Дорога к храму

0
146
Время на чтение 4 минуты
Тот, кто хоть раз подплывал к Ярославлю со стороны Тутаева и Рыбинска, наверняка видел эти руины - обезглавленный четверик церкви и ободранную колокольню классического стиля. Ставили ее, как все приволжские храмы, на высоком берегу, ориентиром для капитанов проходящих судов.

Каким-то чудом еще сохранился остов "луковки" на колокольне и крест. Храм Смоленской Божьей Матери - нынешние капитаны этого имени не слыхали, нынче принято "ходить" по створным знакам.

Ау, меценаты!

"Наш храм - это водные врата Ярославля со стороны Романова-Борисоглеба (нынешнего Тутаева), первая церковь города в бывшей слободе речников Устье, - говорит настоятель Смоленской церкви отец Андрей. - И властям, и всем людям должно быть стыдно за ее состояние. Особенно, когда следующим по левому берегу возникает блистательный Толжский монастырь, - контраст разительный".

Пытались подключиться к фонду подготовки к 1000-летию Ярославля, но понимания не встретили. А умолять светские власти священнослужители не вправе, это должно быть делом совести городских чиновников. Ведь храм - общее достояние и памятник архитектуры, кстати. Построен в 1771 году на средства здешних мещан-предпринимателей, гонявших по Волге баржи.

В отличие от своих предшественников нынешние предприниматели на храмы жертвовать не любят (если, конечно, речь не идет о помпезном проекте вроде строительства Успенского собора на Стрелке Ярославля). Отец Андрей просил поддержки, по крайней мере, у пяти-шести самых состоятельных горожан. И все обещали. И не дали ни рубля. Пожертвования поступают в основном от людей небогатых. А ведь чтобы укрепить фундамент четверика (по нему уже идут глубокие трещины), нужно 300 тысяч рублей, привести храм в порядок полностью - не меньше 5 миллионов.

"Нет, мне не тяжело здесь служить, - говорит отец Андрей. - У меня был выбор, я мог остаться в Казанском монастыре, предлагали другие храмы. Но я три года служил клириком в храме Михаила Архангела в Норском и постоянно смотрел через реку на эту церковь. Издали купол блестел под солнцем, и я был уверен, что она действующая. И когда мне предложили ее "поднять", я не колебался".

Кроме Смоленской церкви на попечении отца Андрея еще три сельских храма, и все - аварийные, возрождаются медленно и трудно. Но возрождаются, и число прихожан с каждым годом все больше. Отец Андрей говорит: "Конечно, здания восстанавливать нужно, но гораздо важнее возродить храм в душах людей, вернуть им веру и надежду на победу добра. А церкви... считается, что там, где когда-то стоял храм, служба уже не прерывается. Только людям этого не видно".

Кинозал "на костях"

Смоленская церковь вновь открылась для прихожан четыре года назад. Единственное пригодное для людей помещение - придел-трапезная Николая-угодника под колокольней. При поддержке поселковой администрации в ней настелили полы, вставили двери и рамы. Внутри стены выбелены на два человеческих роста. На все, что выше, не хватило средств, и огромный сводчатый неф церкви в пятнах сырости кажется потолком катакомб, в которых молились первые христиане. Слабый свет от окон, огоньки свечей в сизой дымке и масса людей внизу только усиливают это впечатление.

"Сегодня число моих духовных чад - около 150, - говорит отец Андрей. - Есть среди них интеллигенты, есть люди среднего образования. Доход храма очень мал, особенно зимой, когда дачников нет. Выживаем только за счет приезжих из города. Из села мало кто сюда ходит".

Поражает отношение жителей - они позволили сровнять с землей здешнее кладбище. А ведь на нем были не только древние надгробия, не только захоронения прежних священников, но и могилы близких родственников нынешних сельчан. Их "раскатали" бульдозером - не могут люди в кино идти через кладбище, территория должна быть "культурно благоустроена". И теперь ходят буквально по костям. А каждую весну река вымывает из обрыва 7-15 захоронений. В приходе хотят поднять архивы и поставить хотя бы общий крест - за всех здесь погребенных.

А кому это нужно?

Человек, воспитанный на атеистической пропаганде, вполне может такой вопрос задать. Наши чиновники, подражая примеру "сверху", давным-давно "перекрасились" в истовых православных. Но натуру ведь не переделаешь. По-прежнему им важней истратить пяток миллионов на проведение очередного хоккейного турнира (на хорошее дело не жалко), но пустить ту же сумму на реконструкцию храма - это увольте. Тем более что и стоит-то он где-то на задворках Ярославля, куда зоркое око ЮНЕСКО точно не заглянет. Кстати, "охранную грамоту" от этой международной организации с прошлого года получил центр Ярославля, территория бывшего Рубленого и Земляного города. Там памятники истории хотя бы включают в планы на реставрацию.

А в Смоленском приходе, который в планах не значится, тем временем делают главную работу - "реставрируют" души людей, даже тех, кого привычно считают потерянными для общества. При храме действует приют для бывших заключенных, для тех, кто выходит на свободу, не имея ни денег, ни паспортов. Чаще всего - не имея и будущего. Все они - подопечные отца Андрея из расположенной поблизости колонии, где три года назад открылся храм Иоанна Кронштадтского (построенный самими заключенными). Отец Андрей служит в нем с момента освящения.

В Смоленской церкви бывшим зэкам дают возможность адаптироваться к нормальной жизни. Уголок для них выгорожен прямо в молельном помещении, другого просто нет - стоят застеленные чистым бельем кровати, полки с немудреной утварью. Сейчас в закутке обитают трое освободившихся колонистов. Приходский староста помогает им выправить документы, отец Андрей хлопочет и о подходящей работе. За три года вернуть к нормальной жизни удалось 12 человек, четверо из них нашли себе жен среди здешних прихожанок, с благословения батюшки создали семьи.

- Как можно быть уверенным, что люди всерьез "завязали" с преступным прошлым? Бывали ли случаи, когда вас элементарно обманывали? - спрашиваю отца Андрея.

- Я постоянно общаюсь с ними в колонии, подолгу беседую и успеваю достаточно узнать всех осужденных. Действительно, кто-то пытается манипулировать своим якобы раскаянием и верой. Попадаются, к сожалению, и такие. Но если уж человек действительно осознал ошибки и раскаялся всерьез, то, как правило, к прежнему уже не вернется.

Контингент обитателей приюта разновозрастный. Самому старшему, Евгению, стукнуло 63 года, есть и молодые - 20-21 год. Живя при храме, они помогают поддерживать порядок, делать какой-то небольшой ремонт. "Звонарем у нас почти два года работает бывший заключенный Саша. Хороший звонарь из него получился", - говорит батюшка.

С колокольни, подтверждая его слова, раскатывается перезвон. Как можно было ухитриться укрепить на этой зияющей дырами верхотуре тяжеленные колокола - уму непостижимо!

"Подвели балку и сделали "малый чин" колоколов - пять штук, весом до 50 кг самые крупные. Не хватает "большого чина" - весом до тонны, - спокойно объясняет отец Андрей. - Но и его сделаем со временем. Обезображен храм был волей и попущением всех людей, и восстанавливать его должны все мы".

http://www.rgz.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4605&Itemid=71
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28