворе. Эта новация нам очень понравилась. У нас в монастырях этого нет.

Днем нас возили в Меркушино - село, где, собственно, жил праведный Симеон. Здесь, в абсолютном захолустье, в ничтожнейшей деревеньке отгрохан невиданнейшей красоты и богатства храм с крытой анфиладо, соединяющий его с храмом древним, поставленном над могилой Симеона, из которой бьет чудотворный источник. Кругом карарский мрамор и позолота. Рака священника Константина Преображенского украшена малахитом, привезенном из Африки. Паникадило устроено из сотен лампад, заправленных маслом (как на Афоне!), ее зажигают, а потом поднимают с помощью механической лебедки. В старом храме прямо посредине иконостаса встроен небольшой, обрамленный красивым камнем вход ко гробнице Симеона. Туда спускаются паломники, прикасаются к резной крышке, под которой - бетонированная могила, наполненная живоносной водой. Воду эту раздают паломникам. Подивились, помолились, полежали на берегу мелководной Туры. Далее отправились к месту, где Симеон любил рыбачить, к его камню. Рядом с ним в чистом поле стоит большой металлический поклонный крест и деревянная церковь, построенная на средства местных силовиков (уважают!).

А далее прибыли к источнику на берегу Туры. Еще с 40-х годов он оказался на территории лечебницы для раненных воинов Великой Отечественной. Прямо на берегу стоит восстанавливающийся храм, а рядом с ним две странные постройки. Одна - это крытый колодец, откуда черпают воду, а другая - сарай, в котором этой водой обливаются. На берегу куча народа, обливающиеся в сарае бабы орут, наши паломники посмотрели на них строго, взглядом Дзержинского и молча отнесли их, как и нас, к туристам. Наши паломники обливаться святой водой не стали, так как руководитель намекнул им в автобусе, что причастившиеся люди мыться не должны, "а то всю благодать с себя смоют, и что, между прочим сестры Дивеевского монастыря, тоже после причастия не моются".

А мы набрали воды и вывалили на свои грешные головы по три ведра холодной, обжигающей агиасмы. Тело горело потом как после Крещенских купаний в иордани. По дороге в Верхотурье один мальчик поймал муху, на что его бабушка, уже переполненная почерпнутой благодатью, посоветовала муху не убивать, а поселить ее в спичечном коробке и подкармливать крошками. Муха кусала мальчика до этого, и он, в общем, собирался ее убить. Между ним и бабушкой завязался разговор о том, расплескивается ли благодать, если здороваешься с кем-то после причастия. Бабушка - интеллигентная дама - объясняла внуку, что после причастия нельзя мыться, здороваться, нельзя никого целовать, чтобы благодать не ушла, а если к чему-то прикасаешься губами, то это нужно сжечь. Не выдержав, я спросил, нужно ли жечь ложки после еды, на что мне ответили неприязненным взглядом, полным презрением к моей невоцерковленности: "Турист".

С конца вечернего богослужения мы решили сбежать и погулять по городу: слишком много нового кругом. Но Господь хотел нас видеть в храме: начался зверский ливень и мы зашли в древний Свято-Троицкий храм, который весь содрогался под раскатами грома, дождь стоял как стена, так что вода стала течь через крышу на чугунные плиты пола с громким звуком. На клиросе пели три девушки ангельской красоты, акустика удесятеряла их голоса, так что слышалось пение огромного хора. Пели изумительно душевно. В местом магазинчике мы купили книги, которые давно искали по мизерным ценам, они, видимо, здесь лежали с начала 90-х годов. Прихожан было несколько бабушек, да маленький мальчик, спящий на лавке. Одна бабушка стояла перед лавкой так, чтобы он не скатился во сне. Закончилась служба, закончился и дождь. Прозрачная вода колебалась в подставленных под дождевые струи тазах. Шаги гулко отдавались в храме.

Ночевали в удушливой братской атмосфере. Вечером руководитель посмотрел на нас с укором и потребовал, чтобы все паломники сдали пожертвование в размере 300 рублей за пустой постный суп и пшенную кашу, которым нас кормили монастырские сестры, когда ему кто-то робко намекнул, что общая сумма превысит 15 тысяч рублей, и что за эти деньги можно было питаться в ресторане, он намекнул: "А я говорю, сдавайте пожертвование". Сдали. В обратный рейс грузились в 4 утра, лил дождь, мы старались уснуть. Но руководитель очнулся и часов пять вещал о религиозной жизни, как он ее понимает. Дошел до того, что Христос спас всех людей, только потому, что смирился с волей Отца о себе, и что преподобный Серафим из неизвестно каких религиозных соображений никогда не топил печку. Сил терпеть уже не было, и когда мы уже въехали в Тюмень, я увидал на одной из улиц батюшку Е., простецкого, глубокого и мудрого, богомольного священника, которого мы все очень любим. Он шел в красивой русской косоворотке, широких штанах, заправленных в кирзачи, на голове его красовалась замусоленная скуфея. В руках он нес длиннющую доску. Я увидел его и вспомнил, что на свете остались еще нормальные люди, и что он - это знак того, что мы вернулись домой и что дома хорошо. Но наше ничтожество как туристов не отменялось.

http://www.russned.ru/stats.php?ID=501
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мирослав Бакулин
Все статьи Мирослав Бакулин
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40