Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Остров" - наш ответ "Коду да Винчи"?

Павел  Лунгин, Комсомольская правда

11.09.2006


В субботу фильмом Павла Лунгина завершился Венецианский фестиваль …

Лунгина можно поздравить: впервые в истории Венецианского кинофестиваля его официальная программа закрылась показом российской картины. Сам режиссер называет ее этапной в своей карьере. Между тем аскетичный фильм, почти все действие которого разворачивается в затхлые 70-е в мужском монастыре на северном острове, не слишком отличается от его шумных городских романсов, лучшим из которых остается "Такси-блюз". Трагикомические сюжеты Лунгина всегда задавали "проклятые вопросы" - из тех, которыми маялись герои русской литературы. И Лунгину удавалось облечь мифы о "неповторимом российском пути" в форму, понятную международной аудитории.

"Духовная революция начнется с России"

Главную роль в "Острове", как и 15 лет назад в "Такси-блюзе", Лунгин отдал неповторимому, как загадочный "русский путь", актеру и музыканту Петру Мамонову. В новой картине Мамонов играет монаха-истопника, вся жизнь которого - искупление греха, совершенного во время войны. Его персонаж отец Анатолий живет в кочегарке, молится не по уставу, поклоны бьет не в те углы... Но при этом демонстрирует способности и к чтению судеб, и к исцелению людей, и к изгнанию дьявола. Таланты эти недоступны двум другим, "нормальным", монахам. Их у Лунгина сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев.

- "Остров" был готов к Каннскому фестивалю, где показывали многие ваши фильмы. Однако Канны картина не заинтересовала.

- Фестиваль - это тоже "произведение искусства". И если его открывает "Код да Винчи" - фильм, который, в общем, говорит, что Бога не было, то "Острову" там делать нечего.

Потому что мой фильм о том, что Бог есть. Остров в картине - это символ спасения. Этот остров существует, должен существовать в душе человека. Это сознание, знание, чувство того, что Бог есть.

Вообще мне кажется, что Европа сейчас в тупике, она ветшает, становится скучной, плоской. Виной тому отсутствие религиозного сознания. Миром правит хаос всеобщего эгоизма. Свобода выродилась в какую-то примитивную нищету души, когда никто ни для кого не хочет пошевелить пальцем. Думаю, что грядет некий духовный переворот, и начнется он у нас, в России. Когда-то мы обогнали всех с социалистической революцией - обгоняем и сейчас. Такова уж судьба нашей страны - вперед других проходить, проживать исторические этапы. Посмотрите, что происходит сейчас в Америке. После всех постигших ее напастей она тоже начала жить в осознании того, что существует добро и зло.

"Саморазрушение для меня в прошлом"

- Вы явно не сразу пришли к столь далеко идущим выводам.

- Я вообще экстремист по духу. У меня была довольно бурная молодость, я много занимался саморазрушением... Но на каком-то этапе путь внутреннего поиска привел меня к Богу. Я понял, что человек не создан для того, чтобы жить только материальными интересами или лежать на пляже раз в году.

- Эти духовные поиски созвучны тем, через которые прошел Мамонов?

- Конечно. Просто Петя совсем уж доводит все до безумия. Он сильно пил, потом чуть не умер, сейчас живет отшельником. Безумие - это форма его существования. В Пете Мамонове есть этот корень, этот ген. Он - особенный, абсолютно безжалостный к себе человек.

- Мамонова на главную роль взяли явно без проб?

- Петя был для меня условием существования этого фильма. Он - единственный, кто смог бы это сыграть. Сухорукова привел тот же Мамонов: "Ты не знаешь его, он совсем другой!" И правда, Витя оказался нежнейшим человеком. Он играет всех этих бандитов и психопатов, используя свой темперамент, но это совсем не он. Дюжев тоже, по-моему, актер большого потенциала. Но, как и Сухоруков, однобоко использовался в нашем кино.

- Вы не боялись брать на роли монахов актеров, за которыми долгий шлейф "бандитских" ролей?

- А он не мешает! Разбойники-монахи действительно существовали. Атаман Кудеяр пришел в монастырь...

"Церковь спасла нас от Грабового"

- Как отреагировала на картину церковь? "Остров" ведь в чем-то критичен по отношению к ней. "На голенищах архиерейских сапог больше всего грехов и умещается", - говорит у вас герой Мамонова.

- Иерархи Русской православной церкви картину еще не смотрели, но я показывал ее дружественно настроенным священникам, и у них позитивное к ней отношение. Мне кажется, что церковь достаточно мудра, чтобы понимать, что "Остров" - это фильм-притча. Это вовсе не церковное произведение.

- Храм отца Анатолия находится в кочегарке. Все его существование - укор многим священнослужителям, вконец закосневшим в своей привычке к комфорту. Многие из них ведь и в реальности уже на джипах в храм ездят. Вот персонаж Мамонова и отправляет любимые сапоги отца Филарета (Сухоруков) в огонь.

- Герой Мамонова - экстремист, и я смотрю на это с улыбкой. Если бы мы все пошли до конца по этому пути, то не было бы ни культуры, ни материального мира, ни того же самого кино. Остановить прогресс невозможно. И церковь как система, как институт необходима человечеству, иначе мы все бы погибли от безумных проповедников типа Грабового.

Для меня три героя "Острова" иллюстрируют три способа, три пути веры в Бога. Есть мучительный путь героя Мамонова, проживающего веру как боль. Есть детский - у людей, которые не знали искушения. Для меня персонаж Сухорукова Филарет верит в Бога именно как ребенок. Его вера безоблачна, он не знает мук. И третье отношение к Богу - как к службе. Это герой Дюжева. Бывший офицер, он как будто бы ждет от Бога новую звездочку на погоны. Эти три пути естественно сплелись в моем фильме. Герой его, конечно, Мамонов, но я не уверен, что путь героя Сухорукова хуже. Он просто иной.

"Цыганов сыграет Рахманинова"

- Вам не кажется, что мысли о России, о Боге пришли к вам по причине постоянного проживания во Франции?

- Да, Гоголь за границей писал "Мертвые души", то же самое с Буниным, Достоевским... Я, конечно, не сравниваю себя с ними, но за границей и вправду охватывает какое-то щемящее чувство. Сейчас я уехал из Франции, я уже почти как три года живу здесь. Раньше французы вкладывали деньги в мои фильмы. Теперь мне они не нужны - сегодня мне легче найти их в России. Да и мода на все русское во Франции давно прошла.

- Два слова о фильме, который сейчас снимаете.

- Он называется "Ветка сирени" и посвящен Сергею Рахманинову. Но это не биографический фильм. Скорее фантазия на тему Рахманинова, его отношений с женой. История о русском художнике, о музыке, о тяжести таланта. Рахманинова сыграет Евгений Цыганов, причем и молодого, и зрелого. Его жену - Вика Толстоганова. Еще будут сниматься Алексей Петренко и Вика Исакова, замечательно сыгравшая в "Острове" молодую женщину, одержимую бесами.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Павел ЛУНГИН родился 12 июля 1949 года в Москве, в семье сценариста Семена Лунгина ("Агония", "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!"). В 1971 году окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, а в 1980 году - Высшие сценарные курсы.

Дебютировал в кино как сценарист в 1976 году - фильмом "Все дело в брате". Написал сценарии к фильмам "Конец императора тайги", "Непобедимый", "Все наоборот". В 1990-м снял по собственному сценарию свой режиссерский дебют - фильм "Такси-блюз", за который был удостоен приза за режиссуру на Каннском кинофестивале.

3 самых известных фильма Лунгина:

"Такси-блюз"
"Свадьба"
"Олигарх"

Стас ТЫРКИН

http://www.kp.ru/daily/23770.5/57206/




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме