itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Разруха в головах

0
184
Время на чтение 7 минут
Есть в "Комсомольской правде" постоянная авторская рубрика - "Очарованный странник". Ее ведущий Николай Варсегов путешествует по России: отыскивает заповедные уголки и вечные, сугубо российские, народные типы, к коим относит и себя, раз избрал в качестве "творческого амплуа" характеристику своеобразного лесковского героя. Его конек - картинки с натуры, без прикрас и оценок - действительно, не дело странника морализировать. И так, путешествуя по Волге, в конце августа забрел штатный КП-шный странник в город Вольск. Получилась статья "Чтобы нас не звали хамами, мы страну застроим храмами" (КП от 25.08.06, N124).

Странный странник

Вообще путевые заметки - жанр, который полюбился многим журналистам: что вижу - то и пою. Получается по-разному, в меру такта и таланта каждого, но в общем - не надо затруднять себя проверкой фактов, в случае конфликта - выслушиванием всех конфликтующих сторон. В этом Н. Варсегов не изменил себе. Но в остальном - в рассказе странника много странного и даже для этого автора не характерного. Что же касается Вольска - доброго и очень уютного городка (и таким, как правило, он остается в памяти гостей) - то у всех вольчан, прочитавших тот номер КП, остается горькое ощущение, что их облили помоями.

"На вонючем от мусора берегу Волги,- это первые строки статьи,- на окраине города Вольска сидели пьяные мальчики, разливали из канистры какую-то жидкость и по-взрослому матюгались". Описание суровых "вольских будней" подкрепляется фотографией какого-то заброшенного домика под снос (такой, кстати, можно найти где угодно, и не обязательно это следствие нищеты), и как бы в противовес ей - снимком строящегося, точнее, восстанавливаемого на прежнем месте Троицкого храма. На этой антитезе и строится материал: дескать, не ко времени в нищем Вольске-то храмы строят...

Михаил Булгаков подарил журналистам многих поколений очень любимую ими фразу: "Разруха не в клозетах, а в головах". Ее часто используют, потому что она справедлива. И если дальше продолжать мысль профессора Преображенского, когда каждый будет заниматься прямым своим делом - разруха исчезнет сама собой.

Церковь и занимается своим делом - строит храмы, ликвидирует разруху, которая, кстати сказать, не сама собой возникла. В Саратовской епархии было более тысячи церквей; до сего дня храмов дореволюционной постройки сохранилось не более пятидесяти, причем большая их часть превращена в руины. В Вольске в начале ХХ века на тридцать пять тысяч населения действовали двадцать три церкви. Сейчас здесь на шестьдесят семь тысяч жителей четыре храма, один из которых - бывший домовый (то есть изначально очень небольшой), второй расположен в приспособленном помещении, третий построен на территории военного училища, а четвертый, деревянный и по сути временный, сооружен лишь на тот период, пока строится Троицкий собор.

Вот из-за реконструкции Троицкого собора несколько лет назад в Вольске и ломались копья. Действительно, строительство - дело непростое и недешевое, но с Божией помощью возможное. Противники говорили то же, что сейчас повторяет Н. Варсегов: не ко времени..., а надо ли? Но сторонников оказалось больше, потому что Троицкий собор для Вольска - храм особый: "Церковь стояла на этом месте еще до того, как село Малыковка стало городом Вольском,- рассказывает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.- Сразу же по выходе указа Екатерины Второй жители нового уездного центра стали собирать средства на строительство каменного храма, при этом они искренне желали, чтобы он ничем не уступал столичным образцам. А все дело в том, что они понимали: торжественный, благолепный храм - это не просто архитектурное украшение города, но и то, что создано в назидание будущим поколениям. И главное, дом Божий - это место совместной, соборной молитвы за всех людей, здесь родившихся, живущих и уже ушедших. Наверное, еще не так давно наши предки всем сердцем чувствовали важность такой молитвы. По слову пророка и псалмопевца Давида: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж" (Пс. 126, 1)".

И вот храм строится, а противники его реконструкции - все против. Почему-то с ними и только с ними и пообщался странник (несколько имен названы), что наводит на мысль, что вовсе не случайно он сюда забрел... Обличений - масса, правда поначалу непонятно, кому они адресованы.

Вольский "криминал"

Первый упрек: "В Вольске из-за нищеты и разрухи давно уже ничего не строят, кроме... грандиозного православного храма". Здесь очень уместно вспомнить другого булгаковского персонажа, который, прочитав сии строки, мог бы громко зааплодировать страннику со словами: "Поздравляю вас, гражданин, соврамши!". Даже не приводя здесь перечня возводимых объектов самого что ни на есть социального назначения, можно утверждать, что в переделах видимости странника, если он подходил к Троицкому храму, находится строящийся многоквартирный жилой дом.

Второе обличение: в Вольске началась кампанейщина по сбору денег, тех, кто упирается, бьют административно... Сразу скажем, что каких-либо конкретных примеров с именами обиженных в статье нет. А есть такой, например, пассаж: "В центральном универмаге поставили жертвенную урну, чем озлобленный люд злорадно воспользовался: когда через месяц ту урну вскрыли, в ней насчитали три с половиной тысячи рублей и несколько матерных записок от "насильственно верующих"". Здесь логика изменяет страннику. Как это понимать? - В центральном универмаге кто-то насильно заставил людей засунуть эти записки в ящик для пожертвований?

Читаем дальше: "...Явились к людям энергичные патриоты, создали фонд "Духовное возрождение"... И скоро собрали фондовцы аж три миллиона рублей!" - "И где он сейчас, тот фонд? Где три миллиона?.. Уж год их сыскать не могут!",- науськивают странника его неназванные собеседники.

И это неправда. Во-первых, искать особо не надо - достаточно взглянуть на быстро растущие стены храма. Во-вторых, за каждый потраченный рубль благочинный Вольского округа священник Константин Марков отвечает лично: "Благотворительные средства теперь поступают непосредственно на специальный счет прихода. Все документы у меня на руках, и каждый может поинтересоваться, на какие работы направлены деньги. Еженедельно эти данные мы размещаем в районной газете "Вольская жизнь". Кроме того, многие вольские организации оказывают нам помощь услугами и материалами. Вот, например, завод ВМЗ на два месяца предоставил в наше распоряжение башенный кран, ОАО "Автомобилист" организовал перевозку кирпича, знаменитый Вольский цементный завод пожертвовал для стройки часть необходимого цемента. Помощи у руководителей организаций прошу обычно я сам, от имени общины. Никто из тех, к кому я обращался, не отказал".

Кризис жанра

В какой-то момент повествование о Вольске самым неожиданным образом прерывается и возникает... Л. К. Слиска. Нет, с ней страннику в Вольске встретиться не довелось. Н. Варсегов просто начинает цитировать некие документы: фрагмент интервью Любови Константиновны, письма с какими-то обвинениями в ее адрес, затем слабые голоса в защиту... При чем же здесь Вольск с его многострадальным храмом? Куда подевался жанр путевых заметок?

Ответ только один, очевиднее некуда: перед нами статья, если не заказная, то политически ангажированная, весьма сомнительный анти-пиар, в котором ни одно из обвинений не подтверждается, кроме "обвинения" в помощи монастырям и храмам! "Любовь к отеческим гробам - это по нынешним правилам игры очень, конечно, круто. Типа нравственно, не побоюсь этого слова,- пытается добить читателя безродный, по всей видимости, странник и начинает сгущать краски.- Но... депутатское ли это дело, когда в стране голодают дети, а многих с момента рождения находят замерзшими на помойках? Когда по всем городам страны орды бомжей, беспризорников, наркоманов, проституток и уголовников всех мастей. Когда на окраинах нечего жрать и нет крыши над головой, у нас состязаются: кто круче поставит церковь, кто больше отреставрирует монастырей и кладбищ".

И опять лукавый прием. На самом деле Н. Варсегов описывает симптомы страшной и реально существующей социальной болезни. Ее можно назвать нравственным разложением общества. Но состязание по строительству церквей существует лишь в воображении автора. Сам-то он действительно боится слова "нравственность", раз употребляет его вместе со словом-паразитом "типа". И беда в том, что никто пока не предложил реальных средств врачевания этой болезни - причем не симптомов, а причины ее - кроме Церкви, которая не устает повторять, что нельзя вылечить тело, не исцелив душу. И бомжей, наркоманов, проституток, брошенных детей не будет меньше, пока общество, забыв о Боге и традициях предыдущих поколений (о тех самых отеческих гробах, наконец!) ставит во главу угла новую "религию" - культ наслаждения. А без четких внутренних ориентиров каждый "наслаждается", как может...

В заключение своих "заметок" странник пытается нас убедить, что он вовсе не против строительства храмов: "Храмы необходимо ставить, но не такой коммунистической кампанейщиной, как раньше - в каждой дыре - памятники вождю". Заметим, правда, что в большинстве случаев гипсовых и чугунных вождей ставили именно на месте снесенных храмов, как было и в Вольске. И делает вывод: "Все то хорошо, что в меру: от принятия алкоголя, от вкусной пищи и до возведения церквей. Но мы, русские, зачастую меры не знаем - перепиваем, переедаем, так давайте хотя бы уж в святости не будем переусердствовать". Без комментариев. Что тут скажешь, кроме: "Разруха в головах"...

Вместо послесловия

Мы уже привыкли к тому, что есть ряд авторов и изданий в целом, которых страшно раздражает все, что связано с Русской Православной Церковью. Постоянно раздуваются скандалы: вокруг передачи Церкви имущества, у нее же отнятого, преподавания "Основ православной культуры" и тому подобного. Чаще всего такие публикации совершенно безосновательны и на логическом уровне необъяснимы. Ну не нравится им Церковь и все!

Но все же можно попытаться найти истоки этого потока лжи. В русском языке есть слово "лукавство". Лукавство - это когда ложь выдается за правду, когда обман надевает маску благонамеренности. И, наверное, даже не слишком религиозный человек знает, кого называют лукавым и отцом лжи. Тот изо всех сил пытается представить себя этаким безвредным шутником-милягой. На самом деле это не так, и гораздо ближе к истине выражения "сатанинская ненависть", "диавольская гордыня". А история этой ненависти началась тогда, когда одно из Божиих творений захотело занять место Бога. Каждый из тех, кто знает эти простые истины, прочитав варсеговское - "...И эту статью прошу признать Его (то есть Божиим - авт.) провидением" - сразу понял, с чьим лукавством мы в данном случае имеем дело.

Наталья Горенок
Пресс-служба Саратовской епархии

http://www.eparhia-saratov.ru/txts/journal/articles/02society/20060908.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горенок
Все статьи Наталья Горенок
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25