Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Другая Европа

Ксения  Лученко, Политический журнал

12.09.2006

Ежегодно сотни тысяч европейцев съезжаются в итальянский город Римини, чтобы встретить единомышленников и показать, что готовы защищать ценности старой доброй Европы перед лицом вызовов современности.

Римини - первый освоенный россиянами итальянский курорт - прочно ассоциируется с вечно опаздывающими чартерами, "челночным" бизнесом 1990-х, морскими развлечениями. Редкие интеллектуалы помнят, что это родной и любимый город великого Фредерико Феллини.

Между тем здесь расположен огромный выставочный комплекс "Римини-Фиера", куда в августе съезжаются сотни тысяч человек из разных стран, чтобы принять участие в фестивале "Римини-Митинг". В 2006 г. фестиваль посетило более 800 000 человек, здесь открыли политический сезон бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, сенаторы Рокко Бутильоне, Марчелло Пера и Джулио Андреотти, вице-президент Европейского парламента Марио Мауро.

Двадцать семь лет назад активисты католического движения "Communione e liberazione" ("Сопричастность и освобождение"), созданного одним из ярчайших христианских проповедников XX в. священником Луиджи Джусанни (1922-2005), решили организовать встречи, где молодые католики и их друзья могли бы обсуждать проблемы религии и современности. И это во времена, когда в Европе стремительно развивался процесс секуляризации, а быть верующим было едва ли не стыдно. Теперь Митинг занимает площадь более 120 тыс. кв. м, длится неделю, сказанное здесь попадает на первые полосы итальянских газет и в выпуски новостей на крупнейших телеканалах.

Митинг - удивительное событие. Здесь лицом к лицу встречаешь другую Европу. Не ту, которую показывают по "Евроньюс", не ту, которая пляшет на гей-парадах, смеется над датскими карикатурами и называет улицы именами чеченских террористов. Здесь узнаешь, какие проблемы действительно волнуют европейцев и как они отвечают на вызовы глобализма.

Центральной темой Митинга-2006 была "Вера и разум", официальная ее формулировка звучала как цитата из отца Джусанни: "Разум - это потребность в бесконечном, и он находит свое наивысшее выражение во вздохе и в предчувствии того, что это бесконечное проявит себя". На лекцию доцента Миланского университета Джанкарло Чезана о разуме, предчувствующем бесконечность, невозможно было попасть: десятитысячный зал забит, люди толпятся у входов. Студенты, молодые родители с грудными детьми, итальянские старушки в золоте и бриллиантах стоят в проходах, сидят на ступеньках, бесконечно аплодируют. Что привело всех этих людей из разных социальных кругов, разных возрастов и образовательного уровня на лекцию высоколобого интеллектуала? Почему матери увозят детей с моря и таскают за собой по залам "Римини-Фиера"? Зачем студенты в свои короткие каникулы устраиваются добровольцами и работают на Митинге? "Ну как же, они ищут смысл жизни", - отвечает на эти вопросы одна из студенток-добровольцев. "Здесь совсем другие отношения между людьми, мы здесь действительно открыты и честно обсуждаем все, что нас волнует", - говорит женщина, добровольно работающая на Митинге уже двенадцатый год. - Моя профессия - директор по маркетингу, я живу весь год в ожидании Митинга, потому что он вносит в мою жизнь осмысленность, я встречаю здесь единомышленников, и мы общаемся совсем не так, как в той среде, в которой я нахожусь в повседневной жизни". "Нас призывает сюда Христос, и все центрировано вокруг Него, хотя с первого взгляда это незаметно", - считает тридцатилетний инженер, который работает на Митинге с 14 лет, сначала в качестве мальчика на подхвате, а в последние годы - водителем. Участие в организации и работе Митинга для католиков-мирян - это их десятина, которую они отдают церкви. На доброй воле здесь построено многое, почти все. Три тысячи волонтеров берут отпуск, сами покупают билеты до Римини, оплачивают проживание, выкупают форменную одежду и трудятся в течение недели. Бесплатно работают все - водители, повара и официанты в кафе фаст-фуд, гиды на многочисленных выставках. Съезжаются не только из разных городов Италии: среди волонтеров встречаются чехи, белорусы, немцы.

Темы бесчисленных "круглых столов" и лекций - биоэтика и аборты, гражданский брак как угроза традиционной семье, положение исламских женщин в Европе, перспективы экономического развития регионов Италии, проблемы образования и современного искусства. Десятки мероприятий происходят одновременно.

Одна из важнейших дискуссий посвящена теме "Светскость и секуляризм", в ней принимали участие директор Центра изучения Центральной и Восточной Европы Николаус Лобковиц, сенаторы Итальянской Республики Рокко Бутильоне и Марчелло Пера, епископ Сан-Марино и Монтефельтро Луиджи Негро. По словам Лобковица, секуляризм - попытка вытеснить религию и религиозные мотивации из сферы публичной жизни в сферу сугубо приватную. С одной стороны, отделение церкви от государства, закрепленное в Конституциях многих стран, избавляет церковь от искушения мирской властью. Но идеология секуляризма запрещает политикам руководствоваться своими религиозными убеждениями в принятии решений. "На наших глазах секуляризм превращается в новую государственную религию, в другой форме мы видели это в коммунистическом мире", - отметил Лобковиц. Он считает, что все ценности в европейской культуре - достоинство человека, равенство мужчины и женщины, уникальность человеческой жизни и т.д. - происходят из христианства, без своего метафизического основания они теряют смысл. "Радикальные секуляристы доминируют в политике только потому, что верующие считают ее грязным делом. Между тем страна останется христианской только в том случае, если верующие будут влиять на политику", - убежден Лобковиц.

Рокко Бутильоне - один из немногих убежденных католиков на итальянской политической сцене. Однако именно по причине его христианских убеждений карьера оборвалась на взлете: будучи депутатом Европейского парламента, Бутильоне метил в кресло еврокомиссара, но был вынужден ответить на прямой вопрос депутатов левых убеждений о своем отношении к гомосексуалистам и сказал, что как политик вынужден признавать равенство людей всех сексуальных ориентаций, однако, как любой нормальный католик, не может не считать содомию грехом. Он был тут же снят со всех своих постов в Европарламенте. Выступая на Митинге, Бутильоне вспоминал о своем участии в собраниях общин, входящих в "Communioine e Liberazione". Он привел высказывание отца Джусанни: "В человеческой жизни сердце больше разума" и сказал, что всю жизнь старался руководствоваться этим принципом. По его мнению, идеологи секуляризма "считают, что имеют априорные знания, исключающие ценности, основанные на опыте жизни человека и народа", между тем "если опыт нации сформировал совокупность ценностей, мы не можем их вычеркнуть".

Яркий философ и известный политик Марчелло Пера обратил внимание, что существует две модели секуляризма - американская и французская. В первом случае все религии на равных присутствуют в политической жизни и влияют на нее, при этом многие политики - верующие миряне. Во втором случае религия исключена из политики полностью, и ее место занимают идеологии, тогда политическое большинство - антирелигиозные позитивисты. По мнению Пера, "мы все в Европе - поздние дети Французской революции. Там, где господствуют якобинцы, нет места ни для одной религии". Следствия давления "религии разума" - узаконивание абортов, однополых союзов, экспериментов над эмбрионами, далее "аппетиты растут", речь идет уже об эвтаназии и полигамии. Мультикультурализм, то, что Европа стесняется назвать себя христианской, идет не по пути интеграции мигрантов, а по пути поддержки их национальных общин, Пера считает признаками деградации Европы. "Осуществленный союз демократии и релятивизма" привел к тому, что "не осталось ценностей, которыми Европа не готова торговать".

Через несколько дней на встрече, посвященной теме "Образование и свобода", политик, вышедший, как и Бутильоне, из движения "Communione e liberazione", Марио Мауро заявил, что Европа стоит перед лицом двух одинаково опасных идеологий - фундаментализма и релятивизма так же, как в двадцатом веке ее раздирали фашизм и коммунизм.

Выступление Сильвио Берлускони 25 августа было самым громким событием Митинга. В ожидании экс-премьер-министра многотысячная толпа, едва сдерживаемая живой цепью волонтеров, скандировала что-то напоминавшее речевки футбольных болельщиков. В зале царило радостное возбуждение, мелькали молодые люди в футболках с надписью "Я люблю Италию", реяли флаги возглавляемой Берлускони партии "Форца Италия". Когда Берлускони появился, толпа буквально подхватила его и донесла до сцены, сотни журналистов тыкали объективами теле- и фотокамер в лицо политику. Он был слегка простужен, одет в расстегнутую на три пуговицы рубашку и наброшенный на плечи джемпер. Травил байки и анекдоты, шутил, говорил, что на выборах были подтасованы бюллетени, что позволило Проди получить незначительное преимущество. Однако он считает, что выборы все равно им проиграны, потому что "мы недостаточно верили в то, что говорили". Отвечая на поступившие вопросы о войне в Ираке и отношениях с Америкой, подчеркнул, что "не бывает двух Западов, Запад один", а значит, Европа вынуждена быть заодно с США, даже когда не может одобрить их действия. Итальянские телеканалы транслировали только одно высказывание Берлускони: "Италия должна быть католической, Италия - для итальянцев". На Митинге этот лозунг встретили овацией. Дело в том, что в Италии рассматривается закон, разрешающий получение итальянского гражданства после пяти лет проживания в стране, и это на фоне нерешенных проблем ассимиляции мигрантов, растущего количества преступлений на почве исламского фундаментализма, отсутствия контроля за тем, что преподается в исламских школах. Естественно, политик, выступающий против этого закона, а также за отмену налога на наследство ("люди работают всю жизнь, платят налоги и копят оставшееся, чтобы передать что-то своим детям, а те вынуждены еще раз платить налоги с этого имущества"), находит поддержку у значительной части населения. Многие в зале сидели с направленными в сторону сцены мобильными телефонами - осуществляли прямую трансляцию для знакомых и родственников, которым не хватило места в зале.

Общественно-политическая составляющая Митинга важна, но она не затмевает культурную. Каждый вечер на разных площадках на территории "Римини-Фиера" и в историческом центре Римини проходили концерты и спектакли. Звучала ирландская, неаполитанская и альпийская народная музыка, играли итальянские барды и классические оркестры, можно было послушать мюзиклы и увидеть драматические постановки. Одно из главных направлений Митинга, помимо встреч и дискуссий, - разнообразные выставки. Особенность выставочных концепций, непривычная для русского посетителя, - упор не на картинку, а на смысл. Визуальный ряд сопровождается довольно объемными текстами, логика организации выставочного пространства также следует из сюжета, заложенного в концепцию. Каждая выставка превращается в огромную книгу с иллюстрациями и сюжетом. Кроме того, на всех выставках работает большая команда гидов, которые водят посетителей и комментируют маршрут. Темы некоторых выставок: восстание в Будапеште 1956 г. глазами фотографа Эриха Лессинга, традиции монахов-бенедиктинцев, мозаика собора в Отренто (XII в.), "Счастье в раю Данте", жизнь Игоря Стравинского, жизнь и служение протоиерея Александра Меня. Представлять последнюю выставку приехал Павел Мень, брат покойного русского священника, и живущая в Италии дочь Елена. На открытии экспозиции о знаменитом российском проповеднике собралось около 1500 человек, все время работы Митинга здесь яблоку негде было упасть: итальянцы читали биографию отца Александра, фрагменты его переписки, воспоминания о нем, смотрели видеофильмы и фотографии, слушали объяснения гидов - профессоров-славистов и студентов-волонтеров.

Российское присутствие на Митинге не ограничилось этой выставкой. В "круглом столе" на тему "Вера и разум в современной России" участвовали представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых, ведущий передачи "Тем временем" на канале "Культура" Александр Архангельский и ответственный редактор газеты "Церковный вестник" Сергей Чапнин.

Все русские, приехавшие на Митинг, задавались одним вопросом: возможно ли такое в России? Есть ли у нас предпосылки для возникновения такого масштабного общественного форума, инициированного православными христианами? Александр Архангельский сказал в завершение своего выступления на Митинге: "Первая мысль: в России такое невозможно. Это говорит разум. Вторая: а почему, собственно, невозможно? И это говорит вера". В России регулярно проходят несколько церковно-общественных форумов: Рождественские образовательные чтения, выставка "Православная Русь" и фестиваль православных СМИ "Вера и слово". Масштаб ни одного из них несопоставим с "Римини-Митингом". Причин здесь много, но главная - ориентация всех этих мероприятий на "випов" - священноначалие и чиновников. Инициатива их проведения исходит "сверху", "наверх" направлен и результат. Широкого мирянского движения, способного выдвигать своих политиков, задавать тон в общественных дискуссиях, быть полноценным институтом гражданского общества, в России на сегодняшний день нет. Есть лишь группы амбициозных граждан, пытающихся вещать от имени абстрактной "православной общественности". Однако это не значит, что наши небольшие церковно-общественные форумы не имеют потенциала. Когда начинался "Римини-Митинг", в России еще правил Брежнев. Самому старому православному форуму - Рождественским чтениям - нет еще и 15 лет. Уже в этом году "Православная Русь" переезжает в "Экспо-Центр" и совпадает по времени с "Верой и словом", что позволяет выше поднять планку каждого из мероприятий, частично объединив программу и дав гостям из регионов возможность участвовать в обоих. Увидим ли мы на этих площадках реальные общественные группы, людей с их чаяниями и свободные дискуссии о наших ценностях и приоритетах - покажет время.

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=57&tek=6219&issue=176



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме